о признании отказа необоснованным



Дело № 2-540/11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Черных О.Г.;

с участием:

истца Гладышевой М.В.,

представителя истца Бирюковой А.А.., действующей на основании соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании бесплатной юридической помощи,

представителя ответчика Герасимова В.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,

при секретаре Цыгановой Е.А.

рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Гладышевой М.В. о признании отказа администрации г. Томска в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ года необоснованным, обязании поставить на учет,

установил:

Гладышева М.В. обратилась в суд с заявлением о признании отказа администрации г. Томска в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным, обязании поставить на учет.

В обоснование своих требований указала, что является супругой умершего участника Великой Отечественной Войны, ветераном ВОВ и в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с законом. В настоящее время проживает в комнате 12 кв.м. вместе с внучкой, иного жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма не имеет, поэтому нуждается в улучшении жилищных условий. На основании того, что имеет право на меры социальной поддержки как жена умершего ветерана ВОВ, обратилась с заявлением в администрацию <адрес> района <адрес> о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения. Заявление Гладышевой М.В. администрацией <адрес> района г<адрес> было передано на рассмотрение в администрацию г. Томска.

ДД.ММ.ГГГГ заявление Гладышевой М.В. было рассмотрено на заседании комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов ВОВ и членов семей погибших инвалидов и участников ВОВ администрация г. Томска. В удовлетворении заявления в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано на основании того, что заявитель являлась собственником ---- доли в праве общей долевой собственности на квартиру расположенной по адресу <адрес>, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ., поэтому право на обращение в соответствии с ст. 53 ЖК РФ у заявителя возникает через пять лет после прекращения права собственности на указанному долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение. Не согласившись с данным отказом, заявитель обратилась в суд за защитой своего нарушенного права.

Заявитель Гладышева М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, пояснила, что ранее была собственником ---- доли в праве общей долевой собственности квартиры, однако данную долю, она продала, поменяв на другую квартиру по адресу <адрес>, <адрес>, №. Право собственности на новое жилое помещение зарегистрировала на сына, поскольку он ее наследник. В настоящее время проживает в комнате с внучкой № кв.м., считает, что на нее в квартире приходится № кв.м., сын проживает в комнате № м.кв., общая площадь квартиры составляет № кв.м.

Представитель заявителя Бирюкова А.А. доводы, изложенные в заявлении поддержала, пояснила, что отказ администрации г. Томска в постановке на учет в качестве нуждающейся не правомерен, поскольку отчуждение ---- доли в праве общей долевой собственности была вынужденная мера, таким образом, Гладышева М.В. свои жилищные условия намеренно не ухудшила, в связи с чем у нее имеется право на получение жилья. По поводу пропуска срока на обращение с заявлением на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, считает, что Гладышева М.В. данный срок не пропустила, так как ранее ДД.ММ.ГГГГ обратится с данным заявлением не могла в силу своего возраста и наличия заболевания.

Представитель администрации города Томска Герасимов В.В. в судебном заседании пояснил, что считает заявление не подлежащим удовлетворению, мотивирую тем, что в связи с принятием указа президента №714 от 08.05.08 при администрации города Томска была создана комиссия с целью исключения случаев необоснованного отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилых условий. Комиссией было рассмотрено заявление Гладышевой. Было принято решение отказать в постановке на учет. Основанием для отказа послужило то, что согласно представленных документов заявитель с сыном и внучкой проживает в квартире площадью № кв. м. Собственником квартиры является сын заявителя. Члены семьи собственника жилого помещения имеет право пользоваться жилым помещением наравне с собственником. Учетная норма для определения уровня обеспеченности жильем – это № кв.м на одного члена семьи. Следовательно, площадь не подпадает под данную норму. Заявитель являлась собственником ---- доли четырех комнатной квартиры, ее доля составляла № кв.м. Данное право прекращено ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, искусственно ухудшились жилищные условия. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ было отказано в постановке на учет. Эта статья распространяется на все категории граждан, также как и ст. 31 ЖК РФ. Есть разъяснения, отраженные в письме Министерства регионального развития от 19.03.10 № 10496-СК/07, в котором говорится, что, намеренно ухудшая свои жилищные условия, ветераны не подпадают под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и могут быть поставлены на учет не ранее чем через ---- лет после отчуждения имущества.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

ДД.ММ.ГГГГ Гладышева М.В. обратилась с заявлением в администрацию <адрес> района г. <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи: Г СП., Г АС., поскольку отсутствует жилое помещение по договору социального найма, на праве собственности и проживании в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В ст. 3 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлен перечень документов, представляемых гражданином для принятия на учет.

В обоснование своего заявления представила документы: справку с места жительства по адресу <адрес>, <адрес>, копию свидетельства о государственной регистрации права по адресу <адрес>, <адрес>, копию свидетельства о смерти супруга, копию паспорта, копию свидетельства о браке, копию справки № от ДД.ММ.ГГГГ, копию удостоверения ветерана ВОВ, копию удостоверения №.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОГЦ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» Гладышева М.В. имеет право на меры социальной поддержки как супруга умершего участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах».

Удостоверением серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Объединенной администрацией <адрес> и <адрес> округов <адрес> подтверждается право Гладышевой М.В. на получение мер социальной поддержки как ветерана ВОВ.

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> района г. <адрес> приняла заявление Гладышевой М.В. на рассмотрение. Данное заявление со всеми приложенными документами было передано на разрешение в администрацию г. Томска.

ДД.ММ.ГГГГ заявление Гладышевой М.В. на заседании комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ было рассмотрено, по заявлению принято решение об отказе в постановке на учет.

ДД.ММ.ГГГГ за № Гладышевой М.В. был дан ответ по факту рассмотрения ее заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий.

В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно ст.38, 40 Устава г.Томска Администрация г.Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.

Согласно п. 3.1.3 Положения об администрации <адрес> района города <адрес>, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 01.12.2009), она ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) С 1 января 2006 года учет граждан ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских). Статья 6 предусматривает, что органы местного самоуправления вправе создавать жилищные комиссии или привлекать представителей общественности в иной форме при решении вопроса о принятии граждан на учет и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном органом местного самоуправления.

Распоряжением Администрации города Томска от 25.02.2010г. №р154 создана комиссия в целях неукоснительного соблюдения Указа Президента РФ от 08.05.2008г.№714, Федерального Закона «О ветеранах» по вопросам обеспечения улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) ветеранов и инвалидов великой Отечественной войны, исключения случаев необоснованного отказа постановки данных категорий граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято компетентным органом.

Заявителю отказано по двум основаниям: обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи более учетной нормы; ст. 53 ЖК РФ.

Согласно положениям ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ВЕТЕРАНАХ" Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечением жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения. (ред. 06.05.2010г.)

Даная норма отсылает к законодательству РФ и делает единственное исключение из общего правила – не исследуется вопрос, являются ли члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны малоимущими, но вопрос нуждаемости в улучшении жилищных условий исследуется и является основанием для постановки на учет.

Доводы заявителя о том, что ее как вдову обязаны при любых условиях поставить на учет и обеспечить жилым помещением основан на неверном толковании норм материального права.

Согласно п.2.ч.1. ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

П.1. Решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - ---- квадратных метра общей площади на одного члена семьи.

Данные положения закона также отражены в Методических рекомендациях по обеспечению улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, принятых в Томской области, и направленных главам муниципальных образований 15.02.2010г. №ОК-09-961.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Гладышева М.В. зарегистрирована по адресу <адрес>, <адрес>, постоянно, собственник данного жилого помещения является Гладышев С.П., временно зарегистрирована Гладышева А.С. Общая площадь жилого помещения № м.кв., жилой – № м.кв.

Учитывая, что заявитель является матерью собственника жилого помещения, она в силу положений ст. 31 ЖК РФ является членом семьи собственника (К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи).

Исходя из расчета, на одного зарегистрированного человека (постоянно) в данной квартире приходится № кв.м. (№ /№), т.е. более установленной учетной нормы. Даже с учетом временного зарегистрированного человека на одного проживающего приходится № кв.м.

Таким образом, заявитель Гладышева М.В. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Вторым основанием указано то, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного Кодекса пятилетний срок.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданного УФРС РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № Гладышева М.В. являлась собственником ---- доли в праве общей долевой собственности жилого помещения – четырехкомнатная квартира, расположенная по адресу <адрес>, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ Гладышева М.В. являлась собственником ---- доли в праве общей долевой собственности жилого помещения – четырехкомнатная квартира, расположенная по адресу <адрес> В судебном заседании заявитель указала, что продажа была вынужденная, поскольку внучка вышла замуж, они поменяли указанную квартиру на другую квартиру по адресу <адрес>, <адрес>, №. Право собственности на новое жилое помещение зарегистрировала на сына, поскольку так они договорились, он ее наследник, решили на нее не регистрировать право собственности.

После осуществления данной сделки менее чем через 2 месяца (ДД.ММ.ГГГГ) Гладышева М.В. обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу письма Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010г. №10496-СК/07 вдовы ветеранов и участников Великой Отечественной войны, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, не могут быть приняты на учет ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

На основании ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, заявитель Гладышева М.В. в настоящее время нуждающейся в улучшении жилищных условий не является, также ухудшила свои жилищные условия, соответственно, решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий законно и обоснованно.

В соответствие с п.24. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Учитывая, что уведомление об отказе в постановке на учет получено заявителем в июне 2010года, заявление в суд подано ДД.ММ.ГГГГ, срок на подачу заявления в суд пропущен.

Заявитель просит данный срок восстановить, поскольку в силу возраста и состояния здоровья не могла своевременно обратиться с заявлением в суд.

Суд не находит оснований для восстановления срока исходя из следующего.

По ходатайству заявителя судом истребованы материалы гражданского дела по ее иску из <адрес> районного суда <адрес>.

Согласно данным материалам, ДД.ММ.ГГГГ Гладышева М.В. подавала заявление об обжаловании отказа администрации <адрес> района г. <адрес> в постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ К данному заявлению был приложен и отказ администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ Данное заявление было оставлено без рассмотрения судом по причине неявки заявителя ДД.ММ.ГГГГ Заявитель не обращалась с заявлением об отмене данного определения, соответственно, причина неявки была неуважительной.

Таким образом, заявитель не доказала уважительность причин пропуска срока обращения в суд.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обстоятельств, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу заявления, у заявителя нет.

Заявитель также просит обязать администрацию города Томска поставить Гладышеву М.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно пп. 38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.

Согласно п. 3.1.3 Положения об администрации <адрес>, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 01.12.2009), она ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку решение данного вопроса относится к исключительной компетенции администрации <адрес> района города <адрес> и администрации города Томска, заявитель нуждающейся не является, не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок,, данное требование удовлетворению также не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Гладышевой М.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации города Томска об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.Г. Черных

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет «_______» _______ 2011 О.Г. Черных