№ 2-779/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Николаенко Е.С.,
при секретаре Агафонкиной Ю.А.
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Томска Заплатиной Е.А.,
представителя ответчика Администрации г. Томска Горовцовой И.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Исакова А.Ф. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Исакова А.Ф. с иском к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения вне очереди.
В обоснование заявленных требований указано, что Исаков А.Ф. относится к категории детей-сирот, так как его мать Л. умерла <данные изъяты>1999г., а отец - И. решением <данные изъяты> районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Исаков А.Ф. обучался в школе-интернате № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находясь на полном государственном обеспечении, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ОГОУ НПО <данные изъяты>, откуда отчислен по трудоустройству. За ним была закреплена жилая площадь по адресу: адрес 1, что подтверждается постановлением Главы Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №. Дом по адресу: <адрес> сгорел ДД.ММ.ГГГГ. Решением жилищной комиссии при Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Исаков А.Ф. был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании на ст.57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит суд обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации г. Томска предоставить Исакову А.Ф., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17,0 квадратных метров.
В судебном заседании представитель процессуального истца на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Администрации г. Томска иск не признала, полагая Администрацию г. Томска ненадлежащем ответчиком, представила письменный отзыв на иск. Полагала, что осуществление государственных полномочий в данной сфере передано на уровень администраций районов г. Томска и Управлению социальной политике Администрации г. Томска. Передача государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством невозможна без финансовых субвенций субъекта РФ, а финансовые ресурсы, направляемые на приобретение жилых помещений данной категории граждан, являются в силу закона расходными обязательствами Администрации Томской области, передачу которых Администрация Томской области обязана обеспечивать. Однако финансирование местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий не соответствуют необходимым и на сегодняшний день выделена субвенция в размере 918000 рублей, в то время как на учете состоит более 70 лиц из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
Материальный истец Исаков А.Ф., будучи надлежащим образом извещен о дате и времени судебного разбирательства, о чем свидетельствует расписка об извещении на 13.04.2011г., в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В силу ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009г. № 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или
обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно исковому заявлению отцом Исакова А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ.р., является И., матерью - Л..
Свидетельством о смерти № подтверждается, что Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению <данные изъяты> районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ И. лишен родительских прав в отношении сына Исакова А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании постановления Главы Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Исаков А., ДД.ММ.ГГГГ.р., был определен в детское государственное учреждение.
Согласно справке директора школы-интерната Исаков А.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался Школе-интернате № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа ОГОУ НПО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос прокуратуры Ленинского района г. Томска следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Исаков А.Ф. обучался в ОГОУ НПО <данные изъяты>, отчислен в связи с трудоустройством.
Сообщением Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Исакова А.Ф. подтверждается, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Исаков А.Ф. был включен в список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год учетный номер в общем списке очередности - №, в льготном списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №.
Таким образом, Исаков А.Ф. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиком не оспаривалось.
Из п.2 постановления Главы Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при определении истца в государственное учреждение за ним была закреплена жилая площадь по адресу: адрес 2.
В выписке из домовой книги жилого дома адрес 2 содержатся сведения о регистрации истца.
Согласно акту обследования материально-жилищно-бытовых условий семьи, проживающей по адресу: адрес 2 от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение представляет собой небольшой насыпной домик, не зарегистрированный в БТИ, состоящий из трех комнат, две из которых без окон. На момент обследования в жилом помещении проживают И. (отец), И.И.., Исаков А.Ф. (сыновья).
Аналогичные сведения о жилом помещении – <данные изъяты> содержатся в техническом паспорте на жилой дом индивидуального жилищного фонда по адрес 1, составленном на ДД.ММ.ГГГГ, где в качестве собственника дома указана Л. – мать истца.
Земельный участок по адрес 1 площадью <данные изъяты> кв.м постановлением мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № был предоставлен Л. в пожизненное наследуемое владение для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Согласно отметке о регистрации в паспорте Исакова А.Ф. он зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес 1.
Из совокупности исследованных судом доказательств следует, что в постановлении Главы Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № адрес закрепленной за Исаковым А.Ф. жилой площади адрес 2 указан ошибочно, поскольку фактически он проживал по адресу: адрес 1.
На данное обстоятельство было указано представителем ответчика в судебном заседании.
Таким образом, за Исаковым А.Ф. была закреплена жилая площадь по адресу: адрес 1.
Указанное жилое помещение сгорело ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается справкой пожарной части от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом пожарной части № на запрос объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время Исаков А.Ф. снимает квартиру по адресу: адрес 3, проживает в ней с женой и двумя малолетними детьми ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно сообщению ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Томский филиал от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии прав на недвижимое имущество Исакова А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствуют.
Следовательно, Исаков А.Ф. обоснованно поставлен на очередь на получение жилого помещения как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного за ним жилого помещения.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичное положение содержится в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Поскольку Исаков А.Ф. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, то в силу вышеприведенных норм права он имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых средств.
Законом № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;
запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов:
осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;
по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 15.1 к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 8382,1 тыс. руб.
Решением Думы города Томска от 25.12.2007г. №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.
Отношения по финансовому обеспечению указанных государственных полномочий в виде предоставления субвенций из областного бюджета муниципальным органам являются межбюджетными отношениями и регулируются нормами бюджетного законодательства (ст. 140 Бюджетного кодекса РФ). Законодательством не предусмотрена обязанность выделения денежных средств конкретному ребенку- сироте.
Гражданин, в силу ст. 1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ участником бюджетных отношений не является, в силу чего его субъективное право, которое ему предоставлено законом не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.
В силу указанных норм законодательства, суд не принимает довод Администрации г. Томска о том, что Администрация г. Томска является ненадлежащем ответчиком, так как отдельные государственные полномочия в данной сфере от имени Администрации г. Томска осуществляет управление социальной политики Администрации г. Томска и администрации районов города Томска, которые являются самостоятельными юридическими лицами.
Действительно, согласно распоряжению Мэра г. Томска от 04.05.2008 № р344 на территории муниципального образования «Город Томск» отдельные государственные полномочия в данной сфере осуществляет управление социальной политики администрации г. Томска и администрации районов города Томска. Однако внутреннее распределение обязанностей между структурными подразделениями не является передачей полномочий, а ответственным и обязанным органом в силу законодательства остается Администрация г. Томска, от имени которой данные структурные подразделения и выступают.
Из анализа вышеприведенных норм права, следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, обеспечиваются жилыми помещениями Администрацией г. Томска в силу закона вне очереди, в связи с чем, суд находит требования Исакова А.Ф. к Администрации г. Томска подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Исаков А.Ф. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Исаков А.Ф. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма в размере 17, 0 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Исакова А.Ф. к Администрации г. Томска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Томска предоставить Исакову А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17,0 квадратных метров в черте муниципального образования «Город Томск».
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья:
На момент размещения на сайте решение не вступило в законную силу.