о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью досрочно



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26.01.2011 г.Суд Советского района г.Томска в составе:

председательствующего Чернышевой ЛИ,

при секретаре Колеговой ТС, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске, с участием истца, гражданское дело по иску ВЕТОШКИНОЙ СС к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области о понуждению к назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности досрочно,

установил:

09.02.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность не менее 25 лет, в соответствие с положениями п. 19) п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №м 173-ФЗ от 17.12.2001 г.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.04.2010 за № 1200 ей было отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с недостаточностью стажа: засчитано в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью 15 лет 1 месяц 9 дней. Не зачтен, в том числе, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью. 1 год 6 месяцев и период работы воспитателем детского комбината в 8 лет 6 месяцев и 26 дней.

Истец обратилась в суд с требованиями о зачете в стаж для назначении пенсии периода ухода за ребенком и понуждении к назначении пенсии с момента обращения к ответчику - 09.02.10 г.,

В судебном заседании иск поддержала, пояснила, что стаж с 1992 г. ей зачтен в педагогический. Однако, получив профессию «воспитатель» с 1982 по 1994 г. работала в одном дошкольном учреждении в г. <данные изъяты> просто с 1992 г. переименованного в «ясли-сад». Относительно включения отпуска по уходу за ребенком (до 1992 г.) в специальный стаж высказался Конституционный Суд РФ, в связи с чем отказ ответчика неправомерен.

Просила суд обязать ответчика:

• зачесть в специальный трудовой стаж

о период с 16.08.1982 г. по 27.06.1984 г. ; с. 17.07.1984 по 03.11.1990 г., с 04.05.1992 г. по 30.09.1992- работу по должности воспитателя в детском комбинате <данные изъяты>;

о период с 04.11.1990 по 03.05.1992 г.- отпуск по уходу за ребенком в период работы в должности воспитателя в детском комбинате <данные изъяты>;

• Назначить пенсию по старости с учетом зачтенного стажа досрочно с 09.02.2010 г.

Ответчик в письменном отзыве иск не признал. Не отрицая того, что выполняемая истцом трудовая функция связана с воспитанием детей, указал, что причиной отказа в досрочном назначении пенсии явилось то, что такое учреждение как «детский комбинат» в наименования учреждений, утвержденных Правительством не входит, кроме этого, по разъяснению Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. включению в специальный стаж подлежит только период ухода за ребенком до достижения им 1,5 лет.

Выслушав истца, изучив представленные доказательства, суд исковые требования находит подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.

Общее правило получение права на трудовую пенсию, согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - это достижение мужчинами возраста 60 лет и женщинами- 55 лет.

Вместе с тем,, п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (в редакции ФЗ № 139-ФЗ от 30.12.2008 г. "О внесении изменений в федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ) закреплено право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Действительно, п.2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Однако, из данного Закона не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные, по сравнению с Законом, ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Истец пояснила, что её трудовая деятельность связана с педагогикой в детских дошкольных учреждениях, и ответчик доказательств обратного не представил.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, при исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002 года могут применяться нормы и правила, действующие до введения нового правового регулирования.

Согласно Списка профессий и должностей, учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на назначение пенсии, утвержденного постановлением СМ РСФСР № 463 от 06.09.1991, право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста на должности воспитателя.

Действительно такого учреждения как «комбинат» в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на назначение пенсии, утвержденного постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 г., нет.

Из представленных истцом архивных справок следует, что наименование «ясли-сад» - результат переименования с 01.10.1992 г. детского учреждения, где с 16.08.1982 г., будучи принята в качестве молодого специалиста после получения педагогического образования по специальности « воспитатель» (что подтверждено дипломом).

Ответчиком зачтен период работы в должности воспитателя яслей-сада с 01.10.1992 года, что подтверждается решением от 12.04.2010 г.

Таким образом, ответчик согласился, что деятельность истца весь спорный период связана с воспитательным процессом и является педагогической, а комбинат является детским учреждением.

Согласно свидетельства о рождении, истец родила ребенка 03.05.1989 г. и согласно представленных документов, находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижении им 3- х лет.

Оснований не включать указанные периоды в специальный трудовой стаж суд не усматривает.

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако в связи с вступлением в силу с 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

К периодам работы истца до 01.01.1992 г. суд считает необходимым применить Разъяснение от 29 ноября 1989 г. N 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, пунктом 7 которого время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Действующее пенсионное законодательство Российской Федерации, в том числе и принятые Правительством Российской Федерации Правила, не отменяют ранее приобретенное право истца на включение в трудовой стаж периодов отпуска по уходу за ребенком.

В абз.З п.п. 3.1. п. 3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П указано, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных отношений не противоречит Конституции РФ, однако, вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения.

Кроме того, рассматривая конституционность п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в абз. 3 п.п. 3.2 п. 3 этого же Постановления, Конституционный Суд РФ указал, что норма п. 4 ст. 30 Ф3"0 трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действующего законодательства, не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации», не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила,

Аналогичная позиция выражена и в постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в п. 15 которого указано, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано, поэтому период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 04.11.1990 г. по 03.051992 г. должен быть включен в стаж ее работы в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты>, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в период - до вступления в силу названного выше Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1, исключившего возможность включения периода нахождения женщины по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией,. ..но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Решением подтверждено, что за назначением пенсии истец обратилась 09.02.2010 г. и стажа, с учетом зачтенного настоящим решением на дату обращения достаточно для назначения пенсии, поэтому и второе требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить:

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Томске Томской области

• зачесть ВЕТОШКИНОЙ СС в специальный трудовой стаж

о период с 16.08.1982 г. по 27.06.1984 г.; с 17.07.1984 по 03.11.1990 г., с 04.05.1992 г. по 30.09.1992- работу по должности воспитателя в детском комбинате <данные изъяты>;

о период с 04.11.1990 по 03.05.1992 г.- отпуск по уходу за ребенком в период работы в должности воспитателя в детском комбинате <данные изъяты>;

• Назначить ВЕТОШКИНОЙ СС пенсию по старости с учетом зачтенного стажа досрочно с 09.02.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска.

Судья: