Решение о признании права собственности на жилое поиешение в порядке приватизации



Именем Российской Федерации

Решение

12 января 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шефер И.А.

при секретаре Панфиловой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алалыкиной НГ к Открытому акционерному обществу «Манотомь» о признании права собственности на занимаемое жилое помещение

установил:

Алалыкина Н.Г. обратилась в суд с иском к ОАО «Манотомь» о признании права собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 18,9 кв.м.

В обоснование исковых требований указала, что по адресу: <адрес>, проживает постоянно, совместно с ней по данному адресу проживают ее сыновья ЕВ, ПВ, вселена была в установленном законом порядке администрацией ГП «Томский Манометровый завод». В 1993 году на основании постановления Главы администрации <адрес> № ее семье была предоставлена <адрес>, выдан ордер. В заключении договора передачи указанного жилого помещения в собственность администрацией г. Томска отказано в связи с тем, что дом по <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится. ОАО «Манотомь» на заявление о заключении договора не ответило. Полагает, что отказ в приватизации является необоснованным, поскольку она приобрела право на данное жилое помещение.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что подтверждается распиской, а также представленным отзывом к судебному разбирательству ДД.ММ.ГГГГ., вместе с тем о причинах неявки суду не сообщил. Согласно представленному отзыву ОАО «Манотомь» является собственником здания общежития по <адрес>, в г. Томске, ссылка истца на ст. 7 Закона РФ «О введении в действие ЖК РФ», ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда» несостоятельны, кроме того, поскольку на момент принятия решения конференции от ДД.ММ.ГГГГ о включении общежития по <адрес>, в план приватизации, истец являлась членом трудового коллектива, она пропустила срок исковой давности.

Третьи лица ЕВ, ПВ просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель администрации г. Томска надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не известил.

Руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суд полагает, что требования за истцом права на жилое помещение, заявленное в иске, подлежит рассмотрению по нормам Жилищного кодекса РСФСР.

По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникают после введения его в действие за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, в качестве оснований заявленного иска Алалыкина Н.Г. указывает на проживание в комнате с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, суд полагает, что спор о признании за истцами права на спорное жилое помещение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после ДД.ММ.ГГГГ по нормам Жилищного кодекса РФ.

Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено Алалыкиной Н.Г. на законных основаниях, что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, корешком ордера №, договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

Из решения исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, что ОАО «Манотомь» до 1993 года являлось государственным предприятием «Томский манометровый завод» и имело на своем балансе общежитие по <адрес> в г. Томске.

Таким образом, данное общежитие относилось к государственному жилищному фонду.

Часть 1 ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР обязывает наймодателя в лице жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) на основании ордера на жилое помещение заключить в письменной форме договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда с нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

Как указано в исковом заявлении Алалыкина Н.Г. вселилась в спорное жилое помещение на законных основаниях, что подтверждается пояснениями представителя истца, а также установлено в ходе судебного разбирательства. Следовательно, возникли правоотношения по договору найма жилого помещения, и Алалыкина Н.Г. является нанимателем жилого помещения по <адрес>, что подтверждается договором найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обратного со стороны ответчика суду не представлено.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ помимо Алалыкиной Н.Г., в квартире также зарегистрированы сын- ЕВ, ДД.ММ.ГГГГ, сын- ПВ, ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ государственное предприятие «Томский Манометровый завод» преобразовано в АООТ «Манотомь». Здание общежития по <адрес> было включено в уставной капитал АООТ «Манотомь».

Согласно п. 5 ст. 2 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» данный закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда, действующее законодательство и ст. 18 РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусматривает приватизацию общежитий юридическими лицами и вообще приватизацию жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием.

Кроме того, п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003г.г. Указом Президента РФ от 26.03.2003г. № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены в объекты жилищного фонда.

На основании анализа указанных норм следует, что в указанный период времени действовал публичный запрет на приватизацию жилищного фонда, и включение здания общежития в состав приватизируемого имущества государственного предприятия «Томский манометровый завод» противоречит требованиям указанных нормативно-правовых актов.

В соответствии со ст. 4 и 7 ЖК РСФСР, ст. 1 Закона РФ «Об основах жилищной политики» общежития относятся к жилищному фонду.

Согласно ст. 9 Закона РФ «Об основах жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их полном ведении, должен быть передан либо в полное хозяйственное ведение правопреемников, либо в ведение органов местного самоуправления.

Таким образом, законодательство о приватизации не предусматривало возможности передачи права собственности на жилые помещения приватизируемым предприятиям.

Однако, включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного или муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ в состав частного жилищного фонда ОАО «Манотомь» могут находиться лишь жилые помещения коммерческого использования, к числу которых общежития не относятся.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практике Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (вопрос 20) на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям.

В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однокомнатную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Согласно сведениям Томского ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области истец право приватизации не использовала и не имеет в собственности объектов недвижимого имущества.

Из нотариально заверенных согласий №, № следует, что ПВ, ЕВ отказались от права на приватизацию <адрес>, в г. Томске.

Следовательно, истец вправе приобрести занимаемое ей жилое помещение по <адрес> в собственность в порядке, предусмотренном ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В <адрес> в г. Томске проведена перепланировка, в результате которой общая площадь квартиры в настоящее время составляет 18,90 кв.м., жилая площадь – 12,20 кв.м., что подтверждается копией технического паспорта, кадастрового паспорта, решением администрации Советского района г. Томска, актом приемочной комиссии.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В силу п.1 ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п.1 ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Поскольку спорное жилое помещение фактически не передано ни в государственную, нив муниципальную собственность, а истцом по существу ставится вопрос о праве на указанное жилое помещение, следует признать за ней право собственности на него.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не состоятельны в силу ст. 208 ГК РФ, согласно которой исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Алалыкиной НГ к Открытому акционерному обществу «Манотомь» удовлетворить.

Признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 18,90 за Алалыкиной НГ.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Манотомь» в пользу Алалыкиной НГ в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты>.

Данное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на указанное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья: И.А. Шефер

Решение не вступило в законную силу.