12 января 2011 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Карелиной Е.Г.,
при секретаре Травковой Е.Ю.,
с участием истца Жукова Л.Д.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области – Драчевой С.Б., выступающей на основании доверенности № 2 от 11.01.2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по исковому заявлению Жукова Л.Д. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области о признании незаконным распоряжения, взыскании недополученной пенсии
установил:
Жуков Л.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области, в котором просил признать распоряжение ГУ УПФР от 24.06.2010 г. незаконным.
В обоснование исковых требований истец указал, что с 21.01.1992 г. получает трудовую пенсию по старости. Имеет непрерывный трудовой стаж работы на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера 41 год. После достижения пенсионного возраста продолжал работать слесарем Строительно-монтажного управления И. комбината до 24.09.1994 г. Предприятие находится на территории Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия), относящегося к районам Крайнего Севера, при этом к заработной плате применялся коэффициент 1,7.
24.06.2010 г. ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области принято распоряжение об изменении размера пенсии с учетом повышенного отношения заработков на основании Информационного письма Департамента пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 г. № 1199-16 и Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 10.05.2003 г. № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке». При этом, истцу ответчиком был снижен размер пенсии. Ответчиком разъяснено, что для работающих на территории Оймяконского района р. Саха применяется коэффициент 1,6.
Как указал истец, информационное письмо не является нормативным актом, носит только информационный характер, и применение его в целях перерасчета пенсии в сторону снижения размера пенсии незаконно и недопустимо.
В связи с чем, данное распоряжение нарушает его пенсионные права и является незаконным.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Увеличив требования, просил также взыскать с ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области сумму недовыплаченной пенсии за период с 01.07.2010 г. по 31.12.2010 года в размере 12000 рублей.
Истец пояснил, что проработал более 40 лет в районе Крайнего Севера- Оймяконском районе р. Якутия(Саха), где к заработной плате применялся районный коэффициент 1,9, установленный органами власти республики. С 1992года ему назначена и выплачивается пенсия по старости. В 1995 году он переехал на постоянное место жительства в г. Томск. С 2002 года при перерасчете пенсии ответчиком было применено повышенное соотношение заработков -1,9, с учетом этого коэффициента пенсия выплачивалась до 01.07.2010года, размер пенсии до издания оспариваемого распоряжения составлял 15353, 38 рублей. 24.06.2010года распоряжением ответчика изменен в сторону уменьшения его размер пенсии, поскольку применен коэффициент повышенного отношения заработков- 1,7, вместо применяемого ранее 1,9, с чем истец не согласен, указывая, что коэффициент в Оймяконском районе р. Саха(Якутия) установлен в размере 1,9 и ответчик не вправе был применять иной коэффициент и уменьшать его размер пенсии.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области Драчева С.Б. требования истца не признала. Указала, что при перерасчете размера пенсии Жукова Л.Д. с 01.01.2002г. на основании ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях» был необоснованно применен коэффициент повышенного соотношения заработка, установленный не в централизованном порядке, а установленный местными органами власти р. Саха – 1,9. Ошибка была обнаружена в июне 2010 г., поэтому с июля 2010 г. размер пенсии истца был пересмотрен - уменьшен и рассчитан с учетом районного коэффициента, установленного в централизованном порядке, для непроизводственных отраслей, который в Оймяконском районе Якутской АССР составляет 1,6.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Трудовой книжкой Жукова Л.Д. АТ-1 №, заполненной 27.03.1956 г., справкой из архива АК «И.» № от 12.02.2008 г. подтверждается, что Жуков Л.Д. с 26.09.1965 г. по 24.09.1994 г. работал в Строительно-монтажном управлении И.» (согласно Уставу сокращенное наименование АК «И.»). Предприятие находится на территории Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия), который отнесен к районам Крайнего Севера. Из материалов пенсионного дела Жукова Л.Д. следует, что его страховой стаж на 24.09.1994года составил 36 лет 5 месяцев 8 дней.
Как следует из архивной справки(л.д.10), в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1960 г. № 148 с 01.02.1960 г. по 30.09.1991 г. к заработной плате применялся районный коэффициент - 1,7, с 01.10.1991 г. по день выдачи справки(12.02.2002г.) применяется районный коэффициент - 2,0 на основании Постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 04.10.1991 г.
Из пояснений сторон, протокола № Комиссии по назначению пенсий при исполкоме Совета народных депутатов р. Саха, следует, что с 21.01.1992 г. истцу назначена пенсия по старости, с 02.06.1995г. истец принят на пенсионный учет центром по начислению и выплате пенсий Томского областного отдела социального обеспечения в связи с переездом из р. Саха(Якутия) в г. Томск.
Как следует из распоряжения от 24.01.2002г. Октябрьского отдела назначения и выплаты пенсии ПФР, с 01.01.2002 года Жукову Л.Д. произведен перерасчет пенсии с учетом применения повышенного соотношения заработков-1,9, общий размер пенсии составил 2473,84 рубля.
Из пояснений сторон, материалов пенсионного дела Жукова Л.Д. следует, что с учетом индексаций и валоризации пенсии на 01.04.2010г. размер пенсии истца составил 15353,38 рублей. Пенсия в указанном размере выплачивалась Жукову Л.Д. до 01.07.2010г.
На основании распоряжения ГУ-Управление ПФР в г. Томск от 24.06.2010 г. Жукову Л.Д. с 01.07.2010 г. произведен перерасчет и уменьшен размер выплачиваемой пенсии до 13397 рублей 08 копеек (л.д. 8), то есть на 1956 рублей 30 копеек.
Из сообщения ответчика истцу от 10.08.2010 г. № следует, что при перерасчете размера пенсии с 01.01.2002 г. было неверно применено повышенное отношение заработков 1,9, тогда как районный коэффициент в непроизводственной сфере в Оймяконском районе Республики Саха (Якутия) установлен 1,6. 24.06.2010 г. в соответствии со ст. 30.2 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. отделом принято решение об изменении размера пенсии с учетом повышенного отношения заработков 1,7 (л.д. 9).
Порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 года устанавливался Законом РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Законом РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а с 1 января 2002 года установлен Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
На основании пункта 3 статьи 30, подпункта 6 пункта 1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера, а также для мужчин, достигших возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет независимо от места жительства за пределами районов Крайнего Севера(пп.6 п.1 ст.28), отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Как следует из п.п. «г» п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из смысла пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться, в том числе, мужчинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию). При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) – определяется с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально-технического снабжения и сбыта, машиносчетных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно Приложению.
Согласно ч. 4 Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 Оймяконский промышленный район Якутской АССР относится к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,60.
До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", которым был установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,6 в централизованном порядке для непроизводственных отраслей в Оймяконском районе Якутской АССР.
Следовательно, при перерасчете пенсии истца, (проработавшего по состоянию на 1 января 2002 года не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющего на указанную дату страховой стаж более 25 лет), с учетом повышенного соотношения заработка на основании положений п. 2 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001г., отношение среднемесячного заработка Жукова Л.Д. к среднемесячной заработной плате в РФ должно учитываться в размере не свыше 1,7 (от 1,5 до 1,8). Аналогичная правовая позиция выражена в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 10.03.2006г.
Как следует из п.10 ст.37 Федерального Закона РФ N213-ФЗ от 24.07.2009г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием
Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Учитывая, что ответчик ошибочно при перерасчете истцу пенсии в январе 2002г. применил повышенное соотношение заработков 1,9, вместо 1,7, до июля 2010 г. пенсия выплачивалась Жукову Л.Д. в необоснованно завышенном размере. Обжалуемым распоряжением размер пенсии истца с 01.07.2010г. обоснованно приведен в соответствие с законодательством, учитывая, что ошибка обнаружена в июне 2010г.
При таких обстоятельствах распоряжение ГУ-Управление ПФР в г. Томск от 24.06.2010 г. является законным и права истца не нарушает. С 01.07.2010г. пенсия истцу выплачивается в полном размере, приведенном в соответствие с законом.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований Жукова Л.Д. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Жукова Л.Д. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области о признании распоряжения незаконным, взыскании недополученной пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Председательствующий:
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.