№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2011г. суд Советского района г.Томска в составе:
председательствующего Величко МБ,
при секретаре Вершинина Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Бондаренко ВП к Департаменту социальной защиты населения администрации <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий, об обязании внесения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне сведений, выдачи удостоверения единого образца,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) просит удовлетворить следующие требования:
- возложить обязанность на Департамент социальной защиты населения администрации <адрес> включить Бондаренко В.П. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр), а также направить в МЧС России представление о выдаче истцу удостоверения единого образца,
- возложить обязанность на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать истцу удостоверение установленного образца, подтверждающее его право на получение мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований истец, указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживая в <адрес> получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв., вследствие испытаний ядерного оружия, проводившегося на Семипалатинском полигоне в период с 1949-1963 годы.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Департамент социальной защиты населения <адрес>, Ответчик – МЧС России, своих представителей в суд не направили, будучи уведомленными о месте и времени судебного заседания, причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, истца на основании ч. 3,5 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне регламентирован Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года № 2-ФЗ.
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Перечни), и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.
При этом закон не ставит в зависимость возможность признания данного гражданина подвергшимся радиационному воздействию от момента проживания гражданина в зоне радиационного воздействия, поскольку указание в законе периода, а именно: с 1949 по 1963 годы, само по себе подтверждает факт признания государством своих социальных обязательств перед гражданами, которые в силу определенных обстоятельств, были вынуждены находится в указанный период на территории, которая подвергалась радиационному излучению. Данная позиция нашло отражение в определении Конституционного суда РФ от 11/07/2006 №404-О.
В Перечне населенных пунктов, утвержденном распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) <адрес> отнесен к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.
Согласно данным перечням, населенные пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Определение указанных населенных пунктов осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.
Нормирование и численные значения дозовых пределов от всех источников ионизирующего излучения в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О радиационной безопасности населения». Данный Федеральный закон имеет приоритет в системе законодательства Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности. Так, в соответствии со статьей 2 указанного закона иные нормативные правовые акты Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленным настоящим законом. Статья 9 закона предусматривает, что государственное нормирование в области радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности; указанные правила, нормы, гигиенические нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.
Дальнейшее развитие и понимание законов о радиационной безопасности содержится в Санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.6.1.2523-09, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07 июля 2009 года (далее по тексту - НРБ-99/2009). Согласно статье 1.2. НРБ-99/2009 09 нормы радиационной безопасности применяются для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения.
Никакие другие нормативные и методические документы не должны противоречить требованиям этих Норм.
Согласно выписки из похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ-1963 годы администрации Октябрьского Сельсовета Змеиногородского <адрес>, в хозяйстве 1046 стр. 157 значится Бондаренко ВП ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавший в поселке <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Указанный документ подтверждает факт проживания Бондаренко В.П. в поселке <адрес> как в период, так и непосредственно после проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ, который отнесен к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.
Следовательно, это обстоятельство является подтверждением получения истцом вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.ст.2, 18, 19, 46 Конституции РФ, объявляющих права человека высшей ценностью и обязывающих государство защитить права граждан, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и свобод и корреспондирующих им положений международных правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство в лице судебных органов обязано обеспечить разрешение любых судебных дел на основе законности, справедливости, равенства всех пред законом.
В статьях 25 и 26 указанного Федерального закона установлено, что гражданам гарантируется предоставление мер социальной защиты, возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, ионизирующим излучением сверх установленных Федеральным законом основных пределов доз.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 4 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан Российская Федерация, как государство, гарантирует гражданам России охрану здоровья совокупностью мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней, активной жизни, предоставление ему медицинской помощи, и в случае утраты здоровья обязуется соблюдать права человека в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В силу ст. 71 Конституции РФ ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, оборона и оборонное производство находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Также подлежат применению правовые позиции выраженные в постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ от 24.11.1995г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС », согласно которым техногенная авария привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений статей 2 и 18 Конституции РФ, согласно которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл, содержание и применение законов, а также из ст. 53 Конституции РФ, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 1999 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Хромова В.А. на нарушение его права на возмещение вреда статьями 1 и 5 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», суды обшей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что все обстоятельства, требующие доказывания по заявленным истцом требованиям, нашли свое подтверждение, при этом правовые последствия связаны с установлением дозы облучения свыше 5 бэр, но не более 25 бэр.
В соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634 и Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Приказом МЧС России от 18.09.2009г. № 540, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вносит сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а удостоверения единого образца выдает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно вышеприведенному порядку, для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов РФ, с соответствующим письменным заявлением к которому прилагаются документы, предусмотренные п. 3 Порядка.
Истец представил доказательства исполнения обязанности по предоставлению в соответствующий орган перечня документов, на основании которых он имеет право на получение социальных мер поддержки и соответственно удостоверения, как подтверждения права на указанные льготы.
Вместе с тем из ответа ОГУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (л.д. 7) следует, что истцу отказано в удовлетворении его требований о включении в реестр граждан, поддвергщихся радиационному воздействию и оформлении удостоверения единого образца.
Ответчик МЧС России не подтвердил выполнение своей обязанности по выдаче удостоверения установленного образца Бондаренко В.П.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд в свою очередь создает необходимые условия для предоставления сторонам возможности доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются.
Такая возможность обеспечивается, в том числе, надлежащим и своевременным уведомлением лиц, участвующих в деле, о необходимости явки в суд (ч.3 ст.114 ГПК РФ).
По настоящему делу ответчику направлялась копия иска с приложениями, уведомления о необходимости явки в суд. В назначенную дату ответчик в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил.
При таких обстоятельствах суд считает, что права ответчика на представление доказательств нарушены не были. Ответчик знал о предъявленных исковых требованиях, однако не реализовал возможность представления доказательств в опровержение позиции противоположенной стороны.
Поскольку истец лишен права на получение социальных мер поддержки, предусмотренных законом, вместе с тем, порядок получения указанных мер, предусматривает, в первую очередь, включение гражданина в указанный реестр, следовательно требование истца к Департаменту защиты населения <адрес> также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бондаренко ВП к Департаменту социальной защиты населения <адрес>, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) удовлетворить.
Обязать Департамент социальной защиты населения администрации <адрес> внести сведения об Бондаренко ВП в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).
Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выдать Бондаренко ВП удостоверение установленного образца для получения мер социальной поддержки в соответствии с процедурой, установленной Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 14969).
На решение может быть подана кассационная жалоба в Томский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: