об оспаривании решения органа местного самоуправления



2-571/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Погребковой Л.С.,

с участием представителя заявителя – адвоката Гавриловой Т.В., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Герасимова В.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Макаровой Т.В. о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

установил:

Макарова Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.21 Федерального Закона от 12.01.1995г №5-ФЗ «О ветеранах».

Статья 21 ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995г «О ветеранах» в качестве одной из мер социальной поддержки предусматривает обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В целях признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановки на учет, Макарова Т.В. обратилась с заявлением в администрацию г.Томска, которая отказала в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в 2010 году заявитель продала принадлежащую ей однокомнатную квартиру общей площадью 13,1 кв.м, расположенную в г.Колпашево <адрес>.

Считает данный отказ необоснованным и незаконным в связи с тем, что переезд в г.Томск был вынужденным, так как, во-первых, по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе, не имеет возможности проживать самостоятельно, во-вторых, проданная в г.Колпашево квартира не отвечала требованиям, предъявляемым жилым помещениям, а именно: отсутствовало холодное и горячее водоснабжение, канализация, вентиляция, крыльцо и лестницы находились в неудовлетворительном состоянии.

В настоящее время проживает с дочерью И., внучкой И. и двумя правнуками в квартире общей площадью 18,2 кв.м., принадлежащей на праве собственности в равных долях дочери и внучке.

Указание администрации г.Томска на то, что заявитель, продав квартиру, совершила действия, намеренно ухудшившие жилищные условия, считает не соответствующим действительности, так как проданная квартира не отвечала требованиям, предъявляемым законодательством к жилому помещению.

Просила признать незаконным отказ администрации г.Томска в признании ее, вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, обязать устранить допущенное нарушение.

При рассмотрении дела указала, что просит признать незаконным отказ администрации г.Томска, выраженный в ответе заместителя Мэра по безопасности и управлению делами № от 28.12.2010г.

Макарова Т.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя.

Суд на основании ч.5 ст.167, ч.2 ст.257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя адвокат Гаврилова Т.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что проживая в г.Колпашево в <адрес> в <адрес>, Макарова Т.В. имела все основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Продавая квартиру и переезжая к дочери в г.Томск, заявитель значительно улучшила свои жилищные условия, так как, несмотря на то, что в квартире с дочерью проживает внучка и два правнука, квартира является благоустроенной и позволяет пользоваться теплым туалетом и душевой комнатой, также дочь осуществляет уход за матерью как за пожилым человеком.

Представитель администрации г.Томска Герасимов В.В. заявленные требования не признал. Указал, что Макаровой Т.В. было отказано в постановке на учет решением жилищной комиссии при администрации Советского района г.Томска, а не администрацией г.Томска. Пояснил, что решение об отказе в постановке на учет было принято правомерно, так как действие ст.53 ЖК РФ распространяется, в том числе, и на ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей. Заявитель, продав принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение после принятия Указа Президента Российской Федерации от 08.05.2008г №714, намерено ухудшила свои жилищные условия. Пояснил, что решение принималось на основании ответа Главы Колпашевского городского поселения Томской области.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные Макаровой Т.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В ходе судебного заседания установлено, что Макарова Т.В. 15 ноября 2010 года обратилась в администрацию Советского района г.Томска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав в качестве основания отсутствие жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, а также ст.21 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно справке № от 07.10.2008г, выданной ОГУ «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска» Макарова Т.В. является супругой погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Как следует из выписки из протокола № от 18.11.2010г заседания комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, заявление Макаровой Т.В. рассматривалось на заседании комиссии, принято решение : администрации Советского района запросить документы из Колпашево.

Распоряжением администрации Советского района г.Томска № от 21.12.2010г утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам от 21.12.2010г. №, согласно которому Макаровой Т.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся на основании ст.53 ЖК РФ.

28 декабря 2010г Макаровой Т.В. письмом № за подписью заместителя Мэра по безопасности и управлению делами администрации г.Томска Мельникова А.А. был дан ответ, в котором сообщалось об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст.53 ЖК РФ.

В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно ст.38, 40 Устава г.Томска Администрация г.Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.

Согласно п. 3.1.3 Положения об администрации Советского района города Томска, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 10.08.2010г №1560), она ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) с 1 января 2006 года учет граждан ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских). Статья 6 предусматривает, что органы местного самоуправления вправе создавать жилищные комиссии или привлекать представителей общественности в иной форме при решении вопроса о принятии граждан на учет и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном органом местного самоуправления.

Распоряжением Администрации города Томска от 25.02.2010г. №р154 создана комиссия в целях неукоснительного соблюдения Указа Президента РФ от 08.05.2008г.№714, Федерального Закона «О ветеранах» по вопросам обеспечения улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) ветеранов и инвалидов великой Отечественной войны, исключения случаев необоснованного отказа постановки данных категорий граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден состав комиссии во главе с председателем – заместителем Мэра по безопасности и управлению делами администрации г.Томска Мельниковым А.А.

Также Постановлением № от 16.01.2006г. администрацией Советского района города Томска создана общественная комиссия по жилищным вопросам и утверждено Положение о ней.

Согласно главы 2 данного Положения, общественная комиссия по жилищным вопросам рассматривает заявления и документы, представленные гражданами в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятие решения о возможности постановки граждан на учет либо отказа в принятии на учет.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято компетентным органом.

В силу п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из пояснений представителя администрации г.Томска, решение об отказе Макаровой Т.В. в постановке на учет было принято на основании ответа Главы Колпашевского городского поселения Томской области № от 03.12.2010г, согласно которому Макарова Т.В. на учете в качестве нуждающейся в получении жилья в поселении не состояла, жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 13 кв.м., переданное ей в собственность в 2000 году, продала, сделка зарегистрирована 16 сентября 2010 года.

Статья 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

Представитель заявителя указывает на то, что Макарова Т.В. и проживая в г.Колпашево, нуждалась в жилом помещении и имела право стоять на учете.

Суд приходит к выводу, что решение об отказе в постановке на учет вынесено без проверки всех обстоятельств, в том числе без выяснения вопроса, имела ли Макарова Т.В. до продажи жилого помещения право стоять на учете в качестве нуждающейся, намеренность действий заявителя.

Проанализировав представленные документы, учитывая, что Администрацией г.Томска комиссия создана для решения вопросов, связанных с постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, что заявление Макаровой Т.В. рассматривалось 18 ноября 2010 года именно указанной комиссией, администрации Советского района г.Томска давалось поручение только сделать запрос в г.Колпашево, ответ заявителю дан председателем указанной комиссии, иных ответов, решений комиссий в адрес Макаровой Т.В. не направлялось, суд приходит к выводу, что Макарова Т.В. обоснованно обратилась в суд, обжалуя решение именно администрации г.Томска.

Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ст.25 Устава г. Томска (в ред. решения Думы г. Томска от 30.11.2010г №14) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.

Поскольку решение вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на администрацию города Томска рассмотреть заявление Макаровой Т.В. о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Макаровой Т.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г.Томска в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Макаровой Т.В., выраженный в ответе заместителя Мэра по безопасности и управлению делами № от 28.12.2010г.

Обязать администрацию г.Томска рассмотреть заявление Макаровой Т.В. от 15.11.2010г о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: решение не вступило в законную силу