Дело №
Именем Российской Федерации
Решение
11 января 2011г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шефер И.А.
при секретаре Панфиловой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также разработать паспорта опасных отходов, порядок производственного контроля в области обращения с отходами в срок до 01.06.2010г.,
установил:
Прокурор Советского района г.Томска обратился в суд к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также разработать паспорта опасных отходов, порядок производственного контроля в области обращения с отходами в срок до 01.06.2010г.
Свои требования мотивировал тем, что деятельность ООО «Теплоресурс» связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образованием отходов производства и потребления.
Источником выделения загрязняющих веществ являются: котельная на дровах, многопильный станок, торцевой станок (<адрес>).
При осуществлении деятельности ООО «Теплоресурс» в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, сажа, окись углерода, бенз(а)н пирен, взвешенные вещества.
Вопреки ст.12, 14, 22, 23, 30 Федерального закона от 04.05.99г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Теплоресурс» проект нормативов предельно-допустимых выбросов не разработан, разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух не получено.
Деятельность ООО «Теплоресурс» связана с образованием отходов производства и потребления.
В процессе деятельности образуются следующие виды отходов от бытовых помещений несортированный; твердые бытовые отходы, опилки древесные, древесные отходы, горбыль, срезка от пиления. Указанная деятельность относится к деятельности в области обращения с отходами.
В нарушение требований ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ООО «Теплоресурс» не разработан и не согласован порядок производственного контроля в области обращения с опасными отходами.
Деятельностью предприятия существенно нарушаются права и свободы человека.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Томска Н.Г. Нигматулина исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
ООО «Теплоресурс» извещенный о месте и времени рассмотрения дела представителя в суд не направил, представил отзыв за подписью директора, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал, что в целях устранения выявленных прокуратурой Советского района г. Томска нарушений, были проведены следующие мероприятия:
1. Заключен договор с ООО «<данные изъяты>» для разработки проекта нормативов ПДВ в атмосферный воздух для предприятия.
2. Разработаны паспорта отходов для предприятия.
3. Разработан порядок контроля за соблюдением требований Законодательства РФ в области обращения с опасными отходами для предприятия.
4. Согласно договору по вызову отходов от пиления (опилки) с ЧП ведется журнал учета движения отходов.
5. Согласно постановлений о назначении административного наказания департамента Природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области административный штраф в размере 16000 рублей погашен.
6. Работник предприятия прошел обучение и допущен к обращению с отходами производства и потребления.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Советского района г.Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района г. Томска с участием специалиста Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка деятельности ООО «Теплоресурс» в сфере соблюдения природоохранного законодательства, что подтверждается справкой о результатах проверки деятельности ООО «Теплоресурс» в сфере соблюдения природоохранного законодательства за подписью старшего помощника прокурора и государственного инспектора Томской области по охране природы от 17.11.2010г.
ООО «Теплоресурс» в помещении (строение №), расположенном по адресу: г. Томск, <адрес>, осуществляет деятельность по производству деревянных конструкций (поддоны, прокладка под железобетонные изделия, брус, лафет), что подтверждается справкой директора ООО, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельством о постановке на учет ООО «Теплоресурс» в налоговом органе.
Проверкой установлено, что деятельность ООО «Теплоресурс» связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образованием отходов производства и потребления.
Источником выделения загрязняющих веществ являются: котельная на дровах, многопильный станок (<адрес>).
При осуществлении деятельности ООО «Теплоресурс» в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества: азота диоксида, азота оксида, сажа, окись углерода, бенз(а)н пирен, взвешенные вещества, что подтверждается экспертным заключением № о результатах аналитического расчета выбросов от ООО «Теплоресурс» ОГУ «Облкомприрода».
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 указанного закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. ст. 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с ч.1 ст. 22, ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Однако в нарушение изложенных норм ООО «Теплоресурс» проект нормативов предельно-допустимых выбросов не разработан, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено.
Кроме того, деятельность ООО «Теплоресурс» связана с образованием отходов производства и потребления.
В процессе деятельности образуются следующие виды отходов: мусор от бытовых помещений несортированный; твердые бытовые отходы, опилки древесные, древесные отходы, горбыль, срезка от пиления.
Деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению названых выше отходов в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относится к деятельности в области обращения с отходами.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений и сооружений, иных объектов с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно ч.2 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.061998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в установленном порядке. На опасные отходы должны быть составлены паспорта, которые, составляются на основании данных и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
В нарушении требований ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ООО «Теплоресурс» не разработан и не согласован порядок производственного контроля в области обращения с опасными отходами.
Факты осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также образования отходов подтверждается справкой о результатах проверки ООО «Теплоресурс» от 17.11.2010г., экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ о результатах аналитического расчета выбросов от котельной на дровах и механической деревообработки ООО «Теплоресурс», выданным ОГУ «<данные изъяты>», пояснениями специалиста-госинспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 12.11.2010г., 17.11.2010г.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
Статьей 3 Федерального закона «Об окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и физических лиц осуществляется на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой деятельности. Природоохранные требования, то есть предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами и иными нормативными актами, направлены на обеспечение экологической безопасности и сохранение благоприятной окружающей среды. В соответствии с п. 1 ст. 34 названого закона, размещение зданий, строений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В нарушение указанных требований ООО «Теплоресурс» в настоящее время осуществляет деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Также ведет деятельность, связанную с образованием отходов производства и потребления, без разработки паспортов опасных отходов, порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления.
Данные нарушения могут негативно сказаться на окружающей среде, на здоровье неопределенного круга лиц, проживающих и работающих вблизи с указанным предприятием. В связи с отсутствием проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также паспортов опасных отходов ослабляется контроль за деятельностью лица, осуществляющего деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, а также в области обращения с отходами, что может также привести к нарушению прав граждан.
Указанные выше обстоятельства ответчиком не оспариваются, что следует из отзыва директора ООО «Теплоресурс», вместе с тем, доказательств в подтверждение заключения договора с ООО «<данные изъяты>» для разработки проекта нормативов ПДВ в атмосферный воздух для предприятия, того, что разработаны паспорта отходов для предприятия, что разработан порядок контроля за соблюдением требований Законодательства РФ в области обращения с опасными отходами для предприятия, ведется журнал учета движения отходов, и что работник предприятия прошел обучение и допущен к обращению с отходами производства и потребления суду не представлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района г. Томска удовлетворить в полном объеме.
Обязать ООО «Теплоресурс», осуществляющее деятельность по производству деревянных конструкций по адресу: г. Томск, <адрес>, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также разработать паспорта опасных отходов, порядок производственного контроля в области обращения с отходами в срок до 01.06.2010г.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Судья: И.А. Шефер
Решение не вступило в законную силу.