о понуждении к назначению пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности досрочно



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.02.2011 г. суд Советского района г. Томска в составе:

председательствующего Чернышевой ЛИ,

при секретаре Аплиной АР

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием истца гражданское дело по иску ЧЕСНОКОВОЙ ОВ к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о понуждению к назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности досрочно,

установил:

15.10.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность не менее 25 лет, в соответствие с положениями п. 19) п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №м 173-ФЗ от 17.12.2001 г.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.12.2010 за № 4546 ей было отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с недостаточностью стажа: засчитано в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью 24 года 4 месяца 10 дней. Не зачтен, в том числе, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью 1 год 10 месяцев 26 дней.

Истец обратилась в суд с требованиями о зачете в стаж для назначении пенсии периода ухода за ребенком и понуждении к назначении пенсии с момента обращения к ответчику - 15.10.10 г.

В судебном заседании иск поддержала, пояснила, что отпуск по уходу за ребенком после 06.10.1992 г. в специальный стаж должен быть включен, т.к. начался до внесения изменений в законодательство, в силу правовой определенности, о чем высказался Конституционный Суд РФ, в связи с чем отказ ответчика неправомерен.

Просила суд обязать ответчика:

• зачесть в специальный трудовой стаж

о период с 06.10.1992 по 01.09.1994 г.- отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет в период работы в должности воспитателя <данные изъяты>;

• Назначить пенсию по старости с учетом зачтенного стажа досрочно с 15.10.2010 г.

Ответчик в письменном отзыве иск не признал. Пояснил, что по разъяснению Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. включению в специальный стаж подлежит только период ухода за ребенком до достижения им 1,5 лет, а после внесения изменения изменений в ст. 167 КЗоТ РФ- до 06.10.1992 г, что истцу зачтено.

Выслушав истца, изучив представленные доказательства, суд исковые требования находит подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.

Общее правило получение права на трудовую пенсию, согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - это достижение мужчинами возраста 60 лет и женщинами- 55 лет.

Вместе с тем п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (в редакции ФЗ № 139-ФЗ от 30.12.2008 г. "О внесении изменений в федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") закреплено право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002 года могут применяться нормы и правила, действующие до введения нового правового регулирования.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа ПВС РСФСР от 19.11.1982 г.) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В соответствии с п. 2 Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года - статья 71 Основ предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред.от 19 ноября 1982 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум ВС РФ в п. 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно свидетельства о рождении истец родила ребенка ДД.ММ.ГГГГ и, согласно представленных документов, она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижении им возраста 2 лет 10 месяцев и 27 дней.

Таким образом, поскольку отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у истца в период действия названных выше нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и, связанную с ней, предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Действующее пенсионное законодательство Российской Федерации, в том числе и принятые Правительством Российской Федерации Правила, не отменяют ранее приобретенное право истца на включение в трудовой стаж периодов отпуска по уходу за ребенком.

В абз. З п.п. 3.1. п. 3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П указано, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных отношений не противоречит Конституции РФ, однако, вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией,. ..но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Решением подтверждено, что за назначением пенсии истец обратилась 15.10.2010 г. и стажа, с учетом зачтенного настоящим решением, на дату обращения достаточно для назначения пенсии, поэтому и второе требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить:

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Томске Томской области

· зачесть ЧЕСНОКОВОЙ ОВ в специальный трудовой стаж

o период с 06.10.1992 по 01.09.1994 г.- отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет в период работы в должности воспитателя <данные изъяты>;

  • Назначить ЧЕСНОКОВОЙ ОВ пенсию по старости с учетом зачтенного стажа досрочно с 15.10.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска.