Решение вступило в законную силу 25.02.2011г.



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Величко МБ,

при секретаре Погребковой ЛС,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Ломакина КЮ к Обществу с ограниченной ответственностью «СУ-13» о прекращении прав и обязанностей сторон по Предварительному договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда,

установил:

Ломакин КЮ обратился в суд с исковым заявлением к ООО «СУ-13», просит удовлетворить следующие требования (с учетом их уточнения):

- прекратить права и обязанности сторон по Предварительному договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стороны обязались заключить договор участия в долевом строительстве жилого дома с объектами обслуживания и гаражами-стоянками по адресу: <адрес> (строительный адрес), 1-я очередь (подъезды с 10 по 21) с последующим выделением в натуре и передаче доли в виде одной однокомнатной квартиры (строительный №) общей площадью 38,86 кв.м на 2-м этаже в 21-м подъезде в 10-этажной части 10-13-16- этажного 21-подъездного кирпичного жилого дома по адресу: <адрес>, 1-я очередь;

- взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование требований указано, что ответчиком нарушено обязательство, вытекающее из предварительного договора по заключению основного договора квартиры в срок, предусмотренный договором, в связи с чем, предварительный договор считает прекращенным, обязательства, вытекающие из него прекращенными, удержание денежных средств по предварительному договору является неправомерным, убытки истца, понесенные в связи с расчетом по договору об уступке права требования от 02/02/2008 считает подлежат возмещению ответчиком.

В судебном заседании истец, представитель истца Андросов Е.В., действующий на основании доверенности № <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали заявленные требования, дополнительно пояснив, что в отношении ответчика введена процедура наблюдения, однако данное дело подсудно районному суду. Прекращение обязательства стороны договора и соответствующих этому обязательству гражданских прав, составляющих содержание договора, прекращает действие этого договора. Расторжение договора и прекращение разные правоотношения. Основание взыскания убытков, компенсации морального вреда — прекращение прав и обязанностей по предварительному договору.

Представитель ответчика Аббасова Анжелика Давидовна, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год, требования не признала, дала пояснения в объеме отзыва на исковое заявление, из которого следует, что в отношении ответчика введена процедура наблюдения определением от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Ломакин К.Ю. не является стороной по предварительному договору, следовательно, ООО «СУ-13» является ненадлежащим ответчиком и в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Ломакина КЮ к Обществу с ограниченной ответственностью «СУ-13» о прекращении прав и обязанностей сторон по Предварительному договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, возмещении убытков, компенсации морального вреда, в части требований о взыскании убытков в размере <данные изъяты> рублей прекращено на основании ч.1 ст.220 ГПК РФ, в связи с тем, что все выраженные в деньгах требования истца к ответчику квалифицируются для целей Закона о банкротстве как требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковое требование о прекращении прав и обязанностей сторон по Предварительному договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.1-3 ст.429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (статья 1).

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.

По смыслу данных норм предметом предварительного договора является лишь заключение в будущем основного договора. Заключение таких договоров в сфере правоотношений, связанных с участием в долевом строительстве объектов недвижимости, не запрещено законодательством. Запрет, установленный п.2 ст.3 закона от 30.12.2004 N214-ФЗ, распространяется лишь на привлечение денежных средств участников долевого строительства до выполнения ряда указанных в законе условий.

Согласно ст.384 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СУ-13» (Сторона 1) и ООО «Снабжающая компания «ГРАНТ» (Сторона 2) заключен предварительный договор участия в долевом строительстве, согласно которому стороны договорились о подготовке и заключении в последующем договора участия в долевом строительстве жилого дома, по условиям которого Сторона 2 обязуется осуществить финансирование строительства, а Сторона 1 обязуется осуществить с привлечением подрядчиков строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (строительный адрес), выделить в натуре и передать Стороне 2 его долю в виде однокомнатной квартиры (строительный №) общей площадью 38,86 кв.м. на 2-ом этаже в 21-ом подъезде 10-этажной части 10-13-16 этажного 21-подъездного кирпичного жилого дома по адресу: <адрес>, первая очередь. (л.д. 5)

В соответствии с п. 1.2 предварительного договора ориентировочный срок передачи Стороной 1 Стороне 2 квартиры – IV квартал 2010 года.

Пунктом 2.1 предварительного договора определена цена основного договора в размере <данные изъяты> рублей, которая определяется как сумма стоимости квадратных метров квартиры, которая будет выделена в натуре в соответствии с положениями основного договора.

Согласно п. 3.1 предварительного договора Сторона 2 обязуется оплатить свою долю в авансовом порядке в полном объеме в срок до ДД.ММ.ГГГГ

По общему правилу, закрепленному в ст.384 ГК РФ, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору, в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

Судом установлено, что ООО «Снабжающая компания «ГРАНТ» уступило Ломакину К.Ю. право требования к ООО «СУ-13» заключения основного договора участия в долевом строительстве указанного дома, а также его государственной регистрации по цене <данные изъяты>, которую истец выплатил ООО «Снабжающая компания «ГРАНТ» в полном объеме, что подтверждается справкой.

Суд не соглашается с истцом и его представителем с тем, что к возникшим отношениям сторон из предварительного договора и договора от ДД.ММ.ГГГГ возможно применить нормы статей 407, 420 ГК РФ в связи со следующим.

Как следует из названия договора и п. 1.1. предварительного договора от 13/09/2007г. - предметом данного договора является подготовка и заключение в будущем основного договора участия в долевом строительстве, что влечет его квалификацию как предварительного договора в соответствии со ст. 429 общей части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Из ч.3 ст.429 ГК РФ следует, что предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

Стороны сошлись во мнении, что такие условия предварительный договор содержит, и они сторонами согласованы.

Вместе с тем, истец заявляет требование о прекращении прав и обязанностей сторон, вытекающих из предварительного договора на основании ст. 328 и п. 2 ст. 405 ГК РФ – ввиду утраты интереса его исполнения для истца.

Условие о сроке предварительного договора урегулировано диспозитивной нормой: срок его действия равен одному году, если иной срок не предусмотрен в самом предварительном договоре (п. 4 ст. 429 ГК РФ).

Согласно п. 3.4 предварительного договора ООО «Су-13» обязуется в течение двух месяцев с момента опубликования проектной декларации, но не позднее трех месяцев до ввода в эксплуатацию жилого дома направить Стороне 2 уведомление о заключении основного договора.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что предварительный договор не предусматривает конкретную дату его заключения, предварительный договор заключен под отлагательным условием.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

По смыслу ст. 157, 190 ГК РФ наступление события, которым определяется срок, не может ставиться в зависимость от волеизъявления одной из сторон, т.е. не зависит от действий сторон.

Из условия п. 3.4 предварительного Договора следует, что наступление указанных в договоре события зависит исключительно от волеизъявления и действий ООО «Су-13», в связи с чем, не может квалифицироваться как условие о сроке. Не совершение указанных в предварительном договоре действий, влечет иные последствия, может в определенных случаях квалифицироваться как уклонение от заключения основного договора, которые могут быть предметом отдельного судебного разбирательства при заявлении соответствующих требований.

Поскольку иной срок в предварительном договоре сторонами не указан, доказательств достижения дополнительного соглашения о сроке заключения основного договора не представлены, в силу п. 4 ст. 429 ГК РФ основной договор должен был быть заключен в течение одного года с момента заключения предварительного договора, т.е. до 13/09/2008 года.

Соответственно обязательство, предусмотренное предварительным договором по заключению основного договора прекращается в случае не направления в срок, установленный предварительным договором, или в определенный законом годичный срок, ни одной из сторон предложения о заключении основного договора.

Суд не входит в обсуждение позиции сторон о применении последствий от необоснованного уклонения стороны от его заключения, предусмотренные ст. 445 ГК РФ, поскольку данные требования не заявлялись, могут быть самостоятельным предметом судебного разбирательства.

Из претензии истца к ответчику с предложением о заключении основного договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), также следует, что соглашения о продлении срока действия предварительного договора не заключалось.

Таким образом, в связи с прекращением действия предварительного договора, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения требований о прекращении прав и обязанностей по предварительному договору по основаниям изложенным в иске.

В силу ст.39, ч.3 ст.196 ГКПК РФ выбор способа защиты нарушенного права, предмета и основания требований принадлежит истцу, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основаниям.

Требований о понуждении заключении договора, применения последствий необоснованного уклонения от заключения основного договора истцом не заявлялось, в связи с чем, они судом не рассматривались.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, которые ими предусмотрены, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Основанием причинение морального вреда истцу указано переживание в связи с не совершением своеременно действий по подготовке и оформлению необходимого комплекта разрешентельной документации для строительства жилого комплекса по <адрес>, а также в не опубликовании проектной документации, в связи с которыми истец утратил интерес к заключению основного договора.

Истцом в ходе судебного заседания не предоставлено доказательств нарушения ответчиком его личных не имущественных прав и соответственно наличия оснований для взыскании в его пользу компенсации морального вреда.

Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей") моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Учитывая, что стороны не заключили основной договор, обязанность по передаче в натуре жилого помещения не возникла.

Предварительный договор не порождает обязанности по передачи жилого помещения в натуре истцу, надлежащего качества и в установленные сроки, законодательство о защите прав потребителя не предусматривает такой способ защиты как прекращение прав и обязанностей по предварительному договору, следовательно отсутствует закон предусматривающий право на компенсацию морального вреда в связи с указанными правами истца, с нарушением которых истец связывает право на компенсацию морального вреда, тем более, требование о прекращении прав и обязанностей сторон по предварительному договору оставлено без удовлетворения, следовательно не подлежит удовлетворению требование истца о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований о прекращении прав и обязанностей сторон по Предварительному договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: