Решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Именем Российской Федерации

Решение

31 января 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шефер И.А.

при секретаре Панфиловой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полуницкого КА к Открытому акционерному обществу «Манотомь» о признании права собственности на занимаемое жилое помещение,

установил:

Полуницкий К.А. обратился в суд с иском к ОАО «Манотомь» о признании права собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 15,2 кв.м.

В обоснование исковых требований указал, что вселен в <адрес>, в г. Томска на основании ордера, выданного его матери, после смерти матери в квартире остались проживать он и его сестра - Полуницкая Н.А., лицевой счет переведен на него, решением Советского районного суда г. Томска за ним признано право пользования указанным жилым помещение на условиях социального найма. В заключении договора передачи указанного жилого помещения в собственность администрацией г. Томска отказано в связи с тем, что дом по <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится. ОАО «Манотомь» на заявление о заключении договора не ответило. Полагает, что отказ в приватизации является необоснованным, поскольку он приобрел право на данное жилое помещение.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Третье лицо Полуницкая Н.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение истца, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено матери истца – АВ на семью из 3 человек, в ордер вписан Полуницкий К.А., что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ за Полуницким К.А. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, таким образом, квартиру по указанному адресу истец занимает на законных основаниях.

Из решения исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, следует что ОАО «Манотомь» до 1993 года являлось государственным предприятием «Томский манометровый завод» и имело на своем балансе общежитие по <адрес> в г. Томске.

Таким образом, данное общежитие относилось к государственному жилищному фонду.

Часть 1 ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР обязывает наймодателя в лице жилищно-эксплуатационной организации (а при ее отсутствии - соответствующего предприятия, учреждения, организации) на основании ордера на жилое помещение заключить в письменной форме договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда с нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

Решением Советского районного суда г. Томска, вступившим в законную силу, признано, что КА занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ помимо Полуницкого К.А., в квартире также зарегистрирована его сестра – Полуницкая Н.А.

Мать истца – АВ умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.

В соответствии с распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Томской области № 104 от 01.06.1993 г. государственное предприятие «Томский Манометровый завод» преобразовано в АООТ «Манотомь». Здание общежития по <адрес> было включено в уставной капитал АООТ «Манотомь».

Согласно п. 5 ст. 2 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» данный закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда, действующее законодательство и ст. 18 РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусматривает приватизацию общежитий юридическими лицами и вообще приватизацию жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием.

Кроме того, п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003г.г. Указом Президента РФ от 26.03.2003г. № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены в объекты жилищного фонда.

На основании анализа указанных норм следует, что в указанный период времени действовал публичный запрет на приватизацию жилищного фонда, и включение здания общежития в состав приватизируемого имущества государственного предприятия «Томский манометровый завод» противоречит требованиям указанных нормативно-правовых актов.

В соответствии со ст. 4 и 7 ЖК РСФСР, ст. 1 Закона РФ «Об основах жилищной политики» общежития относятся к жилищному фонду.

Согласно ст. 9 Закона РФ «Об основах жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их полном ведении, должен быть передан либо в полное хозяйственное ведение правопреемников, либо в ведение органов местного самоуправления.

Таким образом, законодательство о приватизации не предусматривало возможности передачи права собственности на жилые помещения приватизируемым предприятиям.

Однако, включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного или муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ в состав частного жилищного фонда ОАО «Манотомь» могут находиться лишь жилые помещения коммерческого использования, к числу которых общежития не относятся.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практике Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (вопрос 20) на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям.

В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однокомнатную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Согласно сведениям Томского ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области истец право приватизации не использовал и не имеет в собственности объектов недвижимого имущества.

Из нотариально заверенного согласия № следует, что Полуницкая Н.А. отказалась от права на приватизацию квартиры <адрес>, в г. Томске, дала согласи на приватизацию указанной квартиры истцом.

Следовательно, истец вправе приобрести занимаемое им жилое помещение по <адрес> в собственность в порядке, предусмотренном ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В силу п.1 ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Поскольку спорное жилое помещение фактически не передано ни в государственную, нив муниципальную собственность, а истцом по существу ставится вопрос о праве на указанное жилое помещение, следует признать за ним право собственности на него.

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Полуницкого КА к Открытому акционерному обществу «Манотомь» удовлетворить.

Признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 15,2 за Полуницким КА.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Манотомь» в пользу Полуницкого КА в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты>.

Данное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на указанное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья: И.А. Шефер

Решение не вступило в законную силу.