Решение вступило в законную силу 12.01.2011г.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2010 г. г.Томск

Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Величко М.Б.

при секретаре Вершининой Ю.А.,

с участием представителя ответчика Макаревича Е.Н. – Скосарева М.В., действующего на основании доверенности от 16.03.2010г., сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Томску к Макаревичу ЕН о взыскании недоимки, пени, налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Томску (далее - ИФНС России по г. Томску) обратилась в суд с иском к Макаревичу ЕН, просит удовлетворить следующие требования:

взыскать в пользу соответствующего бюджета сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) в размере <данные изъяты> рублей, в том числе:

- <данные изъяты> рублей – сумма налога на доходы физического лица за 2006г.;

- <данные изъяты> рублей – пени по НДФЛ;

- <данные изъяты> рублей – налоговые санкции по НДФЛ.

В обоснование истец указал, что по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет НДФЛ за период с 01.01.2006г. по 31.12.2007г., единого социального налога (далее - ЕСН), налга на добавленную стоимость (далее - НДС), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), правильности исчисления и своевременности удержания, перечисления в бюджет налоговым агентом НДФЛ за период с 16.05.2007г. по 30.07.2007г. Макаревич Е.Н. был привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДФЛ за 2006 год в размере <данные изъяты> рублей (с учетом смягчающих обстоятельств), недоимка в размере <данные изъяты> рублей по НДФЛ за 2006 год, также ему были начислены пени в размере <данные изъяты> рублей.

Указанные обстоятельства отражены в решении заместителя начальника ИФНС России по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ №, которое Управлением ФНС России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № оставлено без изменения. Основанием для доначисления НДФЛ за 2006 год стало не исчисление и неуплата налога с доходов, полученных от продажи автомобилей в размере <данные изъяты> рублей. Макаревичу Е.Н. было направлено Требование об уплате налога, пени и налоговых санкций № со сроком уплаты 29.05.2010г. Поскольку сумма задолженности по НДФЛ за 2006г., пени и налоговых санкций в размере <данные изъяты> рублей не уплачена ответчиком, просит удовлетворить заявленные требования.

В судебное заседание истец своего представителя не направил, ответчик не явился, причин неявки не сообщили, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ответчика Скосарев М.В. в судебном заседании требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что кассационным определением Томского областного суда от 17.12.2010г. решение ИФНС России по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ № в части начисления недоимки, пени, штрафов по НДФЛ за 2006 год признано незаконным, следовательно, оснований для взыскания начисленных сумм не имеется.

Изучив представленные доказательства, выслушав пояснения явившихся участников судебного заседания, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу пункта 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (пункт 6 статьи 89 НК РФ).

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. (пункт 8 статьи 89 НК РФ).

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (пункт 8 статьи 89 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (пункт 5 статьи 100 НК РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 100.1 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ, акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (пункт 2 статьи 100 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 100 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из решения решений: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (пункт 9 статьи 100 НК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (пункт 1 статьи 101.3 НК РФ).

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 3 статьи 101.3 НК РФ).

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ).

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения (пункт 1 статьи 104 НК РФ).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).

Анализ изложенных положений НК РФ позволяет сделать вывод, что налоговый орган, обращаясь в суд с иском к налогоплательщику – физическому лицу с требованием о взыскании недоимки по налогам (сборам), пени, штрафа, в силу статьи пункта 1 статьи 56 ГПК РФ должен доказать следующие обстоятельства: наличие вступившего в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, направление в установленный законом срок требования о взыскании сумм налога, пени, штрафа, соответствие такого требования статье 69 НК РФ.

Как установлено в судебном заседании налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет Макаревичем Е.Н. налога на доходы физических лиц за период 2006-2007 годов, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2006-2007 годов, правильности исчисления и своевременности удержания, перечисления в бюджет налоговым агентом налога на доходы физических лиц за период с 16.05.2007 по 30.07.2007.

По итогам проверки составлен акт (листы дела 137-148). В результате рассмотрения материалов налоговой проверки принято решение № от 28.01.2010 (далее — решение Инспекции) (листы дела 18-34) о привлечении Макаревича Е.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Макаревичу Е.Н. начислены:

-штраф по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса России. Федерации за непредставление налоговой декларации по НДФЛ за 2006 год в течение 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате по основной декларации, 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 дня <данные изъяты> рублей, (пункт 2.1. решения Инспекции), в связи с наличием смягчающих обстоятельств, размер штрафа уменьшен в порядке пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до <данные изъяты> рублей,

-штраф по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации РФ за непредставление налоговой декларации НДФЛ за 2007 год в течение 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате по основной декларации, 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 дня в сумме <данные изъяты> рублей (пункт 2.2. решения Инспекции), в связи с наличием смягчающих обстоятельств, размер штрафа уменьшен в порядке пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до 10 <данные изъяты> рублей,

-штраф по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации за 2007 год в течение 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате по основной декларации, 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 дня в сумме <данные изъяты> рублей (пункт 2.3. решения Инспекции), в связи с наличием смягчающих обстоятельств, размер штрафа уменьшен в порядке пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до <данные изъяты> рублей,

- штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДФЛ за 2007 год в размере 20 процентов от не уплаченной суммы налога в размере <данные изъяты> рублей (пункт 2.4 решения), в связи с наличием смягчающих обстоятельств, размер штрафа уменьшен в порядке пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до <данные изъяты> рублей,

- штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности за 2007 год в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в размере <данные изъяты> рублей (пункт 2.5 решения), в связи с наличием смягчающих обстоятельств, размер штрафа уменьшен в порядке пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до <данные изъяты> рублей,

- штраф по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской размере <данные изъяты> рублей, в связи с наличием смягчающих обстоятельств, размер штрафа уменьшен в порядке пункта 1 статьи 112, пункта 3 стаи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до <данные изъяты> рублей,

- пени по состоянию на 28.01.2008 в сумме <данные изъяты> рублей (пункт 3 решения Инспекции), в том числе <данные изъяты> рублей по НДФЛ, <данные изъяты>. рублей по НДФЛ, <данные изъяты> рублей — по ЕСН.

Макаревичу Е.Н. предложено уплатить недоимку по НДФЛ за 2006 год в сумме <данные изъяты> рублей, за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей, по ЕСН за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей, а также суммы пени и штрафов (пункт 4 решения Инспекции).

Решение заместителя начальника ИФНС России по г. Томску от 28.01.2010г. №, Управлением ФНС России по Томской области от 24.04.2010г. № оставлено без изменения.

ИФНС России по г. Томску направлено Макаревич Е.Н. требование № (л.д. 9-10) об уплате недоимки по НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей, пеней по НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей, штрафа — <данные изъяты> рублей.

Согласно письменному пояснению представителя истца (л.д. 182-187), на момент подачи иска, задолженность, указанная в требовании № (со сроком уплаты до 29/05/2010 г. не погашена на общую сумму в <данные изъяты> рублей, состоящей из недоимки по НДФЛ за 2006 год в размере <данные изъяты> рублей, пеней по НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей, штрафа — <данные изъяты> рублей.

Макаревич Е.Н. обратился в Кировский районный суд г. Томска с заявлением об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску №В от 28.01.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2006 год в сумме <данные изъяты> рублей, привлечения его к налоговой ответственное по части 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа по НДФЛ за 2006 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей.

Решением Кировского районного суда г. Томска от 27.09.2010г. в удовлетворении заявленных требований Макаревича Е.Н. отказано.

Кассационным определением Томского областного суда от 17.12.2010г. решение Кировского районного суда г. Томска от 27.09.2010г. отменено, принято новое решение о признании незаконным решения ИФНС России по г. Томску от 28.01.2010г. №В в части начисления недоимки, пени, налоговых санкций по НДФЛ.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из указанного кассационного определения от 17.12.2010г., имеющего преюдициальное значение для рассматриваемого спора, следует, что налоговый орган не опроверг утверждения Макаревича Е.Н. об оказании им посреднических услуг по реализации чужих автомобилей, у Инспекции не было оснований квалифицировать спорные денежные средства, вырученные от продажи автомобилей в сумме <данные изъяты> рублей за период 2006 года как доход Макаревича Е.Н., полученный им от реализации собственного имущества. Следовательно, сумма налога в размере <данные изъяты> рублей начислена Инспекцией заявителю необоснованно, поскольку принадлежность проданных автомобилей Макаревичу Е.Н. не доказана. Данная сумма налога при этом исчислена с учётом права Макаревича Е.Н. на получение имущественного вычета при продаже собственного автомобиля Тайота крюгер ОКН

Привлекая заявителя к ответственности за неуплату НДФЛ за период 2006 года, налоговый орган начислил в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации также и пени в размере <данные изъяты> рублей на неправомерно определённую недоимку по НДФЛ, в связи с чем решение Инспекции в данной части также подлежит признанию незаконным за недоказанностью размера начисленной пени.

Кроме того, налоговый орган, привлёк Макаревича Е.Н. к ответственности за спорный период по части 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В силу указанной нормы налогоплательщик обязан к уплате штрафа за непредставление в налоговый орган налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации. При этом, размер, подлежащего уплате штрафа устанавливается в процентном отношении к сумме налога, подлежащего уплате по данной декларации.

Сумма подлежащего уплате Макаревичем Е.Н. налога Инспекцией с достоверностью не установлена, в связи с чем начисленный заявителю размер штрафа незаконен, иной размер штрафной санкции налоговым органом не доказан.

Таким образом, истцом не доказано обстоятельство наличия вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении ответчика к налоговой ответственности.

Начисление налоговым органом сумм недоимки по НДФЛ за 2006г., пени, налоговых санкций по НДФЛ признано незаконным, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Томску к Макаревичу ЕН о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2006 год, пени, налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска.

Судья: