№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2011 г. Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Шукшиной Л.А.,
с участием истца Запускалова И.В.,
представителя истца Ереминой И.М., допущенного к участию в деле по ходатайству истца, действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Ананьевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Запускалова И.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочно трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Запускалов И.В. обратился в суд с заявлением о включении в его специальный трудовой стаж в льготном исчислении как дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» 1 год работы за 1 год 6 месяцев периодов работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оперирующего врача – офтальмолога глазной клиники глазных болезней,
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
в должности оперирующего врача – офтальмолога в офтальмологической клинике офтальмологического отделения клиник СибГМУ,
Кроме того, просит обязать включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в календарном порядке из расчета 0, 5 ставки периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача – офтальмолога в ООО «ЗСОЦ проф. И.В. Запускалова»,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оперирующего врача – офтальмолога в офтальмологической клинике офтальмологического отделения клиник ГОУВПО СибГМУ.
Указывает, что он обратился в УПФ за назначением ему досрочно пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью ДД.ММ.ГГГГ, однако в этом ему было отказано, перечисленные периоды в стаж не включены.
С решением пенсионного фонда не согласен, поскольку клиника глазных болезней, офтальмологическая клиника имеют хирургический профиль В периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при работе в должности оперирующего врача офтальмолога в офтальмологическом отделении офтальмологической клиники клиник СибГМУ, им выполнялась нагрузка хирургической активности врача офтальмолога на полную ставку, (за исключением ДД.ММ.ГГГГ, когда нагрузка составляла не менее 0,5 ставки), а оплата производилась на 0,25 ставки.
Считает, что указанные годы (по ДД.ММ.ГГГГ) подлежат включению в специальный стаж для назначения вышеназванного вида пенсии в календарном порядке, поскольку в указанное время им выполнялась хирургическая нагрузка не менее 0,5 ставки в должности оперирующего врача-офтальмолога в офтальмологическом отделении офтальмологической клиники клиник СибГМУ, а так же 0,5 ставки в должности врача-офтальмолога в ООО «Медстар-мастер».
Считает, что указание в решении ответчика на то, что работодатель не квалифицировал этот период как работу по п.п.19. п.1 ст.27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, не верно, так как имеет значение вид деятельности и занимаемая должность.
Представитель истца – Еремина И.М., требования доверителя поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что документами, представленными истцом, подтверждается достаточное количество стажа для назначения пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ Запускалов И.В. работал в должности оперирующего врача офтальмолога глазной клиники глазных болезней. Далее ДД.ММ.ГГГГ в должности оперирующего врача - офтальмолога в офтальмологической клинике офтальмологического отделения клиник СибГМУ, которая всегда являлась стационаром с хирургическим профилем. С ДД.ММ.ГГГГ – истцом объем операций больший, чем предусмотрено при полном рабочем дне на полную ставку. Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ хирургическая активность падала, этот период восполняется за счет работы в ООО «ЗСОЦ проф. И.В.Запускалова»
Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Мамаев А.Е в судебном заседании иск не признал. В возражениях на иск Запускалова И.В указал, что оспариваемые истцом периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оперирующего врача-офтальмолога глазной клиники клиник СибГМУ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оперирующего врача-офтальмолога офтальмологической клиники офтальмологического отделения клиник СибГМУ учтены Управлением в календарном порядке, так как оснований для льготного исчисления стажа (1 год за 1 год и 6 месяцев) не имеется, поскольку работа протекала в структурном подразделении, не дающем право на льготный порядок исчисления. Полагает, что периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,5 ставки - в должности оперирующего врача-офтальмолога офтальмологической клиники офтальмологического отделения клиник СибГМУ не могут быть включены, поскольку доказательств работы в данный период по должности врача-специалиста в отделении хирургического профиля стационара на полную ставку истцом не было представлено.
Оспариваемый истцом периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-офтальмолога на 0,5 ставки в ООО «Медстар-мастер» не учтен в подсчет специального стажа, поскольку противоречит п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения».
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Запускалова И.В. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу указанной выше нормы закона право на получение пенсии за выслугу лет работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.
В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в специальный стаж в календарном порядке не зачтены следующие периоды работы:
· с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности оперирующего врача-офтальмолога глазной клиники глазных болезней, продолжительность периода, исчисленного в календарном порядке – 6 лет 7 дней, оснований для льготного исчисления стажа не имеется, так как работа протекала в структурном подразделении, не дающем право на льготный порядок исчисления.
·с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности оперирующего врача офтальмолога в офтальмологической клинике офтальмологического отделения клиник СибГМУ продолжительность периода в календарном исчислении – 4 года 11 месяцев 25 дней, оснований для льготного исчисления стажа не имеется, так как работа протекала в структурном подразделении, не дающем право на льготный порядок исчисления.
Не включены в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения следующие периоды:
·с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности оперирующего врача офтальмолога по внешнему совместительству на 0,25 ставки в офтальмологическом отделении офтальмологической клиники клиник СибГМУ, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная на ставку заработной платы по должности врача-офтальмолога (суммарная продолжительность 8 лет 9 месяцев 1 день).
·с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности врача – офтальмолога на условиях внешнего совместительства на 0,75 ставки в ООО «Западно-Сибирский офтальмологический центр», так как согласно данным, отраженным на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Запускалова И.В., работодатель не квалифицировал этот период как работу в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001г., продолжительность 4- месяца.
Суд не может согласится с данными выводами ответчика по следующим основаниям.
В п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъясняется, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства. К периодам работы до 01.01.2002 г. могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464; за периоды работы после 01.11.1999 г. - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781) работа в должности оперирующего врача-специалиста в хирургическом отделении дает право на включение периода работы в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
А пунктом 2 Постановления Совет Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего на момент указанной работы истца, было установлено, что врачам - хирургам всех наименований один год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781), а также Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико - санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066), работа в таком отделении не отнесена к работе в отделениях хирургического профиля. Вместе с тем работа в должности оперирующего врача-специалиста любого наименования в отделениях хирургического профиля стационаров, поименованных в перечне, который является приложением к Правилам, где указано, в том числе, офтальмологическое, дает право для льготного исчисления специального стажа 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Согласно трудовой книжке истца от ДД.ММ.ГГГГ, карточки справки за ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей справке № от ДД.ММ.ГГГГ, г, выданной Клиниками ГОУ ВПО «»СибГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» на основании штатных расписаний за ДД.ММ.ГГГГ, лицевых счетов, приказов по клиникам, историй болезни, операционных журналов за ДД.ММ.ГГГГ должностных инструкций врача-офтальмолога, личной карточки формы Т-2, выданной архивом СибГМУ о работе Запускалова И.В. в клиниках Томского мединститута, истец:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности оперирующего врача-офтальмолога глазной клиники глазных болезней по внешнему совместительству на 0,25 ставки, с надбавкой за вредные условия труда.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оперирующего врача-офтальмолога в офтальмологической клинике офтальмологического отделения клиник СибГМУ.
Из трудовой книжки истца следует:
ДД.ММ.ГГГГ Запускалов И.В. был принят в Томский государственный медицинский институт на должность старшего лаборанта кафедры глазных болезней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №);
ДД.ММ.ГГГГ Запускалов И.В. был избран на должность ассистента кафедры глазных болезней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №);
Сибирский государственный медицинский университет преобразован из Томского государственного медицинского института с ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № (приказ от 04.1993 №);
ДД.ММ.ГГГГ Запускалов был избран на должность заведующего кафедрой глазных болезней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ кафедра глазных болезней переименована в кафедру офтальмологии (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №)
Сибирский государственный медицинский университет переименован в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации» (ГОУ ВПО СибГМУ Минздрава России) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ)
ДД.ММ.ГГГГ Запускалову И.В. был продлен срок работы в должности заведующего кафедрой офтальмологии (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский» университет Министерства здравоохранения РФ» (ГОУ ВПО СибГМУ Минздрава России) переименовано в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ по СибГМУ от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ Запускалову И.В. был продлен срок работы в должности заведующего кафедрой офтальмологии в связи с выборами на должность (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №)
Приказом по клиникам Сибирского медицинского университета № от ДД.ММ.ГГГГ Запускалов И.В. принят врачом-офтальмологом в клинику глазных болезней в порядке внешнего совместительства (в пределах до 0,5 ставки), с надбавкой 15% за вредные условия труда.
Согласно положению от ДД.ММ.ГГГГ о клинике глазных болезней, клиника является подразделением клиник Сибирского медицинского Университета. Осуществляет лечебную и хирургическую деятельность.
Согласно положению об офтальмологической клинике от ДД.ММ.ГГГГ клиника является подразделением Клиник Сиб ГМУ.
Штатными расписаниями на ДД.ММ.ГГГГ в общебольничный медицинский персонал Клиники Сибирского медицинского университета включена должность врача-офтальмолога. Клиника Сибирского медицинского университета согласно штатному расписанию содержит офтальмологическую клинику на 90 коек, из которых 20 –офтальмологических.
Карточками - справками Клиники СГМУ за ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что работая в должности оперирующего врача-офтальмолога глазной клиники глазных болезней Запускалов И.В. получал надбавку за вредные условия труда в размере 15 %. Работал по совместительству.
Установлено, что Запускаловым И.В. выполнено в офтальмологической клинике следующее количество операций: в ДД.ММ.ГГГГ – 3171, в ДД.ММ.ГГГГ – 3806, в ДД.ММ.ГГГГ – 3821, в ДД.ММ.ГГГГ – 3907, в ДД.ММ.ГГГГ – 3821, в ДД.ММ.ГГГГ – 3278, в ДД.ММ.ГГГГ – 2868, в ДД.ММ.ГГГГ – 3301, ДД.ММ.ГГГГ – 3382, ДД.ММ.ГГГГ – 3527, ДД.ММ.ГГГГ – 2903 (справка «СибГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» от ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно справке «СибГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» от ДД.ММ.ГГГГ Запускаловым И.В. выполнено в офтальмологической клинике следующее количество операций: в ДД.ММ.ГГГГ – 1155, в ДД.ММ.ГГГГ – 1413, в ДД.ММ.ГГГГ – 1466, в ДД.ММ.ГГГГ – 1446, в ДД.ММ.ГГГГ – 1061, в ДД.ММ.ГГГГ – 364, в ДД.ММ.ГГГГ – 291, в ДД.ММ.ГГГГ – 336, ДД.ММ.ГГГГ – 819, ДД.ММ.ГГГГ – 965, ДД.ММ.ГГГГ – 705. Норма нагрузки хирургической активности врача-офтальмолога на 1 ставку – 37 операций.
Кроме того, Запускаловым И.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ выполнено в офтальмологической клинике 5039 операций, в частности: ДД.ММ.ГГГГ – 534, ДД.ММ.ГГГГ – 472, ДД.ММ.ГГГГ – 633, ДД.ММ.ГГГГ – 832, ДД.ММ.ГГГГ – 1155, ДД.ММ.ГГГГ – 1413 (справка СибГМУ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из операционного журнала за период с ДД.ММ.ГГГГ следует, что Запускаловым И.В. выполнялись операции, что так же подтверждается справкой о нормах нагрузки хирургической активности врачебного персонала клиник СибГМУ, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, месячная норма нагрузки врача –офтальмолога – 46 человек, норма хирургической активности – 37 человек.
Офтальмологической клиникой офтальмологического отделения клиник СибГМУ утверждена должностная инструкция врача-офтальмолога от ДД.ММ.ГГГГ, которой предусмотрено участие в проведении операций, хирургических манипуляций и.т.д.
Клиникой ГОУ ВПО «СибГМУ Министерства здравоохранения РФ» утверждена должностная инструкция врача офтальмолога от ДД.ММ.ГГГГ, которой предусмотрено участие в проведении оперативных вмешательств.
Так, вышеуказанными документами подтверждено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ клиника глазных болезней и офтальмологическая клиника имели хирургический профиль, истец Запускалов И.В., состоящий в должности оперирующего врача офтальмолога, занимался хирургической деятельностью.
Что касается периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не включенных в специальный трудовой стаж, в связи с тем, что не выполнялась норма рабочего времени, установленная на ставку заработной платы, то представленными документами подтверждено, что в указанное время выполнялась нагрузка хирургической активности врача-офтальмолога на полную ставку.
Согласно Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781) работа оперирующим врачом-специалистом хирургического отделения дает право на льготное исчисление периода работы.
Согласно п.4 Правил 2002 г. в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что представленными истцом доказательствами подтверждено, что в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности оперирующего врача-офтальмолога глазной клиники глазных болезней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности оперирующего врача-офтальмолога в офтальмологической клинике офтальмологического отделения клиник СибГМУ, в связи с чем, данные периоды его работы должны быть зачтены в его специальный стаж в льготном исчислении.
То обстоятельство, что в указанные периоды истец работал на 0,5 (в должности врача- офтальмолога офтальмологического отделения, занимал штатную единицу, подтверждается вышеуказанными справками, штатными расписаниями. Работа в данной должности и отделении полностью соответствует наименованиям должности и отделения по приведенному выше Перечню, а значит, дает право на льготное исчисления такого периода работы.
Не был ответчиком зачтен в специальный стаж истца период его работы в должности оперирующего врача-офтальмолога в ООО «ЗСОЦ проф. И.В. Запускалова», так как ООО не является учреждением и его наименование не соответствует Спискам.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П к данному периоду работы истца могут применяться нормы и правила Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №4 64, а также Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Как указано выше, правилами Постановления Совет Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», было установлено, что врачам - хирургам всех наименований один год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев. Также в данном Постановлении указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Таким образом, данное постановление не требовало для включения периода работы в специальный стаж осуществлять ее именно в государственном либо муниципальном учреждении. Работа по специальности в организации, к которым гражданское законодательство относит и общества с ограниченной ответственностью, также позволяла засчитывать такой период в стаж работы по осуществлению лечебной деятельности.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в 3-месячный срок поручено подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Однако до настоящего времени никакого нормативного акта, устанавливающего иную систему пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, не установлено. В то же время из указанного абзаца следует, что такие работники имеют право на пенсию за выслугу лет. В связи с чем, отсутствие иного порядка назначения пенсии работникам здравоохранения коммерческих организаций не может лишать их права на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, также установили, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии подлежат включению периоды работы в государственных или муниципальных учреждениях.
Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших, в том числе, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
При этом в данном Постановлении указано, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений здравоохранения, в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Кроме того, понятие «учреждение здравоохранения» охватывает и субъекта частной системы здравоохранения независимо от организационно-правовой формы. ООО «Западно-Сибирский офтальмологический центр профессора И.В. Запускалова» разрешено осуществление медицинского вида деятельности (лицензия №, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно уставу ООО «Западно-Сибирский офтальмологический центр профессора И.В. Запускалова» общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, в том числе: консультации и лечение офтальмологических больных; медицинские услуги населению.
Хирургический профиль деятельности Запускалова И.В. подтверждается планом - заданий на ДД.ММ.ГГГГ на предоставление медицинской помощи по программе ОМС.
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «СЗОЦ профессора И.В. Запускалова» Запускалов И.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ выполнил 1098 офтальмологических операций. О чем так же свидетельствуют операционные листы за ДД.ММ.ГГГГ подписанные хирургом Запускаловым.
Независимо от организационно-правовой формы ООО «Западно-Сибирский офтальмологический центр профессора И.В. Запускалова» входит в систему здравоохранения, что в частности следует из норм закона "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1). В нем предусмотрено, в частности, что первичная медико-санитарная помощь (ст.38), специализированная медицинская помощь (ст.40), скорая медицинская помощь, а также экспертиза временной нетрудоспособности оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что, поскольку в указанный период истец работал в должности врача-хирурга, осуществлял хирургическую деятельность, нес полностью нагрузку и ответственность, установленную для врача-хирурга хирургического отделения, которые указаны в Перечне, то обстоятельство, что он работал в учреждении, не относящимся к государственным и муниципальным учреждения, не может являться основанием для отказа истцу во включении данного периода работы в его специальный стаж. В связи с этим суд находит возможным включить истцу указанную деятельность в его специальный стаж.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Поскольку на момент обращения в ПФ РФ истец с учетом включения в льготном порядке указанных выше периодов работы имел необходимый для назначения пенсии стаж, требования истца обязать ответчика назначить пенсию со дня его обращения, также обосновано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томске Томской области включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача – офтальмолога глазной клиники глазных болезней,
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
в должности врача – офтальмолога в офтальмологической клинике офтальмологического отделения клиник СибГМУ,
обязать включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в календарном порядке из расчета 0, 5 ставки периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача – офтальмолога в ООО «ЗСОЦ проф. И.В. Запускалова»,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оперирующего врача – офтальмолога в офтальмологической клинике офтальмологического отделения клиник ГОУВПО СибГМУ.
И назначить трудовую пенсию по старости досрочно по п.20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты> судья Л.А. Шукшина
<данные изъяты>