Дело № 2-634/11
заочное
14 марта 2011 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Мацкевич Р.Н.
при секретаре Оленёвой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по иску Авдюшиной ИВ к Открытому акционерному обществу «М», администрации города Томска о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Авдюшина И.В. обратилась в суд с иском к ОАО «М», администрации города Томска о признании за ней права собственности на жилое помещение: однокомнатную квартиру <адрес> в городе Томске, площадью общей 17,9 кв.м, жилой площадью 11,2 кв.м.
Свое требование истец мотивирует тем, что в указанное жилое помещение, которое располагалось в общежитии ОАО «М» вселилась в 1993 году на основании ордера, до настоящего времени проживает в указанном помещении. Совместно с ней проживает дочь, которая от передачи ей в собственность данного помещения отказалась. Общежитие было незаконно приватизирована ОАО «М» путем включения в план приватизации. В силу ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В соответствии со ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец имеет право на бесплатную передачу ей в собственность занимаемого на условиях договора социального найма жилого помещения. Истец правом бесплатной передачи жилья в собственность ранее не пользовалась.
Представители ответчиков – ОАО «М» и администрации города Томска в судебное заседания не явились, о наличии уважительной причины неявки в судебное заседание или об отложении дела слушанием не заявляли.
С согласия представителя истца суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, в порядке заочного судопроизводства.
В соответствии с Решением № от 30.06.1972 г. здание по <адрес> в г.Томске введено в эксплуатацию как общежитие.
Из копии ордера от 30.06.1993 г. следует, что Авдюшиной И.В. предоставлена квартира <адрес> в г.Томске на семью из двух человек, в том числе и дочь Авдюшину Е.А. на основании Постановления № от 30.06.1993 г. Главы администрации Советского района г.Томска, то есть, предоставлено было жилое помещение администрацией Советского района г.Томска в найм. Ни ордер, ни протокол заседания жилищной комиссии, ни Постановление Главы администрации Советского района г.Томска № от 30.06.1993 г. не оспорены.
Как следует из справки с места жительства Авдюшина И.В., Авдюшина Е.А. и в настоящее время проживают в указанном жилом помещении.
Из трудовой книжки Авдюшиной И.В. следует, что она состояла с З в трудовых правоотношениях более 30 лет: с 18.08.1975 г. по 07.11.2008 г., и более 10 лет на момент выдачи ордера на вселение.
В силу ст.108, 110 ЖК РСФСР, который действовал на момент вселения истца в спорное жилое помещение, она не могла быть выселена из данного общежития без предоставления другого жилого помещения.
Из письма прокуратуры Советского района города Томска от 01.09.2009 г. № следует, что прокуратурой района была проведена проверка, в ходе которой установлено, что здание общежития по <адрес> в городе Томске включено в План приватизации государственного предприятия З», правоприемником которого является ОАО «М».
Согласно ст.2 п.5 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.1991 г. № 1531-1, данный закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда, действующее законодательство и ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не предусматривает приватизацию общежитий юридическими лицами и вообще приватизацию жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием, указанной нормой определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правоприемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Прямо запрещено включение в состав приватизируемого имущества жилищного фонда пунктом 1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993 г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий».
В соответствии со ст.4, ст.7 ЖК РСФСР (на момент приватизации предприятия), ст.1 Закона РФ «Об основах жилищной политики», общежития относятся к жилищному фонду.
Согласно ст.9 Закона РФ «Об основах жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их полном хозяйственном ведении, должен быть передан либо в полное хозяйственное ведение правоприемников, либо в ведение органов местного самоуправления. В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Таким образом, законодательство о приватизации не предусматривало возможности передачи права собственности на жилые помещения приватизируемым предприятиям, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Согласно ст.166 ГК РФ).
То есть, приватизация предприятия не могла повлечь приватизацию и последующее право собственности ОАО «М» на общежитие <адрес>, в г.Томске, оно должно было быть передано в муниципальную собственность.
В соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", поскольку включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии со ст.2 и ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда на условиях договора найма или аренды, вправе с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую, в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это помещение передается в собственность.
Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу приведенных норм право на приобретение в собственность бесплатно, то есть, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Истец не может воспользоваться правом на приобретение ею в собственность занимаемого жилого помещения, которое фактически, должно быть передано в муниципальную собственность, чем нарушается положение ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Однако, если государством установлено в законе право на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Таким образом, поскольку истец по независящим от неё причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ей помещения, в отношении которого она имела бы право заключить договор социального найма в случае предусмотренного законом порядка передачи этого помещения в муниципальную собственность, такой договор не может быть заключен с настоящем владельцем и титульным собственником, жилое помещение не передано в муниципальную собственность, а ОАО «М» не относится к числу лиц, которыми в соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предоставлено право передачи в собственность гражданам бесплатно в порядке приватизации жилых помещений, судом может быть признано право собственности истца на данное помещение.
Совместно проживающая с истцом Авдюшина Е.А. представила нотариально удостоверенное согласие на то, чтобы квартира передавалась в собственность другим проживающим в ней лицам, то есть, отказалась от участия в приватизации, что подтверждается согласием от 05.02.2011 г., Иных лиц. Которые в соответствии со ст. 2 и ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» имели бы право на передачу им в собственность данного жилого помещения – не установлено.
Согласно сообщения № от 18.01.2011 г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по томской области и сведений Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 20.01.2011 г. № Авдюшина И.В. правом приватизации не пользовалась, в собственности объектов недвижимого имущества не имела. Следовательно, на основании вышеуказанных норм Авдюшина И.В. имеет право предоставления ей в собственность жилого помещения – <адрес> в г.Томске, которое согласно выкопировке из технического паспорта является изолированной комнатой площадью 17,9 кв.м., жилой площадью 11,2 кв.м (на экспликации и техническом паспорте).
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путем признания права.
Согласно ст.17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Признать право собственности Авдюшиной ИВ на жилое помещение: однокомнатную <адрес> в городе Томске, площадью общей 17,9 кв.м, жилой площадью 11,2 кв.м.
В течение 7 дней со дня получения копии решения ответчиком может быть подано заявление в Советский районный суд города Томска об отмене заочного решения в случае предоставления доказательств уважительной причины неявки в судебное заседание при отсутствии возможности извещения суда о наличии таких причин и предоставлении доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого решения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу заявления об отмене заочного решения или вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий: подпись
На дату публикации решение не вступило в законную силу
.
.
.
.ь