о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж



Дело № 2-3780/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03.12.2010 г. Советский районный суд г.Томска в составе:

судьи Миркиной Е.И.,

при секретаре Орловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славской Л.А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Славская Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении пенсии, с учетом последующих уточнений указав, что 12.07.2010г. она обратилась в ПФ за назначением ей досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ей было отказано в назначении данной пенсии, в её специальный стаж не были включены следующие периоды: с 27.06.1986 г. по 30.06.1991 г. в должности педагога начальных классов в ясли-саду № <данные изъяты>, с 19.09.1994 г. по 18.12.1994 г. с 01.02.1996 г. по 23.04.1997 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты>. С решением ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области не согласна, считает, что в указанные периоды она занималась педагогической деятельностью, выполняла работу, соответствующую должностям, предусмотренным Списками, неправильное наименование ее должностей работодателем недолжно ущемлять ее право на назначение досрочно пенсии по старости. Просит суд обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области включить в ее педагогический стаж периоды работы: с 27.06.1986 г. по 30.06.1991 г. в должности педагога начальных классов в ясли-саду № <данные изъяты>, с 19.09.1994 г. по 18.12.1994 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты>, с 19.12.1994 г. по 31.01.1996 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты> по совместительству, с 01.02.1996 г. по 23.04.1997 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты>, с 01.07.2010 г. по 14.09.2010 г. в должности воспитателя в ОГОУ «Общеобразовательная школа-интернат «<данные изъяты>» и назначить пенсию с момента возникновения права, т.е. с 14.09.2010 г.

В судебном заседании Славская Л.А. иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Драчева С.Б. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суть которого сводится к следующему. ПФ РФ лишен возможности устанавливать тождество профессий и должностей. В период с 27.06.1986 г. по 30.06.1991 г. истец работала в должности педагога начальных классов в ясли-саду № <данные изъяты>, такой должность в Списках не поименовано, в связи с чем данный период работы не был включен в ее специальный стаж работы. Периоды работы с 19.09.1994 г. по 18.12.1994 г., с 19.12.1994 г. по 31.01.1996 г., с 01.02.1996 г. по 23.04.1997 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты> не были включены также на том основании, что такая должность не поименована в Списках. В Списках указана должность руководителя физического воспитания. Эти должности не тождественны, обе включены в ЕТКС.

Выслушав стороны, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Славской Л.А. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Статья 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2002 года, закрепляла, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Аналогичная норма содержится и в п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии и на момент рассмотрения настоящего иска), где устанавливается, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Пункт 2 ст.27 указанного выше Федерального закона в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии и в настоящее время, устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

По смыслу указанных выше норм закона право на получение пенсии за выслугу лет педагогических работников законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

В соответствии с решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области № 3357 от 23.09.2010 года Деминой Л.К. в назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Из подсчета льготного стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, исключены периоды: с 27.06.1986 г. по 30.06.1991 г. в должности педагога начальных классов в ясли-саду № <данные изъяты>, с 19.09.1994 г. по 18.12.1994 г., с 01.02.1996 г. по 23.04.1997 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты>, т.к. работа протекала в должностях, не предусмотренных Списками.

Согласно разъяснениям в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно трудовой книжке Славской Л.А. в период с 27.06.1986 г. по 30.06.1991 г. она работала в должности педагога начальных классов в ясли-саду № <данные изъяты>.

Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Списками профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067) такая должность как педагог начальных классов не предусмотрена.

Вместе с тем истец утверждает, что такой должности в ясли-саде № <данные изъяты>, в котором она работала, никогда не было, ее педагогом начальных классов не переводили, весь спорный период она продолжала работать воспитателем. Указание в приказе на перевод ее педагогом начальных классов связывает с получением ею высшего образования по соответствующей специальности.

Данные доводы истца полностью нашли свое подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Так из трудовой книжки истца, архивной справки от 22.07.2010 г. следует, что в ясли-сад № <данные изъяты> Славская Л.А. была принята 27.02.1986 г. на должность воспитателя, 27.06.1986 г. переведена педагогом начальных классов на основании приказа от 31.07.1989 г., а 01.07.1991 г. вновь переведена воспитателем, при этом указано, что установлен новый должностной оклад.

В самом тексте приказа от 31.07.1989 г. о переводе истца на должность педагога начальных классов указано, что основанием такого перевода является диплом и заявление.

Из заявления Славской Л.А. от 19.07.1989 г. следует, что она просила перетарифицировать ее в связи с окончанием института. Ни о каком переводе на другую должность в этом заявлении просьбы не содержится.

Из копии диплома истца следует, что она 26.06.1989 г. закончила <данные изъяты> государственный педагогический институт, где обучалась по специальности педагогика и методика начального обучения, по окончании ей присвоена квалификация учителя начальных классов.

Из штатных расписаний за 1986 г.-1991 г. следует, что в штате ясли-сада № <данные изъяты> должности педагога начальных классов в спорный период не было.

Приказом № 2044 от 1.08.1986 г. Славской Л.А. был увеличен тарифный разряд (оклад) с 85 руб. до 90 руб., при этом в приказе указано, что она является воспитателем.

Также свидетель А. подтвердила, что в ясли-саде № <данные изъяты> никогда педагога начальных классов не было, начальных классов тоже не было, ясли-сад являлся обыкновенным дошкольным учреждением. Истец весь период работала воспитателем, ее трудовые функции в период с 1986 г. по 1991 г. никак не изменялись.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается что в период с 27.06.1986 г. по 30.06.1991 г. истец фактически работала воспитателем в ясли-саду № <данные изъяты>, то есть в должности, предусмотренной Списками. В связи с этим данный период работы подлежит включения в ее специальный стаж.

Также в специальный стаж истца ответчиком не были включены периоды работы с 19.09.1994 г. по 18.12.1994 г., с 01.02.1996 г. по 23.04.1997 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты>. Период с 19.12.1994 г. по 31.01.1996 г. на предмет соответствия занимаемой должности Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, ответчиком не оценивался, т.к. истцом не было представлено документов, подтверждающих работу в указанный период в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты> по совместительству.

Работа истца в указанные периоды в указанных должностях и учреждении подтверждается записями в ее трудовой книжке, архивными справками от 22.07.2010 г., от 11.08.2010 г., от 28.07.2010 г., от 01.12.2010 г., справкой от 12.02.1996 г., приказом от 18.01.1995 г., заявлением Славской Л.А. от 15.12.1994 г.

Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Списками профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067) такая должность как инструктора по физкультуре не предусмотрена.

В то же время Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781) и Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067) предусмотрена такая должность как руководитель физического воспитания.

Истец утверждает, что в спорные периоды она фактически работала руководителем физического воспитания, поскольку планировала, организовывала и проводила занятия с детьми, занималась их воспитанием.

В соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования РФ, утвержденными Постановлениями Министерства труда РФ № 33 от 11.11.1992 г. и № 46 от 17.08.1995 г. инструктор по физической культуре выполняет следующие должностные обязанности. Проводит работу по обучению детей в соответствии с программой и методиками физического воспитания. Определяет задачи и Определяет задачи и содержание занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей детей. Обучает детей владению навыками и техникой выполнения упражнений, формирует их нравственно-волевые качества. Обеспечивает полную безопасность детей при проведении физических и спортивных занятий. Оказывает первую доврачебную помощь. Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений. Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья детей и регулирует их физическую нагрузку. Отвечает за жизнь и здоровье детей.

Руководитель физического воспитания должен выполнять следующие должностные обязанности. Планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждении. Осуществляет проведение учебных занятий по физическому воспитанию обучающихся в объеме 360 часов в год и руководство работой преподавателей физкультуры. Организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися. Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки. Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке. Отвечает за организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий в каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей. Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку. Организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья. Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением правил техники безопасности, за хранением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования. Планирует ассигнования на приобретение спортивного имущества. Содействует подготовке общественных физкультурных кадров. Составляет отчетность по установленной форме.

Таким образом, в основе должностных обязанностей руководителя физического воспитания лежит воспитание детей, организация учебного процесса, тогда как инструктор по физической культуре проводит обучение детей в соответствии с уже разработанными программой и методиками физического воспитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" руководителям физического воспитания образовательных учреждений, наряду с воспитателями дошкольных образовательных учреждений установлена педагогическая нагрузка 36 часов в неделю, тогда как инструкторам по физической культуре такая нагрузка установлена 30 часов в неделю.

Следовательно, законодатель приравнивает работу руководителя физического воспитания к работе воспитателя, а инструктора по физической культуре выделяет в отдельную категорию педагогических работников, устанавливая для него иные требования.

Из служебной записки заведующего ясли-садом № <данные изъяты>, утвержденной 24.11.1994 г. генеральным директором АООТ <данные изъяты>, следует, что оплату инструктора по физической культуре проводили в порядке, предусмотренном для воспитателя дошкольного учреждения.

Из штатного расписания за 1995 г. следует, что инструктор по физической культуре был включен в состав педагогического персонала.

Таким образом, из указанных доказательств следует, что в указанные периоды истец, работая в должности инструктора по физической культуре фактически выполняла функции руководителя физического воспитания. Неправильное поименование ее должности работодателем не может ущемлять ее прав на включение данного периода в специальный стаж, необходимый для досрочного назначение пенсии.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Поскольку работа поименованных в Списках педагогических работников до 01.09.2000 г. не требовала для включения в специальный стаж выполнения нагрузки на ставку, период работы истца по совместительству также подлежит включения в стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В связи с этим суд находит возможным включить указанные периоды работы Славской Л.А. в качестве инструктора по физической культуре в ее специальный стаж.

Также истцом заявлено требование о включении в ее специальный стаж периода работы с 01.07.2010 г. по 14.09.2010 г. в должности воспитателя в ОГОУ «Общеобразовательная школа-интернат «<данные изъяты>».

Из решения ответчика от 23.09.2010 г. следует, что период работы в должности воспитателя в ОГОУ «Общеобразовательная школа-интернат «<данные изъяты>», предшествующий данному периоду, включен в специальный стаж истца.

В соответствии со справкой от 30.11.2010 г. Славская Л.А. с 30.06.2010 г. по 14.09.2010 г. работала в должности воспитателя в ОГОУ «Общеобразовательная школа-интернат «<данные изъяты>» на полную ставку, отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков, отпусков по уходу за ребенком ей не предоставлялось.

На основании изложенного суд находит возможным включить в специальный стаж истца указанный период.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Поскольку на момент обращения в ПФ РФ истец не имела необходимый для назначения пенсии стаж 25 лет даже с учетом включения спорных периодов, требуемый стаж ею был выработан 14.09.2010 г., следовательно ее требование о назначении ей пенсии с момента возникновения права, а именно с 14.09.2010 г. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Славской Л.А. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области включить Славской Л.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следующие периоды: с 27.06.1986 г. по 30.06.1991 г. в должности педагога начальных классов в ясли-саду № <данные изъяты>, с 19.09.1994 г. по 18.12.1994 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты>, с 19.12.1994 г. по 31.01.1996 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты> по совместительству, с 01.02.1996 г. по 23.04.1997 г. в должности инструктора по физкультуре в ясли-саду № <данные изъяты>, с 01.07.2010 г. по 14.09.2010 г. в должности воспитателя в ОГОУ «Общеобразовательная школа-интернат «<данные изъяты>».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области назначить Славской Л.А. досрочную пенсию по старости на основании п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 14.09.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья Е.И. Миркина

решение вступило в законную силу 21.12.10г.