ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.01.2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:
судьи Миркиной Е.И.
при секретаре Орловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Жильцова И.Н. к Администрации Советского района г.Томска о признании членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истец Жильцов И.Н. обратился в суд с иском признании права пользования жилым помещением, указав, что нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> являлась его бабушка С.. С ноября 2009 г. он стал проживать в указанном жилом помещении вместе с нанимателем, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ней по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ его бабушка С. умерла. В квартиру он вселился в качестве члена семьи С. Они жили вдвоем, одной семьей, вели совместное хозяйство, общий бюджет, то есть совместно покупали продукты питания, предметы домашнего обихода, оплачивали коммунальные услуги. На основании изложенного просит суд признать его членом семьи С., являвшейся нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, признать за ним право пользования этим жилым помещением.
Истец Жильцов И.Н. и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, пояснив, что на самом деле он начал проживать в этом жилом помещении в 2006 г. Ранее он проживал в <адрес>, в <адрес> с супругой. После того, как жена выгнала его в 2006 г., он был зарегистрирован у мамы по адресу: <адрес> С этого времени у него прекратились супружеские отношения с женой. У своей матери по адресу: <адрес> он никогда не жил, т.к. жилье там не пригодно для проживания, там нет воды и света, в доме печное отопление. С 2006г. он стал жить у бабушки С. по адресу: <адрес> С супругой у него были нормальные отношения, они общались, он помогал ей и дочери, навещал их, также она приходила к ним в гости, но фактически супружеские отношения между ними были прекращены, его местом жительства была квартира по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика Администрации Советского района г. Томска Ким А.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что истцом не представлено доказательств того, что он был вселен нанимателем в качестве члена своей семьи и приобрел право пользования спорным жилым помещением.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Жильцова И.Н. подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно ст.70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Как разъяснено в п.7 Постановления Пленума Верховного суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 "О практике применения судами жилищного законодательства (в ред. - Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 N 14) разрешая вопрос о признании членом семьи нанимателя других лиц (кроме супруга, детей, родителей), суд обязан выяснить характер их отношений с нанимателем, членами семьи, в частности, установить, имели ли место ведение общего хозяйства (общие расходы), оказание взаимной помощи, другие обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейных отношений.
В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью. Нанимателем данной квартиры с 2004 г. являлась С., которая приходилась бабушкой истцу Жильцову И.Н. С ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован в данной квартире по месту жительства на срок 1 год. Вселился Жильцов И.Н. в эту квартиру за некоторое время до регистрации.
Данные обстоятельства подтверждаются Договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ,, свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями истца, его представителя, показаниями свидетелей А. З. З.* Б.. Ж. Г.
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ С. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку истец являлся внуком нанимателя, то есть иным родственником согласно положениям ст.69 ЖК РФ, для признания его членом семьи нанимателя и приобретения им права пользования спорным жилым помещением истцу необходимо доказать, что он проживал совместно с С., вел с ней совместное хозяйство.
Из показаний свидетеля А. следует, что в последнее время истец проживал на <адрес> у своей бабушки. Он приезжал к нему, Жильцов И.Н. встретил его в домашней одежде: трико, майке. Жильцов И.Н. угощал его, сделал бутерброды. Продукты он брал сам.
Свидетель З.** показала, что Жильцов жил в квартире по адресу: <адрес>, т.к. там жила его бабушка, он за ней ухаживал. Они вели общее хозяйство, истец бабушке во всем помогал, у них все было общее. Истец распоряжался общими деньгами, покупал все, о чем его просила бабушка. Он покупал линолеум, печку, телевизор, стиральную машину, делал ремонт в квартире, ремонтировал общий санузел, менял и красил плинтуса, ставил ванну. Все покупки в магазине делал он. Бабушка не ходила в магазин, т.к. не могла из-за болезни, также иногда она выпивала. У Жильцова И.Н. была жена, она приходила к бабушке, приносила ей продукты, т.к. они общались, но она никогда у бабушки не ночевала. Сначала истец и его жена приходили к бабушке как одна семья, а в последнее время истец жил у бабушки. В последний год перед смертью бабушки истец постоянно жил с ней.
В соответствии с показаниями свидетеля З.* с 2008г. он постоянно во время пребывания дома видит Жильцова И.Н., он все время что-то ремонтирует. Он сделал вывод, что истец жил у бабушки С., т.к. видел, что он вечером приходил, а утром уходил, видел его в домашней одежде. Также ему известно, что у него были хорошие семейные отношения с женой, она часто приходила к С.
Свидетель Б. показал, что он приходил к истцу на <адрес>, в связи с тем, что раньше жил неподалеку по адресу: <адрес>, также истец приходил к нему в гости туда. Жильцов И.Н. проживает по <адрес> последние года четыре. Истец жил по <адрес> постоянно. Такой вывод он сделал, т.к. Жильцов И.Н. приглашал его туда в гости, они пили пиво, он приглашал его за стол, вел себя как хозяин. Они пили пиво в кухне, а бабушка была в комнате. Вещи истца были в комнате. Там были его верхняя одежда, обувь, домашние вещи, тапочки. Он ел у них суп с лапшой и капустой. Решил, что суп варила бабушка, поскольку истец такой суп сварить не мог. Когда он жил на <адрес>, они вместе ездили на работу, договаривались заранее и ездили на работу на 40-м маршруте автобуса. У Жильцова И.Н. с женой были хорошие отношения, они были одной семьей. Жильцов И.Н. жил по <адрес>, т.к. ухаживал за бабушкой, иногда ездил к жене и дочери в <адрес>
Согласно показаниям свидетеля Ж. в последние 5 лет ее сын Жильцов И.Н. проживал у ее матери С. по адресу: <адрес> Он не проживал со своей семьей около 5 лет, т.к. у них произошел какой-то инцидент. После того, как Жильцов И.Н. перестал жить с семьей, он приезжал к ним, т.к. там дочь, нужно было им помогать. Жена из квартиры его выписала, и ей пришлось прописать его у себя, но у нее он никогда не жил. Он помогал бабушке, все ей покупал. Они питались вместе, бабушка давала ему деньги, а он покупал продукты, у них все было общее. После развода он ездил к семье, т.к. у них была дочь Жена приезжала к сыну, т.к. там жила бабушка, а они были в хороших отношениях. Она не оставалась там ночевать, т.к. там негде было спать.
Из показаний Г. следует, что истца он знает 2 года, за это время он ездил к нему в гости на <адрес>5 около 10 раз. Жильцов И.Н. приглашал его к себе в гости. Он помогал истцу делать ремонт, стелить линолеум. Кроме истца в квартире проживала его бабушка. Истец жил там постоянно, там были его вещи, он вел себя в квартире как хозяин, брал из холодильника продукты. Питались они с бабушкой вместе, продукты у них были общие. В квартире по <адрес> он один раз видел супругу истца, она была одета по домашнему.
Таким образом, из показаний допрошенных по делу свидетелей не представляется возможным установить точную дату, с которой истец стал проживать в спорной квартире. Однако из показаний всех допрошенных по делу свидетелей следует, что не менее, чем за год до смерти нанимателя квартиры С. Жильцов И.Н. вселился в принадлежащее ей жилое помещение, они вели совместное хозяйство, имели общий бюджет, жили одной семьей.
Доказательств обратному ответчик в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представил. Акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что гр. Н., проживающая в <адрес> по адресу: <адрес>, сотрудникам администрации пояснила, что истец в спорной квартире никогда не жил, не может быть принят судом в качестве объективного доказательства, поскольку данный акт подписан сотрудниками администрации, сама Н. акт не подписывала. Ходатайства о допросе данного лица в качестве свидетеля представителем ответчика заявлено не было.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований не доверять допрошенным по делу свидетелям.
То обстоятельство, что истец до января 2011 г. находился в зарегистрированном браке и поддерживал отношения с супругой не опровергает того обстоятельства, что он постоянно проживал с С. в спорной квартире, поскольку согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Из всех представленных по делу доказательств, в том числе из показаний допрошенных по делу свидетелей и пояснивших, что истец поддерживал отношения с супругой, также следует, что постоянным его местом жительства являлась спорная квартира.
Оценив указанные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ суд находит их убедительными и с очевидностью свидетельствующими о том, что истец был вселен в спорное жилое помещение в установленном законом порядке в качестве члена семьи нанимателя С., с которой с момента вселения до ее смерти жил одной семьей, вел совместное хозяйство.
На основании этого, с учетом положений ст.ст.69, 70 ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что Жильцов И.Н. являлся членом семьи нанимателя С.и приобрел право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Жильцова И.Н. удовлетворить.
Признать Жильцова И.Н. членом семьи С., являвшейся нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Жильцовым И.Н. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Судья Е.И. Миркина