№ 2-295/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Черных О.Г.,
с участием:
истца Гизатуллиной Э.Х.,
представителя ответчика Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Цыгановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гизатуллиной Э.Х. к ГУ УПФ РФ в г. <адрес> о возложении обязанности по включению в стаж лечебной деятельности периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Гизатуллина Э.Х. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в <адрес> о возложении обязанности по включению в стаж лечебной деятельности периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что она обратилась в УПФ за назначением ей досрочно пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения ДД.ММ.ГГГГ В этом ей было отказано, в специальный стаж не зачтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры-анестезистки в отделении анестезиологии и реанимации клиник в Томском военно-медицинском институте, т.к. наименование должности не соответствует Спискам от № г. и от № г. С указанным решением она не согласна, считает, что на момент обращения за назначением пенсии имела необходимый стаж – ---- лет.
Просит суд обязать ответчика включить в ее льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в исчислении ---- года работы как ---- год и ---- месяцев период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры-анестезистки в отделении анестезиологии и реанимации клиник в Томском военно-медицинском институте, обязать ответчика назначить ей пенсию со дня ее обращения в УПФ РФ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ
В дальнейшем требования увеличила – просит также включить в трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной сестры в в я/с № Томского высшего военного командного училища связи продолжительностью ---- года ---- дней, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет продолжительностью ---- год ---- месяцев.
В судебном заседании Гизатуллина Э.Х. пояснила, что просит включить период должности старшей медсестры-анестезистки в календарном исчислении, а не в льготном, а именно продолжительностью ---- лет ---- месяцев ---- дней.
Представитель ГУ – УПФ РФ в <адрес> в судебном заседании исковые требования считала необоснованными, поддержав представленные возражения на иск. Считает, что специалистами ГУ - Управление ПФ РФ в <адрес> вынесено законное решение об отказе в назначении досрочной пенсии Гизатуллиной Э.Х., поскольку не были подтверждены условия, имеющие по действующему законодательству юридическое значение.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Гизатуллиной Э.Х. подлежащими удовлетворению.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно п. 2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу указанной выше нормы закона право на получение пенсии за выслугу лет работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.
В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения не включен, в том числе:
-период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной сестры в я/с № Томского высшего военного командного училища связи, так как работа протекала в должности, не предусмотренной разделом «Наименование должностей» списков, продолжительность периода ---- года ---- дней;
-период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. – отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. до 3-х лет в период работы в <адрес> ВМИ, так как в соответствии с разъяснениями Госкомтруда по социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №, в специальный тсаж включается время ухода за ребенком до 1,5 лет, если оно имело место до ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность периода ---- месяцев ---- дней;
-период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. до 3-х лет в период работы в <адрес> ВМИ, так как в специальный трудовой стаж включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», продолжительность периода ---- месяцев ---- дней;
-период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры-анестезистки в отделении анестезиологии и реанимации клиник в Томском военно-медицинском институте, так как работа протекала в должности, не предусмотренной разделом «Наименование должностей» Списков от 1999 г. и от ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность периода ---- лет ---- месяцев ---- дней.
Суд считает, что имеются основания для включения вышеуказанных периодов работы и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в специальный трудовой стаж (стаж лечебной деятельности) в календарном исчислении и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжки истца ДД.ММ.ГГГГ Гизатуллина Э.Х принята в я/с № Томского высшего военного командного училища медсестрой. Данный период включен в специальный трудовой стаж в календарном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Гизатуллина Э.Х с этой должности переведена на должность патронажной сестры.
Вместе с тем, судом установлено, что должностные обязанности истца не изменились, она до момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности медицинской сестры.
Так свидетели Л ЛВ и С ГВ показали, что работали в спорный период в я/с № Томского высшего военного командного училища. Гизатуллина Э.Х. в этот период работала медицинской сестрой, занималась прививками, оздоровлением детей, кварцеванием, закаливанием. Истец имела специальное образование медицинской сестры. За время работы с ДД.ММ.ГГГГ года должностные обязанности Гизатуллиной не менялись.
Постановлениями
- Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства",
- Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 (ред. от 22.09.1993) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет",
- Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
поименованы медсестры всех наименований, эти должности относятся к среднему медперсоналу, учреждение, в котором работала Гизатуллина, имеется в перечне учреждений, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии.
Тем самым имеются основания для включения периода работы продолжительностью ---- года ---- дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной сестры в я/с № Томского высшего военного командного училища связи в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Из свидетельства о рождении II-ОМ № от ДД.ММ.ГГГГ, паспорта истца следует, что Г МР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится истцу Гизатуллиной Э.Х дочерью.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ Гизатуллиной Э.Х предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), предоставлялся отпуск без сохранения содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком до трех лет (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Тем самым истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет Г МР, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Учитывая, что отпуск Гизатуллина Э.Х. по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, был включен истцу до внесения изменений в законодательство, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы Гизатуллина Э.Х. в календарном порядке, то есть продолжительностью 1 год 6 месяцев.
Указанная правовая позиция выражена Верховным судом РФ в Определении от 13.08.2010 г. № 5-В10-57.
Ответчиком обоснованно исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры-анестезиста в льготном исчислении.
Помимо того, что работа истца протекала в должности, не предусмотренной разделом «Наименование должностей» Списков от 1999 г. и от 29.10.2002 г., в судебном заседании установлено и подтверждено истцом, что функции медсестры-анестезистки Гизатуллина Э.Х. выполняла меньшую часть рабочего времени, более 80% трудового времени она выполняла обязанности старшей медсестры.
Тем самым, оснований для льготного исчисления периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не усматривается.
Вместе с тем, этот период должен быть включен в специальный трудовой стаж истца в календарном порядке.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 в ред. от 26.05.2009) а также в Списке должностей, работа в которых зачитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066) содержатся должности среднего медицинского персонала, в том числе должность «старшая медицинская сестра» и должность «медицинская сестра-анестезист».
Представленными трудовой книжкой, должностной инструкцией старшей медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации от ДД.ММ.ГГГГ г., положением об отделении анестезиологии и реанимации, карточками по учету заработной платы рабочих и служащих, личной карточкой работника подтверждается, что истец с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., а также по день обращения за назначением пенсии исполняла работу среднего медицинского персонала, имела необходимое образование, получала денежную надбавку за вредные условия труда, пользовалась дополнительным ежегодным оплачиваемым отпуском, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Суд усматривает совмещение Гизатуллиной Э.Х. должностных обязанностей старшей медицинской сестры с должностными обязанностями медицинской сестры-анестезиста. При этом, из анализа вышеуказанных должностной инструкции и положения об отделении анестезиологии и реанимации, пояснений истца в судебном заседании следует, что основная часть обязанностей истца приходилась на должностные обязанности старшей медицинской сестры.
Тем самым, период работы Гизатуллиной Э.Х. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры-анестезиста может быть включен в специальный трудовой стаж, как работа в должности среднего медицинского персонала в календарном порядке, то есть продолжительностью ---- лет ---- месяцев ---- дней.
С учетом включения трех вышеуказанный периодов (---- года ---- дней + ---- год ---- месяцев + ---- лет ---- месяцев ---- дней) в специальный трудовой стаж (---- лет ---- месяца ---- дней) продолжительность данного стажа составляет более 30 лет и тем самым у истца возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Таким образом, суд находит необходимым обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию истцу в связи с лечебной деятельностью со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гизатуллиной Э.Х. к ГУ УПФ РФ в <адрес> удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить Гизатуллиной Э.Х. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды работы в календарном исчислении:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в отделении анестезиологии клиник Томского военно-медицинского института - ---- лет ---- месяцев ---- дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной сестры в ясли-сад № № <адрес> ВВКУС - ---- года ---- дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет – ---- год ---- месяцев.
Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> назначить Гизатуллиной Э.Х. досрочно трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Г. Черных
Секретарь: Е.А. Цыганова
Решение не вступило в законную силу
Опубликовать в сети Интернет «____» ____________ 2011 г. О.Г. Черных