о переравсете, взыскании недополученной пенсии



№ 2-183/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2011 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Золотухиной Ю.С.,

с участием истца Ким В.А.,

представителя ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Ким В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о перерасчете, взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Ким В.А. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в г.Томске Томской области о перерасчете пенсии с применением северного коэффициента 1,7 и выплате пенсии в размере <данные изъяты> рублей, взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работала на Крайнем Севере, в Республике Саха (Якутия), около <данные изъяты>. Общий календарный стаж работы <данные изъяты> лет. По специальности Ким В.А. инженер-строитель-технолог, и все время она работала в производственной сфере – на <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ назначена заместителем начальника Центральной строительной лаборатории "А", в ДД.ММ.ГГГГ. принята начальником отдела треста "Б" в ДД.ММ.ГГГГ начальником строительной лаборатории "В"

В ДД.ММ.ГГГГ Ким В.А. оформила пенсию по старости, но продолжала работать до ДД.ММ.ГГГГ сделала перерасчет пенсии и сразу же переехала в <адрес> на постоянное место жительства. В Якутске пенсия выплачивалась с коэффициентом 1,7, в <адрес> пенсию начисляли с коэффициентом 1,5, с ДД.ММ.ГГГГ с коэффициентом 1,7, а с ДД.ММ.ГГГГ был снижен до 1,4. в ДД.ММ.ГГГГ истец переехала в <адрес>, обратилась в Пенсионный фонд за разъяснениями по применению понижающего коэффициента, но ответа так не получила.

Считает, что действиями Пенсионного фонда нарушены ее права на социальное обеспечение.

В судебном заседании истец Ким В.А. Требования поддержала в полном объеме.

Ответчик в лице представителя Мамаева А.Е исковые требования не признал в полном объеме. Указал, что до реформы существовало 2 порядка расчета размера государственной трудовой пенсии: по правилам действовавшим с 1956г. – из заработка, и по правилам, введенным в 1998г. – с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Старые правила исчисления пенсии предусматривали определение трудовой пенсии по старости в размере 55 % заработка, при наличии требуемого общего трудового стажа. Заработок пенсионерам по общим правилам мог подсчитываться либо за любые 5 лет работы подряд, либо за 24 последние месяца перед назначением пенсии и за 24 месяца работы после назначения пенсии. К заработку, полученному за прошлые годы, применялась система коэффициентов.

В сумме новой пенсии учитывается ранее установленное повышение минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий, исчисленных без ИКП с применением районного коэффициента. Если установлены разные коэффициенты, то учитывается коэффициент для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Относительно размера пенсии Ким В.А., пояснил, что к ее размеру пенсии до переезда в г. Томск применялся районный коэффициент, установленный не в централизованном порядке, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, а установленный местными органами власти – 1,7. В соответствии с действующим законодательством при определении повышенной величины соотношения заработков учитывается районный коэффициент к заработной плате, установленный в централизованном порядке. Таким образом, считает, что пенсии Ким В.А. установлена и выплачивается в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

Заслушав стороны, изучив все представленные доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ в ч. 1 и 2 ст. 39 закрепляет принцип, согласно которому каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии устанавливаются законом.

Для реализации названного права принят и введен в действие федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 1 указанного закона трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Оценка пенсионных прав осуществляется по нормам ст.30 Федерального закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из общего трудового стажа, выработанного на 01.01.2002г., исчисленного в календарном порядке.

В ходе судебного заседания установлено, и не оспаривается истцом и ответчиком, что с ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена трудовая пенсия по старости за работу на Крайнем севере в соответствии с законом «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1. Исчисление пенсии состоялось из заработка за ДД.ММ.ГГГГ. за период работы на Якутском заводе КПД. С ДД.ММ.ГГГГ пенсия была пересчитана из заработка за период работы в центре лицензирования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

Согласно п. 7 Постановления Минтруда РФ от 22.04.2003 N 22, "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" Во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно Информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,70 относятся – Республика Саха (Якутия) - Ленский район (севернее 61 град. северной широты), г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты; Магаданская область - вся территория области; Мурманская область - пгт. Туманный.

К районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,40 относится республика Саха (Якутия) - вся территория республики, за исключением городов и районов, указанных в п. п. 1, 3, 4, 5.

Из сообщения ответчика истцу от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что справки о заработной плате были предоставлены за период работы в г. Якутске, при расчете пенсии величина отношения заработков применено в размере 1,4.

В связи с чем, расчетный размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей.

Таким образом, пенсия определена с соотношением заработков 1,4.

П.13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 (ред. от 29.10.1992) "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

При определении повышенной величины отношения среднемесячного заработка пенсионера к заработной плате в РФ органы Пенсионного фонда РФ не вправе руководствоваться районными коэффициентами к заработной плате, установленными Постановлением Верховного Совета Якутской (Саха) ССР от 23.06.1991г. «Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендии, пособиям, и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской (Саха) ССР», поскольку эти районные коэффициенты, установлены органом исполнительной власти субъекта РФ и все расходы на эти цели производятся из средств бюджета Якутской (Саха) ССР.

В соответствии с Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" в г.Якутске установлен районный коэффициент – 1,4

Данному районному коэффициенту соответствует величина отношения заработков – 1,4, определенная при расчете размера пенсии Ким В.А.

Что касается районного коэффициента 1,7, действующего в г.Якутск, то он установлен органом исполнительной власти и следовательно не подлежит применению при определении соотношения заработков для исчисления размера пенсии.

Таким образом, пенсия Ким В.А. установлена и выплачивается в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В исковых требованиях к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Томске о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии Ким Валентине Александровне ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления полного текста решения, путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска.

На дату публикации решение не вступило в законную силу

На дату публикации решение не вступило в законную силу

На дату публикации решение не вступило в законную силу

На дату публикации решение не вступило в законную силух