о взыскании земельного налога за 2009 год, пени



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.02.2011 года суд Советского района г. Томска в составе:
председательствующего Чернышевой ЛИ
при секретаре Симагиной ТВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителей ИФНС России по г. Томску Шрайнер Н.Л., представителя ответчика Пимоновой ТВ, гражданское дело по иску Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Томску к МАМАТХАНОВУ СП о взыскании земельного налога за 2009 год, пени,

установил:

По договору купли-продажи, легшему в основу регистрации права, 22.04.2009 г. Маматханов СП стал собственником земельного участка (кадастровый номер №) и объекта незавершенного строительства по <адрес>.

13.12.2009 г. Маматханов СП зарегистрировался в качестве предпринимателя.

Указывая, что, будучи плательщиком земельного налога, как физическое лицо с момента приобретения земельного участка, обязанность по его оплате Маматханов СП не исполнил, ИФНС обратилась с иском о взыскании № руб. - в счет земельного налога за 2009 г. и № руб. - в счет пени.

В судебном заседании исковые требования представитель поддержала, пояснив, что исчислен налог от кадастровой стоимости земельного участка за 8 месяцев 2009 г., уведомление о необходимости уплаты налога направлено было налогоплательщику 11.03.2010 г., а требованием от 10.06.2010 был установлен срок для исполнения обязанностей по уплате налога и пени до 01.07.2010 г.

Ответчик дело просил рассмотреть в его отсутствие, с участием представителя, что судом удовлетворено на основании ст. 167 ч.5 ГПК РФ.

Его представитель иск не признала. Не отрицая факта неуплаты земельного налога и необходимости исполнения налогового обязательства, полагала, что исчислен налог должен по кадастровой оценке, установленной на 2008 г., поскольку положения ЗК РФ и НК РФ (с учетом которых кадастровая стоимость земли исчислена в ином размере) не могут быть распространены на правоотношения и обязательства 2009 г. Кроме этого, полагала, что суд не вправе подменить налоговый орган и исчислить налог, поскольку ИФНС пропустила срок направления требования по правильно исчисленной налоговой базе. Сочла, что направленные требование и уведомление Маматханову СП, как физическому лицу, не должны быть учтены, т.к. с декабря 2009 г. ответчик приобрел статус предпринимателя. А в этом статусе требование ему не предъявлялись.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд требование ИФНС России по г.Томску находит подлежащим частичному удовлетворению.

В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с положениями ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является, в том числе, земельный налог. .., порядок исчисления и уплаты которого устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст.388 НК РФ, лица, владеющие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиком земельного налога.

Представитель ответчика не отрицает, представленными выписками из ЕГР, свидетельствами о государственной регистрации права подтверждается, что с 22.04.2009 г. Маматханов СП является собственником земельного участка по <адрес> площадью 16445,54 кв.м, объекта незавершенного строительства на этом участке расположенного и, следовательно – лицом -обязанным к уплате земельного налога.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог ( ст. 389 НК РФ).

Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным решением Думы г.Томска № 320 от 31.10.2006 г. введен земельный налог на территории г.Томска.

В п.5 ст. 65 ЗК РФ закрепляется, что для целей налогообложения. .. устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, а в соответствии с п. 1 ст. 390 и п. 1 ст.391 Налогового кодекса РФ, налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом (ст. 393 НК РФ) является календарный год - в спорной ситуации - 2009 год.

Следовательно, за основу должна быть взята кадастровая стоимость, установленная на данный налоговый период.

Нельзя не согласиться с правомерностью позиции представителя ответчика о неправильном определении ИФНС налоговой базы при исчислении земельного налога за 2009 года Маматханову СП.

Из статьи 57 Конституции РФ следует, что конституционные гарантии прав граждан как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

Согласно ст. 1 НК РФ, в состав законодательства о налогах и сборах входят, в том числе, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов о налогах субъектов Российской Федерации..

В соответствии с абз.2 п. 2 ст. 66 ЗК РФ средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316), исполнительные органы субъекта РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты кадастровой оценки земель.

Следовательно, установление налоговой базы по земельному налогу и проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения регламентируются нормами налогового и земельного законодательства.

Соответствующие нормативные правовые акты в силу прямого указания п. 5 ст. 5 НК РФ действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах, и, следовательно, предполагают соблюдение общего режима гарантий прав налогоплательщиков, связанных со сроками вступления актов о налогах и сборах в силу.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков порождают правовые последствия для налогоплательщиков, и действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Взятая за основу при исчислении размера земельного налога кадастровая оценка земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику, утверждена постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г.

В силу ст. 5 ч. 1 НК РФ данное постановление вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. не может быть применено к прошлому налоговому периоду.

Вместе с тем, нельзя согласиться с правомерностью позиции ответчика, что в иске должен быть отказано, поскольку, во-первых, суд не вправе подменять ИФНС, а, во-вторых, процедура взимания налога с предпринимателя Маматханова СП истцом не выполнена.

Наличие обязанности ответчика платить земельный налог, его представитель не оспорила.

Процедура взимания налога за 2009 г. (направление уведомления, требования) ИФНС выполнена.

Представитель ответчика не отрицала, что приобретение статуса предпринимателя не исключает возможности использовать приобретенное в качестве физического лица имущество не в предпринимательских целях, что обязанность поставить в известность лежит на налогоплательщике, а ответчик ИФНС не поставил в известность о том, что с момента приобретения статуса ИП, спорный земельный участок стал объектом его предпринимательской деятельности. Более того, предпринимателем он в налоговый период являлся менее месяца, жалобу по вопросу несогласия с кадастровой оценкой участка и в июне подавал в качестве физического лица.

Представители ИФНС, настаивая на правомерности исчисления налога по кадастровой стоимости, утвержденной постановлением от 24.12.2008 г., вместе с тем, не оспорили, и этот факт подтвержден кадастровым паспортом земельного участка от 22.10.2008 г., что прежняя его кадастровая стоимость установлена была в № руб.

Соответственно, с учетом этой кадастровой стоимости налог и должен быть исчислен.

Статьей 394 НК РФ определена налоговая ставка, предусмотренная для взимания земельного налога, размер которой в отношении земельного участка ответчика не может превышать 1,5 %.

Ни решением городской Думы, ни решениями Администрации Томской области ставка земельного налога в отношении земельного участка, отведенного для целей авторынка, объектов незавершенного строительства снижена не была. Не подпадает спорная ситуация и под льготное налогообложение, установленное на федеральном уровне.

В силу положений п.7 ст. 393 НК РФ, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности. .. на земельный участок, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности. ..к числу календарных месяцев в налоговом периоде... При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Учитывая, что право возникло на земельный участок у ответчика после 15-го числа, правомерно исчислен налог за 8 месяцев 2009 г.(май-декабрь). По мнению суда, не имеет правового значения тот факт, что 13.12.09 ответчик приобрел статус предпринимателя, поскольку ставка земельного налога от этого не изменилась, как и его обязанность его уплаты.

Таким образом, взысканию в качестве земельного налога за 2009 года с ответчика подлежит № руб. (№ руб.: 12 х 8 х 1,5%).

Правомерно и требование ИФНС о взыскании пени. Однако, в ином размере.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Представитель ответчика не отрицала, что земельный налог, не смотря на уведомление о его уплате, уплачен ответчиком не был. Ссылка на несогласие с размером и его оспаривание не правомерна, поскольку, согласно представленных копий обращений в суд и Арбитражный суд, имели они место в июне 2010 г., тогда как обязанность по уплате должна быть исполнена до 30.04.2010 г.

Согласно ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налогов и сборов начисляется пеня из расчета 1/300 ставки рефинансирования.

Уведомление об уплате налога было направлено в адрес налогоплательщика ( л.д. 13-14) 22.03.10 г., т.е. в соответствии с п.2 ст. 52 НК РФ : в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа

Таким образом, исчисление срок пени с 01.05.2010 г. правомерно.

Ставка рефинансирования с 30 апреля 2010 г.составляла 8 %, согласно Указания ЦБ РФ от 29.04.2010 N 2439-У, а с 1 июня 2010 г. составила 7.75, (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У).

Следовательно, 1/300 исчислена истцом (л.д.5) за 31 день мая и 10 дней июня верно.

Требование об уплате налога и пени ( л.д. 15-16), исполнено не было.

Учитывая сумму земельного налога, установленную судом, за означенный период в качестве пени подлежит взысканию .(№ руб.х31х 0,000266666667= № руб. + № руб. х 10 х 0,000258333333=№ руб.)

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, взысканию с ответчика подлежит пошлина от уплаты которой истец, в силу закона освобожден. Размер, рассчитанный в порядке ст. 333.19 НК РФ, составит № руб. (№+№-№)х1% + 5200).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Томску удовлетворить частично :

Взыскать с МАМАТХАНОВА СП № рублей № копеек, из которых :

• № руб. - в счет земельного налога за 2009 г. ;

• № руб. - в счет пени за период с 01.05.2010 по 10.06.2010 г. за просрочку уплаты земельного налога за 2009 г.;

• № руб. - в счет государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г.Томска в течении 10 дней.

Судья