об обжаловании решения органов местного самоуправления



2-3986/10

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 декабря 2010 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Погребковой Л.С.,

с участием представителя заявителя Юдниковой И.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Ким А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Таранюка И.П. о признании незаконным отказа администрации Советского района г.Томска в заключении договора приватизации жилого помещения,

установил:

Таранюк И.П. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным отказа администрации Советского района г.Томска в заключении договора приватизации жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что он является нанимателем указанной квартиры. Совместно с ним в квартире зарегистрирован Лукашевичюс В.К-Ю.

Администрация Советского района г.Томска отказала в заключении договора передачи квартиры в собственность в связи с отсутствием нотариального согласия Лукашевичюса В.К-Ю. на приватизацию заявителем квартиры.

С отказом Таранюк И.П. не согласен, так как хотя Лукашевичюс В.К-Ю. и зарегистрирован по указанному адресу, однако он не является его членом семьи как нанимателя, а значит договор приватизации может быть заключен и без его согласия.

Просил признать неправомерным отказ в заключении договора приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность на администрацию Советского района г.Томска заключить договор приватизации указанной квартиры с Таранюком И.П.

Заявитель в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя Юдникова И.А. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Указала, что имеются вступившие в законную силу решения суда, о которых администрации Советского района г.Томска было известно, и из которых следует, что Лукашевичюс В.К.-Ю. не является членом семьи нанимателя, не приобрел самостоятельного права пользования спорным жилым помещением.

Представитель заинтересованного лица Ким А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, так как не усматривала оснований незаконности отказа. Пояснила, что кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21.09.2010г администрации отказано в удовлетворении требований о выселении Лукашевичюса В.К.-Ю., следовательно, он имеет право пользования спорным жилым помещением и его согласие на приватизацию необходимо.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что решением администрации Советского района г.Томска Таранюк И.П. признан нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>.

09.10.10г. Таранюк И.П. обратился в администрацию Советского района г.Томска с заявлением о приватизации.

11.11.10г. заявителю было отказано в заключении договора передачи по причине отсутствия согласия Лукашевичюса В.К-Ю. на приватизацию, предложено обратиться в суд о признании не приобретшим или утратившим право пользования жилым помещением Лукашевичюса В.К.-Ю.

Статья 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п.9 решения Думы г. Томска от 24.05.2005 N 916 (ред. от 10.08.2010) "Об утверждении структуры администрации Города Томска" (вместе со "Структурой (перечнем органов) администрации Города Томска") в структуру администрации г.Томска входит в том числе и администрация Советского района Города Томска.

Как следует из п. 1.1. решения Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 10.08.2010) "Об учреждении органов администрации Города Томска и утверждении положений об органах администрации" с положением об администрации Советского района Города Томска, администрация Советского района Города Томска является территориальным органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению администрации Города Томска в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, в границах внутригородской территории - Советского района Города Томска.

В силу п. 3.1.2. Положения администрация Советского района г.Томска организует приватизацию жилых помещений муниципального жилищного фонда, оформляет документы по приватизации, заключает и расторгает договоры передачи в собственность граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведет учет приватизированных жилых помещений.

Пунктом 2.5 Положения об отделе по учету и распределению жилой площадью, являющегося приложением к постановлению главы администрации Советского района от 11.01.2009г. №17 основной задачей отдела является заключение договоров передачи жилых помещений в собственность граждан, принятие приватизированных квартир в муниципальную собственность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в рамках полномочий администрации Советского района г.Томска.

В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Справкой ООО «Ж» от 09.11.10г. подтверждается, что в указанной квартире кроме Таранюка И.П. зарегистрирован Лукашевичюс В.К-Ю. Сведения о том, что он является родственником нанимателя отсутствуют.

Как следует из положений ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приватизацию жилья возникает не у всех проживающих в жилом помещении, а только у нанимателя и членов его семьи. Другие граждане, поднаниматели и временные жильцы, в приватизации жилого помещения не участвуют, поскольку они проживают в нем временно и не приобретают самостоятельного права на жилое помещение.

Решением Советского районного суда г.Томска от 06.07.2009г, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20.10.2009г, Лукашевичюсу В.К.-Ю. отказано в удовлетворении требований о признании его членом семьи нанимателя спорного жилого помещения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21.09.10г. по делу по иску администрации Советского района г.Томска к Лукашевичюсу В.К.-Ю. о выселении установлено, что Лукашевичюс В.К.-Ю. членом семьи нанимателя спорной квартиры Таранюка И.П. не является, не приобрел право пользования жилым помещением.

Согласно действующего законодательства регистрация гражданина по месту жительства является административным актом и не влияет на права граждан на жилое помещение, постановка на учет и снятие с регистрационного учета по месту жительства сами по себе не влекут возникновения или прекращения прав гражданина на жилое помещение.

При таких обстоятельствах, отказ администрации Советского района г.Томска по основанию необходимости Таранюку И.П. представить согласие Лукашевичюса В.К.-Ю. является неправомерным, а требования заявителя в данной части подлежащими удовлетворению.

Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска (в ред. решения Думы г. Томска от 27.06.2006 N 185) Администрация города Томска является органом местного самоуправления. Администрация Советского района г.Томска является территориальным органом администрации г.Томска.

На основании ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Поскольку решение вопроса о заключении договора приватизации относится к исключительной компетенции администрации г.Томска, территориальным органом которой является администрация Советского района г.Томска, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на администрацию Советского района г.Томска принять решение по заявлению Таранюка И.П. о заключении договора передачи <адрес> в соответствие с действующим законодательством в установленный ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Таранюка И.П. удовлетворить.

Признать отказ администрации Советского района г.Томска в заключении с Таранюком И.П. договора передачи в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию Советского района г.Томска в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Таранюка Игоря Петровича в соответствие с действующем законодательством.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: решение не вступило в законную силу