№ 2-480/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Николаенко Е.С.,
при секретаре Агафонкиной Ю.А.,
с участием истца Ящук Л.И.,
представителя истца Дмитриева В.С., действующего на основании доверенности от 25.08.2010г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Ящук Л.И. к Департаменту социальной защиты населения Томской области об обязании внести в реестр учета граждан, к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании выдать удостоверение,
установил:
Ящук Л.И. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области об обязании внести в реестр учета граждан, к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании выдать удостоверение.
В обоснование заявленных требований указала, что она в период с 1949г. по 1966г. проживала в г. Ч., позднее переименованном в <данные изъяты>, <данные изъяты> района Семипалатинской области Республики Казахстан в зоне повышенного радиационного риска и получила, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопительную) эффективную дозу согласно «Удостоверению, подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно хромосомному анализу № Лаборатории <данные изъяты> доза облучения составляет 31 сЗВ (бэр). При обращении к ответчику ей было отказано в выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с тем, что данный населенный пункт не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию. Считая данную позицию несостоятельной, истец обратилась в суд.
В судебном заседании истец, ее представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Согласно пояснениям истца, данным в судебном заседании, с 1949 года по 1966 год она проживала в г. Ч. <данные изъяты> района Семипалатинской области Республики Казахстан, бывшей Казахской ССР, территория которого Законом Республики Казахстан от 18.12.1992г. «О социальной защите граждан пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» была отнесена к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр. Город Ч., находящийся в <данные изъяты> км от г. Семипалатинска, в перечень населенных пунктов подвергшихся радиационному воздействию не включен. В период проведения взрывов она была маленькой, но помнит, как всем перед взрывами говорили выйти из дома на улицу. Помнит, что при последнем взрыве 1962 года, их с мамой взрывной волной сбило с ног. От взрыва стекла в домах повыбивало. С 1966г. она стала проживать в <данные изъяты> области, где вступила в брак, там же закончила училище, с 1969г. по 1972г. работала в кислородном цехе машинистом холодильных установок, затем работала швеей, штукатуром-маляром, завскладом, швеей меховых изделий. Ее работа никогда не была связана с вредными условиями.
Представитель истца пояснил, что истец с 1949 по 1966г. проживала в г. Ч. <данные изъяты> района Семипалатинской области. В 03.06.2010г. истцу было выдано заключение ФГУП <данные изъяты>, в котором указано, что значение индикации облучения составляет 0,31 Зв, полученное истцом в г. Ч.. Факт получения дозы облучения подтверждается также удостоверением, которое было выдано истцу 30.06.1994г., и подтверждает право истца на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, действующее на территории Казахской ССР. Факт проживания подтверждается свидетельством о рождении, и свидетельством об образовании. Полагает, что причинная связь с местом проживания и получением дозы облучения подтверждается представленными письменными доказательствами.
Ответчики – МЧС РФ, Департамент социальной защиты населения Томской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Департамент социальной защиты населения Томской области просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, о чем представил заявление.
В отзыве Департамента социальной защиты населения Томской области на исковое заявление указано, что в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гарантируются меры социальной поддержки гражданам, которые проживали в 1949 – 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Г. Ч. (<данные изъяты>), где проживала истица, не входит в перечни населенных пунктов, утвержденных распоряжениями Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-р и от 10.02.1994г. № 162-р. Однако, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 01.12.1997г. № 18-П, от 19.06.2002г. № 11-П, от 24.02.2007г. № 960-О-П основанием для выполнения государством конституционной обязанности по возмещения вреда перед конкретным лицом является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Вопрос о возможности признания гражданина пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне в случае, если гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне может быть разрешен судом в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Поэтому истцу необходимо доказать факт получения соответствующей дозы облучения и связь полученной дозы облучения с проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Указано также, что суммарные (накопленные) эффективные дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определяются в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.12574-2010, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. №5, вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается. В представленном истцом заключении <данные изъяты> от 03.05.2010г. отсутствует ссылка на то, что доза радиации, полученная истцом, определена с использованием указанной методики.
Суд, на основании ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав пояснения истца, его представителя, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 Конституции РФ гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина РФ.
В силу ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.09.1994 года «О подписании конвенции о ядерной безопасности» Российская Федерация официально приняла на себя обязанность и выразила приверженность следовать общепризнанным принципам ядерной безопасности и фундаментальным нормам международного права в этой сфере. В статье 15 данной Конвенции содержится прямой запрет на получение человеком доз излучения, превышающих установленные национальным законодательством дозовых пределов.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» льготы и компенсации предоставляются гражданам, проживавшим в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия.
В силу ст.5 названного Закона гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 01.12.1997г. № 18-П, от 19.06.2002г. № 11-П, от 24.02.2007г. № 960-О-П основанием для выполнения государством конституционной обязанности по возмещения вреда перед конкретным лицом является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Вопрос о возможности признания гражданина пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в случае, если гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне может быть разрешен судом в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения дела, и требующими доказывания являются: установление факта проживания истца в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; получение в период проживания суммарной дозы облучения; объем полученной дозы облучения; наличие гражданства РФ.
Из представленных Ящук Л.И. в материалы дела документов судом установлен факт проживания истца в г. Ч. (с мая 1996г. – г. <данные изъяты>) <данные изъяты> района Семипалатинской области в период с 1949г. по 1966г., что подтверждается следующими документами:
- повторным свидетельством о рождении, выданным 24.09.2009г., согласно которому Б.Л.И. родилась 16.02.1949г. на станции Ч. <данные изъяты> района Семипалатинской области республики Казахстан;
- свидетельством о восьмилетнем образовании №, согласно которому Б.Л.И.., родившаяся в 1949 году, обучалась в средней школе № на ст. Ч. Казахской железной дороги, окончила в 1964 году восемь классов;
- справкой № от 04.02.2005г., выданной ГУ ВКО <данные изъяты> согласно которой Б.Л.И. действительно проживала на территории Семипалатинского полигона, г. Ч., <данные изъяты> района, Семипалатинской области в период с 1949г. по 1966г. Данная справка содержит сведения о том, что на основании Указа Президента Республики Казахстан от 20.08.1996г. № 3083 упразднен <данные изъяты> район Семипалатинской области, а его территория включена в состав <данные изъяты> района. На основании Указа № 3483 от 03.05.1997г. упразднена Семипалатинская область и включена в состав Восточно-Казахстанской области. Постановлением Правительства Республики Казахстан в мае 1996 года районный центр <данные изъяты> района Семипалатинской области – г. Ч. был переименован в г. <данные изъяты>;
- свидетельством о браке № от <данные изъяты>1970г., согласно которому Б.Л.И. после регистрации брака присвоена фамилия «Ящук».
Согласно паспорту Ящук Л.И. является гражданкой Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
В силу положений ст.ст.1, 2 Федерального закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 г., порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Распоряжениями Правительства РФ № 162-р от 10.02.1994 г. и № 356-р от 15.03.1995 г. (в ред. от 08.02.2002 г. № 156-р) утверждены перечни населенных пунктов бывшей Казахской ССР.
Город Ч. <данные изъяты> района Семипалатинской области, в котором проживала истец, не включен в перечень населенных пунктов бывшей Казахской СССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный вышеназванными распоряжениями Правительства РФ, так как на основании научно-обоснованных критериев, прошедших экспертную оценку в Российской научной комиссии по радиационной защите (протокол заседания от 31.03.1998г.), установлено, что данный населенный пункт расположен вне пределов контуров следов радиоактивных выпадений, которые могли бы сформировать эффективную эквивалентную дозу для населения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Вместе с тем, истец проживала в данном населенном пункте в период радиационного воздействия с 1949г. по 1966г., то есть до 1963 года.
Учитывая, что населенный пункт проживания истца не соответствует предъявленным Федеральным законодательством условиям для установления социальных гарантий, истцу необходимо доказать причинно – следственную связь между фактом получение соответствующей дозы облучения и ее получение от проведения ядерных испытаний.
Суммарные (накопленные) эффективные дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определяются в соответствии с порядком, установленным Методическими указаниями МУ 2.6.12574-2010 «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. №5. Указанные рекомендации введены в действие с 04.05.2010 и вынесение официальных заключений иного содержания, чем предусмотрено в указанном порядке, не допускается.
Истцом в материалы дела представлен хромосомный анализ № от 03.06.2010г., выполненный Лабораторией <данные изъяты>, согласно которому наличие в организме истца накопленной дозы облучения составляет 31 сЗв (бэр).
Данный хромосомный анализ проведен учреждением, которое имеет лицензию на проведение доврачебной помощи в области генетики, результаты хромосомного анализа не являются экспертным заключением, поскольку анализ проведен не на основании утвержденной методики.
Несмотря на это суд принимает данный анализ в качестве доказательства, подтверждающего факт получения истцом суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр), поскольку орган, уполномоченный выдавать официальные заключения относительно размера дозы облучения граждан в соответствии с названными методическими указаниями, до настоящего времени в установленном порядке не определен.
Данный хромосомный анализ, представленный истцом, в силу с. 71 ГПК РФ является письменным доказательством, не вызывает у суда сомнений, поскольку не опровергнут стороной ответчика, дан медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию.
Копией трудовой книжки истца подтверждается, что ее трудовая деятельность не была связана с радиационным излучением. Всю свою трудовую деятельность истец работала машинистом, швеей, штукатуром-маляром, зав. складом, бухгалтером.
Кроме того, представленные истцом удостоверение серии № и справка № от 18.10.2010г., выданные на территории Казахской республики, свидетельствует о ее проживании в период радиационного воздействия в г. Ч. Семипалатинской области, расположенном в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Ящук Л.И. составляет 28,8 сЗв, и косвенно подтверждают причинную связь между наличием полученной ею суммарной дозы радиации с испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне, а полученная ею доза облучения превышает национальный дозовый предел радиационного воздействия.
Действительно населенный пункт, в котором проживал истец, не включен в перечень населенных пунктов бывшей Казахской СССР, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 356-Р от 15.03.1995 года.
Однако, данные доводы ответчика - Департамента социальной защиты населения Томской области противоречат позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно указывал в своих постановлениях от 01.12.1997г. № 18-П, от 19.06.2002г. № 11-П, от 24.02.2007г. № 960-О-П, что из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 43 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом – это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. «Субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний. Поэтому, само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки».
Учитывая, что все обстоятельства, требующие доказывания по заявленным истцом требованиям, а именно: проживание истца в населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, период проживания, получение им в период проживания суммарной дозы облучения и объем полученной дозы вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, нашли свое подтверждение в материалах дела, их удовлетворение повлечет правовые последствия для истца, заключающиеся в получении мер социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10.01.2002г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ящук Л.И. к Департаменту социальной защиты населения Томской области об обязании внести в реестр учета граждан подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшемся радиационному воздействию, обязании выдать удостоверение удовлетворить.
Признать Ящук Л.И. подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозой облучения свыше 25 сЗв (бэр).
Обязать Департамент социальной защиты населения Томской области внести Ящук Л.И. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для получения удостоверения единого образца.
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Ящук Л.И., 16.02.1949 года рождения, удостоверение единого образца с указанием суммарной (накопительной) дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр), подтверждающее право на получение льгот и компенсаций социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
На момент размещения на сайте решение не вступило в законную силу.