РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 января 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Черных О.Г.
с участием:
истца Шишовой Т.Л.
представителя ответчика Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком полномочий до ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Цыгановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишовой Т.Л. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области о зачете периодов работы в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения,
УСТАНОВИЛ:
Шишова Т.Л. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области о зачете периодов работы в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
В обоснование исковых требований истец указала, что решением начальника управления ПФР в г.Томск Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей не зачтены в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в <данные изъяты>, продолжительность периода 1 год 15 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности медицинской сестры здравпункта, в должности медицинской сестры (цеховой) здравпункта, продолжительность периода 1 год 9 месяцев 7 дней, так как работа протекала в учреждении, не включенном в раздел «Наименование учреждений» Списков. Считает, что нет оснований для не включения в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, вышеуказанных периодов работы предусмотренных п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. Просит суд обязать ответчика произвести зачет в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения указанные периоды работы и назначить досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с момента наступления права.
В последующем ДД.ММ.ГГГГ исковые требования увеличила, просила суд включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- время нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Шишова Т.Л. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области Мамаев А.Е. в судебном заседании поддержал доводы, указанные в отзыве, считает, что вынесенное специалистами ГУ- Управление ПФ РФ в г. Томске Томской области вынесено законное решение об отказе в назначении досрочной пенсии Шишовой Т.Л., поскольку не были подтверждены условия, имеющие по действующему законодательству юридическое значение.
Выслушав доводы сторон, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 12 и 13 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 17 и Пенсионного Фонда Российской Федерации № 19 п.б от 27.02.2002 г. «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан.
Правовое регулирование в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации осуществляется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г.
Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с пп. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (в соответствии с п.3 которого в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления; правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.) предусмотрено, что в льготном порядке (один год работы как один год шесть месяцев стажа) засчитывается лицам, работавшим в должности, указанной в Списке в случае их работы в структурных подразделениях учреждений здравоохранения, указанных в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусматривает должность медсестры.
Как следует из решения ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г. вследствие того, что в данный стаж не были зачтены, в частности, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в <данные изъяты>, продолжительность периода 1 год 15 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности медицинской сестры здравпункта, в должности медицинской сестры (цеховой) здравпункта, продолжительность периода 1 год 9 месяцев 7 дней, так как работа протекала в учреждении, не включенном в раздел «Наименование учреждений» Списков.
Вместе с тем, суд не соглашается с такими выводами Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Томск Томской области.
Из трудовой книжки Шишовой Т.Л. следует, что последняя ДД.ММ.ГГГГ принята медицинской сестрой 10 разряда в поликлинику <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Шишова Т.Л. была уволена по истечении срока трудового договора. ДД.ММ.ГГГГ Шишова Т.Л. была переведена медицинской сестрой 10 разряда в здравпункт <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ истец была переведена медицинской сестрой (цеховой) 10 разряда в здравпункт <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года №781"Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка, при отсутствии которой, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями, или соответствующими государственными органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Штатное расписание <данные изъяты> по поликлиникам и здравпунктам от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает наличие в структуре организации такого структурного подразделения, как здравпункт и наличие в нем таких должностей, как медицинская сестра и цеховая медицинская сестра.
Сертификат № подтверждает наличие у Шишовой Т.Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специальности – функциональная диагностика.
Согласно уточняющей справке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в <данные изъяты> в качестве медицинской сестры здравпункта, с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шишова Т.Л. в <данные изъяты> в качестве медицинской сестры (цеховой) здравпункта.
Из Положений о здравпункте поликлиники <данные изъяты>, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здравпункт является структурным подразделением поликлиники <данные изъяты>, функциями здравпункта, в частности, являются оказание доврачебной помощи работникам <данные изъяты> при травмах, острых заболеваниях, проведение иммунопрофилактики инфекционных и сезонных заболеваний, проведение медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров машинистов и помощников машинистов, проведение выборочного медицинского контроля лиц, выполняющих работы связанные с повышенной опасностью, проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с назначениями врача.
Согласно должностным инструкциям Медицинской сестры здравпункта, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на должность медицинской сестры назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», должностные обязанности медицинской сестры носят лечебный характер.
Штатные расписания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что организационная штатная структура здравпункта, укомплектованная медицинскими специалистами на протяжении указанных периодов оставалась практически без изменений и структура здравпунктов соответствовала структуре поликлиники.
Трудовой договор № и дополнительные соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждают, что должностные обязанности Шишовой Т.Л. на протяжении указанных периодов времени не изменялись и соответствовали лечебной деятельности.
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ структурное подразделение Здравпункт стало именоваться как Врачебный здравпункт.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ было сокращено 13 штатных единиц здравпункта- заведующий здравпунктом- 1 ед., зубной врач- 1 ед., фельдшер (дежурный)- 3 ед., фельдшер- 4 ед., медицинская сестра 2 ед., медицинская сестра (дежурная)- 1 ед., медицинская сестра 1 ед.
Приказом № Шишова Т.Л. принята на работу в <данные изъяты> на период декретного отпуска БНА с ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой.
Приказом ООО «Томскнефтехим» № от ДД.ММ.ГГГГ Шишова Т.Л. принята на работу в здравпункт медицинской сестрой 10 разряда на период по уходу за ребенком БО с ДД.ММ.ГГГГ
Шишова Т.Л. согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ была переведена с ДД.ММ.ГГГГ в здравпункт медицинской сестрой, 10 разряда. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переведена в здравпункт медицинской сестрой (цеховая), 10 разряда. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в Управление мотивации и социального развития Врачебный здравпункт медицинской сестрой 10 разряда (специалист).
Данные обстоятельства подтверждаются и содержанием личной карточки Шишовой Т.Л.
Согласно справке <данные изъяты> Шишова Т.Л. работает во Врачебном здравпункте <данные изъяты>медицинской сестрой кабинета функциональной диагностики с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. За время работы организация неоднократно меняла свое наименование, но фактически место работы и должностные обязанности сестры Шишовой Т.Л. не менялись на протяжении всего периода с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и соответствуют требованиям работы Врачебного здравпункта, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Из положения о поликлинике <данные изъяты> следует, что поликлиника является самостоятельным структурным подразделением <данные изъяты>. Организационная структура управления поликлиники <данные изъяты> состоит из 1. главный врач поликлиники; 2. заместитель главного врача; 3. зубопротезный кабинет; здравпункт; кабинет узких специалистов.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что, по сути, здравпункт, в котором работала истец в спорные периоды, являлся врачебным здравпунктом, был структурным подразделением организации, истец осуществляла в это время лечебную деятельность, в связи с чем данные периода подлежат включению в ее специальный стаж.
Из паспорта Шишовой Т.Л. следует, что Шишова Н.Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ее дочь.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Шишовой Т.Л. предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №)
Приведенные выше доказательства подтверждают, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком Шишовой Н.А. ДД.ММ.ГГГГг.р., до 1,5 лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Учитывая, что отпуск Шишовой Т.Л. по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет начался 17 апреля 1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, был включен истцу до внесения изменений в законодательство, т.е. до 06.10.1992г., с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06 октября 1992 г. по 8 октября 1993 г., подлежит включению в стаж работы Шишовой Т.Л. и дает ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Указанная правовая позиция выражена Верховным судом РФ в Определении от 13.08.2010г. № 5-В10-57.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Стороной ответчика не оспаривается факт наличия у Шишовой Т.Л. на момент обращения за трудовой пенсией по старости досрочно специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, продолжительностью 26 лет 8 месяцев 1 день.
Таким образом, с учетом периодов работы Шишовой Т.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составлял более 30 лет, суд находит необходимым обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию истцу в связи с лечебной деятельностью со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шишовой Т.Л. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томске Томской области включить Шишовой Т.Л. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Здравпункте <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности медицинской сестры здравпункта, в должности медицинской сестры (цеховой) здравпункта,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- время нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет;
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томске Томской области назначить Шишовой Т.Л. досрочно трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Судья: