о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело №


заочное

27 декабря 2010 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Мацкевич Р.Н.

при секретаре Оленёвой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по иску И.А.В. к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании права собственности на жилое помещение,

установил:

И.А.В. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании права собственности на жилое помещение: однокомнатную квартиру № № в доме № № по проспекту <адрес> в городе <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Исковое требование истец мотивирует тем, что в 1986 г. в спорное жилое помещение вселился на основании ордера, однако, ответчиком здание, в котором находится спорная квартира, в нарушение законодательства было приватизировано, чем нарушено право истца на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения. Спорное жилое помещение в соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» подлежало передаче в муниципальную собственность, к отношениям по пользованию этим жилым помещением применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, что дает право на приобретение жилого помещения истцом в собственность.

Истец И.А.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя Б.С.В. В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца Б.С.В. действующая на основании доверенности от 29.09.2010 г., в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в иске, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, об отложении дела слушанием не просил, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил. С согласия представителя истца суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного судопроизводства.

Представителем ответчика К.Н.И. действующим на основании доверенности от 31.12.2009 г. со сроком действия до 31.12.2010 г., представлен письменный отзыв, согласно которого ответчик исковое требование не признает, поскольку ответчик является законным собственником спорного имущества, включенного в План приватизации предприятия, данное имущество может быть приобретено третьим лицом лишь на основании договора об отчуждении имущества. Основание иска не соответствует предмету иска, передача жилого помещения в собственность осуществляется уполномоченным собственником, к числу которых ответчик не относится. Отсутствует подтверждение факта обращения истца с заявлением о приватизации помещения. Администрацией <данные изъяты> не заявлялось требований о передаче жилых помещений в доме № № по пр.<адрес> в г.<адрес> в муниципальную собственность не заявлялось.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, о наличии уважительной причины неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не заявлял.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав и оценив в совокупности письменные доказательства, находит исковое требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно имеющемуся в материалах дела регистрационному свидетельству о собственности на недвижимость № помещения жилого здания площадью 3394,1 кв.м. по <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности АООТ «<данные изъяты> на основании Плана приватизации и распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ

Сторонами не оспаривается факт правопреемства ОАО «<данные изъяты>» от АООТ «<данные изъяты>», данное обстоятельство также установлено и Решением Арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №

В соответствии со ст.91 ч.1 п.2 ЖК РФ, ст.7 ЖК РСФСР, действовавшим в период вселения истца в помещение, ст.1 Закона РФ «Об основах жилищной политики», п.6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 общежития относятся к специализированному жилищному фонду, к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Согласно ст.2 п.5 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» данный закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда, действующее законодательство и ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не предусматривает приватизацию общежитий юридическими лицами и вообще приватизацию жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием.

Прямо запрещено включение в состав приватизируемого имущества жилищного фонда пунктом 1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993 г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий». Согласно ст.9 Закона РФ «Об основах жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их полном хозяйственном ведении, должен быть передан либо в полное хозяйственное ведение правоприемников, либо в ведение органов местного самоуправления.

Таким образом, законодательство о приватизации не предусматривало возможности передачи права собственности на жилые помещения приватизируемым предприятиям.

В соответствии с абз.1 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации.

Согласно ст.166 ГК РФ).

Разрешая исковое требование И.А.В. суд исходит также из того, что Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» вступил в силу в 1991 году, в собственность АООТ «<данные изъяты>» здание в порядке приватизации передано лишь в 1993 году.

Из буквального смысла статьи 7 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, граждане, занимающие вышеуказанные жилые помещения, с момента вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Согласно письма администрации <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № № и территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № № жилой дом № <адрес> по пр.<адрес> в г.<адрес> в реестре муниципальной собственности не значится.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № администрации <адрес> отказано в удовлетворении искового требования о признании права собственности и истребовании имущества по <адрес> в городе <адрес> лишь в отношении нежилых помещений, в отношении жилых помещений исковые требования не заявлялись.

Однако, отсутствие факта передачи в собственность муниципального образования помещений жилищного фонда, подлежащих безусловной передаче в силу закона, не может служить основанием для ограничения права гражданина на приобретение в собственность занимаемого на законном основании жилого помещения.

Стороной ответчика не опровергнуто, что занимаемое истцом жилое помещение не имеет атрибутов общежития.

В соответствии со ст.109 ЖК РСФСР общежитием являются жилые дома. Предназначенные для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся и других граждан в период работы или учебы. При этом, общежитие должно быть укомплектовано мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения для проживающих граждан.

Доказательств вселения И.А.В. в спорное жилое помещение в связи с исполнением трудовых обязанностей не представлено.

Как следует из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, истец в 1986 году вселился в жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> на основании обменного ордера, выданного исполкомом Томского горсовета народных депутатов.

В соответствии со ст.67 и 69 ЖК РСФСР (действовавшего в момент осуществления обмена) обмен жилыми помещениями производился со взаимной передачей прав и обязанностей, с согласия предприятия, в ведении которого находился жилищный фонд.

Путем выдачи обменного ордера, с учетом выше изложенных обстоятельств, И.А.В. вселился в спорное жилое помещение на условиях социального найма.

Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона РФ от 20 мая 2002 года) предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 Жилищного кодекса РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальную собственность (муниципальный жилищный фонд), могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация таких прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Перечень прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, предусмотренный ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса РФ, не является исчерпывающим (ч. 2 ст. 67 названного Кодекса).

Согласно кадастрового паспорта помещения и технического паспорта жилое помещение (инв. Номер №), расположенное по адресу: <адрес>, является изолированным, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Из справки ЖЭУ ОАО «<данные изъяты>» следует, что кроме И.А.В. в спорном жилом помещении никто не зарегистрирован. Согласно Сведений Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от <данные изъяты> И.А.В. право приватизации не использовал, согласно Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не зарегистрированы права И.А.В. на недвижимое имущество.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Следовательно, И.А.В. имеет право на приватизацию жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст.12 Жилищного кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно ст.17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать право собственности И.А.В. на жилое помещение: однокомнатную квартиру № № в доме № № <адрес>, площадью общей <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м (инв. Номер №

В течение 7 дней со дня получения копии решения ответчиком может быть подано заявление в Советский районный суд <адрес> об отмене заочного решения в случае предоставления доказательств уважительной причины неявки в судебное заседание при отсутствии возможности извещения суда о наличии таких причин и предоставлении доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого решения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу заявления об отмене заочного решения или вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.

Председательствующий: подпись

На момент публикации решение в законную силу не вступилоч