Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
21 февраля 2011 г. г. Томск
Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махова И.Н. к Управлению внутренних дел по Томской области о признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы,
У С Т А Н О В И Л:
Махов И.Н. обратился в суд с иском к УВД по Томской области о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на получение социальной выплаты на получение/приобретение жилого помещения; установлении факта постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в жилищно-бытовой комиссии ОМ № 3 УВД по г. Томску (Советского РОВД) с 1988 года. В ходе рассмотрения дела истец изменил заявленные требования и просил признать за ним право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на получение социальной выплаты на получение/приобретение жилого помещения; включить его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В обоснование исковых требований указано, что истец проходил службу в органах внутренних дел в период с 28.06.1988 по 23.08.2010. В 1988 году был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 26.07.1988г. истец получил ордер на право занятия служебной квартиры <адрес>. В настоящее время истец и члены его семьи не имеют жилых помещений на праве собственности. На обращение в УВД по Томской области от 07.11.2010 истец получил отказ в выдаче жилищного сертификата, т.к. подтверждение факта постановки на учет невозможно вследствие утраты личного дела. Отказ нарушает право истца на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель УВД по Томской области Харитонов В.С. иск не признал и пояснил, что истцом не доказан факт наличия оснований для постановки на учет, предусмотренных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335, факт принятия организацией по месту его работы решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…, Махов И.Н. должен был подать заявление о включении в подпрограмму в УВД по г. Томску, которое является правопреемником Советского РОВД г. Томска. В этой связи, УВД по Томской области является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица (УВД по г. Томску) Куроленко К.М. полагала, что иск не подлежит удовлетворению. Пояснила, что УВД по г. Томску не принимает заявления о выдаче жилищных сертификатов и не ведет деятельность по выдаче жилищных сертификатов. Полагала, что УВД по г. Томску не является надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица (ГУ МЧС России по Томской области) в судебное заседание не явился, будучи извещен. В письменном отзыве от 11.01.2011 указал, что по данным ГУ МЧС России по Томской области в период с 1988 по 1996 Махов И.Н. не числился в списке граждан, поставленных на учет для получения жилой площади в УГПС УВД по Томской области.
Выслушав объяснения истца и его представителя Черникова В.А., представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Согласно подп. «а» п. 5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В подп. «г» п. 5 Правил указано, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно справке от 08.10.2010, послужному списку, Махов И.Н. проходил службу в органах внутренних дел в период с 28.06.1988 по 23.08.2010.
05.10.2010, 14.10.2010, 20.10.2010 истец обращался к ответчику по вопросу включения его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
В ответе УВД по Томской области от 07.11.2010 № 3-2/м-3 Махову И.Н. указано, что для решения вопроса о возможности получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, сотрудник (пенсионер) органов внутренних дел представляет в жилищно-бытовую комиссию по месту его учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (данное условие является одним из основных) документы, подтверждающие его право на включение в состав граждан – участников вышеназванной подпрограммы и его соответствие условиям подпрограммы. Данным ответом Махову И.Н. отказано во включении в состав граждан – участников подпрограммы в связи с отсутствием в Центральной жилищно-бытовой комиссии УВД документов, подтверждающих факт постановки на учет и признания нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
Данный отказ является незаконным и нарушает права истца.
Согласно п. 7 Правил, из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «д» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В п. 8 Правил закреплено, что применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Таким образом, сотрудники органов внутренних дел, отвечающие требованиям, указанным в подп. «а» п. 5 и п. 8 Правил должны признаваться участниками подпрограммы независимо от постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, Маховым И.Н. представлены доказательства, подтверждающие факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., что должно было учитываться ответчиком при решении вопроса о признании Махова И.Н. участником подпрограммы.
В ст. 30 ЖК РСФСР было установлено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Там же указано, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Данный Порядок был установлен Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», которым утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
В п. 10 Примерных правил указано, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Согласно п. 11 Правил, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
В п. 12 Правил указано, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).
Согласно п. 13 Правил, поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
В п. 14 Правил указано, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Согласно п. 16 Правил, принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме (Приложение N 3). В Книге не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и скрепляются печатью.
В п. 17-18 Правил закреплено, что на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ордеру № 178 от 26.07.1998 Махову И.Н. было предоставлено служебное жилое помещение – комната площадью 16 кв.м по <адрес> на семью из 2 человек (л.д. 45, 49).
Из послужного списка истца следует, что с 28.06.1988 по 23.06.1995 он работал в ОПО УВД, с 23.06.1995 по 17.11.1996 в ОВО при Советском РОВД г. Томска, с 17.11.1996 – в ОВД Советского района г. Томска.
Из показаний свидетеля Калякина В.А. (с 10.08.1987 по 14.10.1992 – начальник СВПЧ-1 ОПО) следует, что в 1988 году истец пришел на службу в СВПЧ-1, был заселен в общежитие при пожарной части. Истец подавал заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В СВПЧ-1 велась книга учета распределения жилья, где был список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилья, журнал учета сотрудников постановленных на учет, книга протоколов, книга учета заявлений. На истца заводилось учетное дело.
Из показаний свидетеля ФИО9 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальник отдела по кадрам Советского РОВД) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы он являлся председателем жилищно-бытовой комиссии Советского РОВД г. Томска. Махов И.Н. устроился в Советский РОВД г. Томска в 1996 году из ОВО при Советском РОВД г. Томска. Свидетель забирал учетное дело Махова И.Н. из ОВО при Советском РОВД г. Томска. История дела начиналась с момента начала работы истца в органах внутренних дел. Из дела следовало, что Махов И.Н. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье с начала работы в пожарной охране. Эта постановка на учет была признана законной и на основании решения жилищно-бытовой комиссии Махов И.Н. включен в очередь на получение жилья в Советском РОВД г. Томска.
Согласно письму начальника Советского РОВД г. Томска ФИО10, он просил начальника УППС УВД ТО решить вопрос по поводу расширения жилищных условий сотрудника Советского РОВД Махова И.Н.
Представителем ответчика не представлены доказательства, опровергающие факт постановки Махова И.Н. на учет. В то время как исходя из положений Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», такие доказательства должны храниться в учреждении, где работало лицо, поставленное на учет.
Поскольку, предусмотренные Постановлением Совмина РСФСР документы: книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчиком не представлены, суд считает, что с учетом положений ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, факт постановки истца на учет в 1988 году является доказанным.
Ответчиком не представлены допустимые доказательства, подтверждающие факт ведения надлежащего учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Книга учета протоколов заседаний ЖБК Советского РОВД г. Томска, которая обозревалась в судебном заседании, не была приобщена к делу в связи с тем, что ее подлинник представлен в таком состоянии, что невозможно установить ее достоверность. По тем же основаниям, суд считает недостоверным доказательством список сотрудников УГПС УВД Томской области от 23.01.2001, поставленных на очередь для получения жилой площади, поскольку не указаны и не представлены первичные документы, на основании которых был составлен данный список.
С учетом изложенного, у ответчика имелись основания для признания истца участником подпрограммы.
Доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком является УВД по г. Томску являются несостоятельными, поскольку правильность обращения истца в УВД по Томской области подтверждается ответом УВД по Томской области от 07.11.2010 № 3-2/м-3. Как следует из данного ответа, пояснений представителей ответчика и третьего лица (УВД по г. Томску), все документы очередников переданы в Центральную жилищно-бытовую комиссию при УВД по Томской области; УВД по г. Томску такие заявления не принимает и подобную работу не ведет.
Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 1988 году, работая в системе органов внутренних дел, откуда и был уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе. Тем самым, обращение истца в УВД по Томской области для участия в подпрограмме соответствует порядку, предусмотренному п. 19 Правил.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление внутренних дел по Томской области признать Махова И.Н. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение не вступило в законную силу.