№ 2-754/11
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
06 апреля 2011 года город Томск
Советский районный суд города Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Тихий дол» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Томска, выступающий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Тихий дол» об обязании разработать проект организации санитарно-защитной зоны кладбища.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Октябрьского района совместно с Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства при эксплуатации ООО «Тихий дол» кладбища в районе <адрес>. Установлено, что основным видом деятельности ООО «Тихий дол» является предоставление ритуальных услуг по захоронению тел умерших. Для осуществления деятельности ООО «Тихий дол» используется 2 земельных участка в окрестностях <адрес> в <адрес>, которые принадлежат ООО «Тихий дол» на праве постоянного (бессрочного) пользования и имеют кадастровые номера: № (площадь 73700 кв.м.) и № (площадь 65000 кв.м.). На данных участках организовано кладбище. Проверкой установлено, что ООО «Тихий дол» не имеет отдельно разработанного проекта организации санитарно- защитной зоны кладбища, не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны, что подтверждается актом проверки управления Роспотребнадзора по Томской области от 04.05.2010г., а также письмом от 22.02.2010г. №810/05, объяснением директора ООО «Тихий дол» от 25.02.2011г. Поскольку предприятие ООО «Тихий дол» осуществляет свою деятельность на границе рекреационной зоны Р-1, неисполнение обязанности по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны и обустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Карташев Я.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Хамидов П.Э. исковые требования не признал. Пояснил, что поскольку в предписании Роспотребнадзора №9 от 04.05.2010г. предоставлен срок для разработки проекта - 04.05.2011г., то исковое заявление подано безосновательно. В настоящем проект ответчиком разрабатывается.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 04.05.2010г. Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена выездная плановая проверка в отношении ООО «Тихий дол», в ходе которой установлено, что у предприятия отсутствует проект обоснования размера санитарно- защитной зоны, не получено санитарно- эпидемиологическое заключение по проекту, что является нарушением ст. 11, ч.2 ст. 12 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», что подтверждается актом проверки (л.д.6-8). 04.05.2010г. вынесено предписание, согласно которому с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей предложено разработать проект обоснования размера санитарно- защитной зоны предприятия, получить санитарно- эпидемиологическое заключение по проекту, предоставлен срок 04.05.2011г.
Из объяснений директора ООО «Тихий дол» ФИО2 от 25.02.2011г. следует, что в указанной должности работает с 01.07.2008г. Для осуществления деятельности ООО «Тихий дол» используется 2 земельных участка в окрестностях <адрес> в г. Томске, которые принадлежат ООО «Тихий дол» на праве постоянного (бессрочного) пользования. В 2007г. ООО «Тихий дол» получило предписание Управления Роспотребнадзора о разработке проекта санитарно-защитной зоны, вместе с тем проект не разработан. Признал, что деятельность кладбища осуществляется в нарушение требований ФЗ от 30.03.1999г. №52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 ФЗ №7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ №7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Исходя из положений п. 1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 в ред. от 09.09.2010г. «О введении в действие новой редакции санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Из п. 1.4. следует, что санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/ или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно- защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Исходя из положений п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно п. 2 класс 3 раздел 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га. относятся к предприятиям 3 класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 300 метров.
Ссылка ответчика на то, что в настоящее время разрабатывается необходимый проект, не подтверждена доказательствами.
Наличие предписания Управления Роспотребнадзора по Томской области с установлением срока его исполнения лишь подтверждает законность и обоснованность предъявленных требований. Срок устранения нарушений, предложенный прокурором, является обоснованным и не сокращает срок, установленный в предписании Роспотребнадзора.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что на ответчика должна быть возложена обязанность по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны кладбища, поскольку неприятие данных мер в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу под. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Исчисленная в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ сумма государственной пошлины составляет 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственность «Тихий дол» разработать проект организации санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного в районе <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № (площадь 73700 кв.м.) и № (площадь 65000 кв.м.) в срок до 01 июня 2011г.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тихий дол» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей в доход бюджета муниципального образования «город Томск».
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение не вступило в законную силу.