обязать произветсти перерасчет льготной пенсии за периоды и назначить пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 07.09.2010 г.



2-622/11

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 марта 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Погребковой Л.С.,

с участием истца Казыдуб Т.В.,

представителя истца Межаковой Е.В., действующей на основании доверенности <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

представителя ответчика Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Казыдуб Т.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Томске о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

установил:

Казыдуб Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Томске о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что 07.09.2010 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Решением ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области № от 18.10.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.

С данным решением истец не согласилась, поскольку, по ее мнению, общий специальный стаж с учетом льготного исчисления отдельных периодов ее работы составлял на день обращения в ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области более 30 лет, что не учтено ответчиком.

С учетом уточнения заявленных требований просила обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томске включить в трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы

-с 17.07.1990 г. по 10.02.1994г. в должности медсестры в отделении реанимации и интенсивной терапии Г райбольницы,

-с 09.03.1994 г. по 30.06.1994г. в должности палатной медсестры в офтальмологическом отделении стационара Т больницы,

-с 01.01.1996г. по 31.12.1999г. в должности медсестры- анестезистики в отделении анестезиологии и реанимации Т больницы с применением льготного порядка исчисления стажа - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев,

а период с 09.10.2006г по 03.11.2006г - прохождение специализации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы и рабочего места - в календарном исчислении и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 07.09.2010 г.

Истец, представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Казыдуб Т.В. пояснила, что период работы с 17.07.1990г по 10.02.1994г должен быть исчислен не с применением льготного порядка исчисления – 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а с применением порядка исчисления 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Представитель ответчика ГУ –Управление Пенсионного Фонда в г. Томск Томской области Драчева С.Б., заявленные требования не признала. Указала, что решением № от 18.10.2010 года истцу правомерно не включены указанные периоды в специальный стаж, т.к. документально не была подтверждена специфика работы истца в указанные периоды, а полномочий на установление тождественности наименований у УПФ РФ не имеется.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Казыдуб Т.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства. К периодам работы до 01.01.2002 г. могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги - далее Список и Правила 1991 г.; за периоды работы после 01.11.1999 г. - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.

Также, в рамках предоставленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 115) и Законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. полномочий, Правительство РФ постановлением от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Верховный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что Списки и Правила исчисления периодов работы для назначения досрочной пенсии были приняты Правительством РФ в пределах предоставленных ему законом полномочий и не нарушают охраняемые законом права и интересы граждан (решение ВС РФ от 15.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 424. решение ВС РФ от 21.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 439. решение ВС РФ от 05.07.2002 г. № ГКПИ 2002 - 621. постановление Президиума ВС РФ от 26.06.2002 г. № 173пв01). Пенсионный Фонд лишен права самостоятельно устанавливать тождества наименований учреждений (структурных подразделений) и должностей.

В соответствии с п. 5 Правил от 29.10.2002 г. № 781 по общему правилу применяется календарный порядок подсчета, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.

Исключение установлено в подпункте б) пункта 5 Правил № 781, в соответствии с которым исчисление стажа из расчета один год за один год и шесть месяцев применяется при условии работы в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению (далее - Перечень).

Льготный порядок исчисления применяется только к некоторым должностям и структурным подразделениям, согласно Перечня, работа в которых, по мнению законодателя, наиболее сложная и напряженная.

По смыслу указанных выше норм закона право на получение пенсии за выслугу лет работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год 6 месяцев, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781, а также в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год 6 месяцев, от 22.09.1999 г. №1066 (далее Перечни от 2002 г. и 1999 г.), поименованы (пункт 2) отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах Списка (больница в этом перечне указана). Абзацем 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. №464 (далее Постановление от 1991 г. №464) регламентирован льготный порядок подсчета специального стажа для среднего медперсонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.

В Перечне структурных подразделений учреждений в разделе 2 «Наименование должностей» поименованы: медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры- анестезисты.

За период до 01.11.1999 г согласно действовавшим на этот периода Списку и Правилам, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. №464, в льготном порядке (абзац 2 пункта 2) засчитывается работа в отделениях (палатах) хирургического профиля стационаров.

В соответствии с решением ГУ –Управление Пенсионного Фонда в г. Томск Томской области № от 18.10.2010г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием на день обращения необходимой продолжительности специального стажа.

При этом в специальный стаж период работы с 17.07.1990 г. по 10.02.1994г. в должности медсестры в отделении реанимации и интенсивной терапии Г райбольницы зачтен с применением льготного порядка исчисления как 1 год - за 1 год 3 месяца как за работу в сельской местности, Периоды работы : с 09.03.1994 г. по 30.06.1994г. в должности палатной медсестры в офтальмологическом отделении стационара Т больницы, с 01.01.1996г. по 31.12.1999г. в должности медсестры- анестезистики в отделении анестезиологии и реанимации Т, засчитаны ответчиком в календарном исчислении. Период с 09.10.2006г по 03.11.2006г - прохождение специализации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы и рабочего места в специальный стаж не засчитан.

Из пояснений истца, документов, представленных в материалы дела: выписки из штатного расписания медицинского персонала за 1990г. по Г центральной районной больнице (л.д.21), приказа №-к от 17.07.1990 г., следует, что отделение, в котором осуществляла свою трудовую деятельность истец, являлось отделением анестезиологии-реанимации, в связи с чем суд приходит к выводу, что указанный период должен исчисляться в льготном порядке 1 год за 1 год 6 месяцев, согласно Списку от 1991 г., а не в порядке 1 год за 1 год и 3 месяца.

В ходе судебного заседания установлено, что в период с 09.03.1994 г. по 30.06.1994г. истец работала в должности палатной медсестры в офтальмологическом отделении стационара Т больницы, что ответчиком не оспаривается.

Согласно уточняющей справки № от 13.12.10г. пунктом 1.2 Приказа № от 19.01.1989 г. «Об открытии специализированных коек в Т больнице» развернуто детское отделение на 30 коек в составе офтальмологического отделения. Приказом отдела здравоохранения Томского облисполкома от 06.03.1989 г. № развернуто офтальмологическое детское отделение на 40 коек (на основании Решения Томского облисполкома от 30.12.1988 № «О вводе в эксплуатацию третьей очереди Т больнице в г. Томске»). Приказом главного врача Т больницы от 18.11.1992 г. №а-01 в штатное расписание внесены изменения: введено взрослое офтальмологическое отделение на 40 коек, в т.ч. 20 детских (на основании приказа Томского отдела здравоохранения от 18.11.1992 г. № «Об открытии взрослого офтальмологического отделения на базе Т).

С 1994 г. по 2002 г. в штатных расписаниях по Т офтальмологическое отделение указано как «офтальмо-хирургическое» отделение. Из представленных документов следует, что отделение, в котором работала в указанный период истец, оказывало хирургическую помощь. Всем сотрудникам отделения устанавливалась надбавка к заработной плате в размере 15% за работу в хирургическом отделении. Приказом по Т от 19.08.2002 г. №-к наименование структурных подразделений были приведены в соответствие с номенклатурой учреждений здравоохранения и с приказами Областного управления здравоохранения об открытии отделений, в том числе «офтальмо-хирургическое» отделение переименовано в «офтальмологическое», штатное расписание приведено в соответствие 09.03.1994 г.

Согласно уточняющей справке за период произвольного переименования офтальмологического отделения профиль отделения, функциональные обязанности сотрудников не менялись, отделение оказывало хирургическую помощь населению, должностной оклад по ЕТС медсестры отделения офтальмо-хирургии устанавливался как медсестре офтальмологического отделения стационара, согласно приказа Министерства здравоохранения РФ (л.д.23).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец работала в должности палатной медсестры в отделении стационара хирургического профиля, а именно - в офтальмологическом отделении, работа в котором дает право на льготное исчисление специального стажа 1 год за 1 год 6 месяцев в соответствии со Списком 1991года.

Судом установлено, что в период с 01.01.1996г. по 31.12.1999г. Казыдуб Т.В. работала в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации Т больницы, что также ответчиком не оспаривается.

Согласно уточняющей справке № от 13.12.10г. на основании решения коллегии Областного отдела здравоохранения от 08.12.1987г. № в стационаре больницы было открыто отделение анестезиологии и реанимации.

С 01.07.1994г. (приказ №-к от 20.06.1994г.) истец переведена на должность медсестры-анестезиста в отделении АиР на 1.0 ставки. АиР являлось сокращенным названием отделения анестезиологии и реанимации, которое согласно штатному расписанию входило в структуру стационара Т.

Данное обстоятельство подтверждается записью в трудовой книжке №, удостоверениями №, №, тарификационными списками по отделению АиР за 1997, 1998, карточками-справками за 1996, 1997, 1998, 1999 г.

Истец получает заработную плату как медсестра отделения анестезиологии и реанимации, к заработной плате выплачивается надбавка в размере 30 % в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда (л.д. 33-43), предоставляется ежегодный отпуск как сотруднику, имеющему производственную вредность. Как следует из пояснений истца, с 1994 г. по настоящее время характер ее работы не менялся, 30.08.1995г. был выдан сертификат о сдаче квалификационного экзамена по специальности анестезиология и реанимация (л.д.47).

На основании изложенного суд приходит к выводу об осуществлении истцом в спорный период своей трудовой деятельности в качестве сестры -анестезиста в отделении анестезиологии - реанимации и необходимости исчислить специальный стаж как 1 год за 1 год и 6 месяцев на основании Списка от 1991 года, Списка и Правил от 1999 г.

Также Казыдуб Т.В. просит включить в специальный трудовой стаж период с 09.10.2006 г. по 03.11.2006 г. - прохождения ею специализации с отрывом от производства в календарном исчислении.

Согласно п. п. 4, 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В ст. 187 Трудового кодекса РФ зафиксировано, что при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление соответствующих взносов в фонд социального страхования и в Пенсионный фонд Российской Федерации

В период с 09.10.2006 г. по 03.11.2006 г. истец находилась на курсах, проходила специализацию с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы и рабочего места, что подтверждается приказом №-к от 09.10.2006г.

В указанный период времени истцу выплачивалась средняя заработная плата, работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, последнее обстоятельство представителем ответчика не отрицалось.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что период нахождения Казыдуб Т.В. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии со ст.19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Учитывая, что суд пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж периодов работы с 17.07.1990г по 10.02.1994г, с 09.03.1994г по 30.06.1994г, с 01.01.1996г по 31.12.1999г с учетом льготного исчисления – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а период с 09.10.2006г по 03.11.2006г подлежит включению в календарном исчислении, учитывая периоды работы, уже включенные в специальный стаж решением ГУ- Управление Пенсионного Фонда в г.Томске, стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, на дату обращения за назначением пенсии (07.09.2010г. согласно решению от 18.10.2010г.) составил 30 лет 20 дней, требуемых пенсионным законодательством РФ для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Следовательно, право истца на назначение досрочной пенсии на момент ее обращения в органы пенсионного обеспечения возникло, в связи с чем требования истца обязать ответчика назначить пенсию со дня ее обращения, а именно с 07.09.2010г., также обосновано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Казыдуб Т.В. удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томске включить Казыдуб Т.В. в трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы:

- с 17.07.1990 г. по 10.02.1994г. в должности медсестры в отделении реанимации и интенсивной терапии Г райбольницы,

- с 09.03.1994 г. по 30.06.1994г. в должности палатной медсестры в офтальмологическом отделении стационара Т больницы,

- с 01.01.1996г. по 31.12.1999г. в должности медсестры- анестезистики в отделении анестезиологии и реанимации Т больницы

с применением льготного порядка исчисления стажа - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев,

- с 09.10.2006г по 03.11.2006г - период прохождения специализации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы и рабочего места

и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 07.09.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: решение не вступило в законную силу

ь