Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
08 апреля 2011 года город Томск
Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Гольнева С.Ю. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Гольнев С.Ю. обратился в суд с иском к администрации г. Томска об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры на семью из трех человек, общей площадью не менее 33 кв.м. В обоснование исковых требований указал, что с 15.09.1992 является сотрудником МВД и на основании ст. 30 Закона РФ «О милиции» должен обеспечиваться жильем. С 31.07.2007 по настоящее время работает в должности старшего участкового уполномоченного милиции Отдела милиции № 1 УВД по Томской области. К членам его семьи относится супруга – Гольнева А.В. и несовершеннолетний ребенок – Гольнев М.С. Они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, иного жилья не имеют.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи извещен.
Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 2 ст. 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции», сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно правовой позиции, высказанной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О положение ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» в его конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей: органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Истец с 31.01.2007 является старшим участковым уполномоченным милиции, что подтверждается контрактом о службе от 01.10.2009, справкой УВД по Томской области от 22.02.2011г.
Истец состоит в браке с Гольневой А.В., что подтверждается свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ, имеет сына ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
По сведениям Росреестра, БТИ по состоянию на февраль 2011 года, Гольневы не имеют и не имели недвижимого имущества на праве собственности. Согласно справке УВД по Томской области от 05.04.2011, служебным жильем Гольнев С.Ю. не обеспечивался.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
15.12.2010 Гольнев С.Ю. обратился с заявлением в администрацию Кировского района г. Томска о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как старшего участкового уполномоченного милиции с указанным составом семьи.
По сообщению администрации Кировского района г. Томска от 11.01.2011, Гольнев С.Ю. признан малоимущим и поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
16.02.2011 Гольнев С.Ю. обратился в администрацию г. Томска с просьбой предоставить ему, как участковому уполномоченному милиции, жилое помещение.
На данное обращение, письмом администрации Кировского района г. Томска от 25.03.2011 Гольневу С.Ю. было разъяснено, что жилое помещение будет предоставлено ему в порядке общей очереди, а Закон «О милиции» признан утратившим силу.
Отказ администрации г. Томска в предоставлении истцу как участковому уполномоченному милиции жилого помещения по договору социального найма не основан на законе.
Из ст. 6 ЖК РФ следует, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Из положений ч. 1 ст.7 ЖК РФ, устанавливающей, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), следует, что жилищные отношения также могут регулироваться нормами гражданского законодательства.
Статья 4 ГК РФ также устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Таким образом, по общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте. Моментом возникновения правоотношений сторон закон признает момент, когда возникли права одной стороны и корреспондирующие их обязанности другой стороны.
Представленными доказательствами подтверждается, что истец является участковым уполномоченным органов внутренних дел УВД по Томской области, находится в занимаемой должности более шести месяцев, нуждается в жилом помещении в соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ. Следовательно, с 2007 г. у истца возникло право на получение жилого помещения на условиях социального найма на основании ст.30 Закона РФ «О милиции».
Согласно п.п.1.11 п. 1 ст.40 Устава Города Томска, к компетенции администрации Города Томска относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 52 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Из приведенных положений следует, что Администрация г. Томска, как орган местного самоуправления, в период действия Закона РФ от «О милиции» обязана была предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма при условии обращения его с соответствующим заявлением.
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему и его семье жилого помещения как сотруднику органов внутренних дел УВД по Томской области на основании Закона РФ «О милиции» до 01.03.2011 г., то есть в период действия Закона РФ «О милиции».
Учитывая, что ст. 30 Закона РФ «О милиции» предусматривала первоочередной порядок предоставления сотрудникам милиции жилых помещений, обязанность ответчика предоставить истцу жилое помещение также возникла до 01.03.2011г., то есть в период действия Закона РФ «О милиции».
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что право истца требовать от Администрации г. Томска предоставления ему и членам его семьи жилого помещения на условиях социального найма, а также обязанность Администрации г. Томска предоставить истцу такое жилое помещение, возникли в период действия Закона РФ «О милиции»".
Согласно ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», которым был признан утратившим силу Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Статья 56 Федерального закона «О полиции» устанавливает, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.03.2011 г. Действие положений статей 29, 43 - 46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
При этом, в Федеральном законе «О полиции» отсутствует указание на том, что его положения распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Следовательно, Федеральный закон «О полиции» не содержит прямого указания на то, что его действие может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.
Более того, истец обратился в суд за защитой нарушенного права в период действия Закона РФ «О милиции», данный закон утратил силу в период рассмотрения его иска в суде. Тогда как выбор закона, подлежащего применению, действующее законодательство связывает только с моментом возникновения правоотношений сторон, а не с моментом принятия судом решения.
Статья 1 ЖК РФ устанавливает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 9 ЖК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
С учетом изложенного, не имеет значения то обстоятельство, обратился ли истец за реализацией своего права непосредственно после его возникновения или спустя продолжительный период времени.
Таким образом, требования истца о возложении обязанности на ответчика предоставить ему жилое помещение на условиях социального найма являются законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 Решения Думы города Томска от 13.12.2005 г. № 27 норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из 2-х и более человек.
В связи с этим, администрация г. Томска обязана предоставить истцу на семью из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Томска предоставить Гольневу С.Ю. на семью из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение не вступило в законную силу.