Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Карелиной Е.Г.,
при секретаре Аплиной А.Р.,
с участием представителя ответчика департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области Чесноковой О.Г., выступающей на основании доверенности № 3 от 14.03.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Огнерубова И.С. к департаменту архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области о признании права на социальную выплату для приобретения жилья в собственность, возложении обязанности произвести социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Огнерубов И.С. обратился в суд с исковым заявлением к департаменту строительства и архитектуры Томской области о признании права на социальную выплату для приобретения жилья в собственность, возложении обязанности произвести социальную выплату для приобретения жилья.
В обоснование исковых требований указал, что 18.03.2010 г. постановлением главы Александровского сельского поселения № он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
15.02.2011года департамент строительства и архитектуры Томской области письменно уведомил его об отказе в предоставлении социальной выплаты, указав на несоответствие законодательству основания признания Огнерубова И.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также выявление оснований для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно на то, что он является членом семьи собственника жилого помещения, имеет жилую площадь.
Отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты истец считает необоснованным, поскольку он не является нанимателем, собственником, членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения. Его проживание и регистрация в квартире, принадлежащей на праве собственности его дочери О и зятя Л и расположенной по адресу: <адрес> является вынужденной, потому что негде проживать, и не свидетельствует о том, что он является членом их семьи и у него имеется собственная жилая площадь.
На основании Закона Томской области от 11февраля2011года N3-ОЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Томской области «О системе исполнительных органов государственной власти Томской области и структуре администрации Томской области», Постановления Губернатора Томской области от 18.02.2011года № 15 «О внесении изменений в постановление Губернатора Томской области от 28.01.2011г. № 5» с 18.02.2011года Департамент строительства и архитектуры Томской области переименован в Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области( до переименования на основании Постановления Губернатора Томской области от 18.02.2011г. № 15 – Департамент строительства и архитектуры Томской области) Чеснокова О.Г. исковые требования не признала.
Пояснила, что в силу ст.31 ЖК РФ, Огнерубов И.С. является членом семьи своей дочери – О, являющейся собственником жилого помещения общей площадью 94,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, поскольку совместно с ней проживает в этом жилом помещении. Учитывая, что в квартире вместе с истцом проживают еще 6 человек, а учетная норма общей площади на одного члена семьи в целях принятия на учет в качестве нуждающихся на территории <адрес> составляет 9,0 кв.м., истец без законных оснований был поставлен <адрес> на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Кроме того, истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав 31.07. 2009г. принадлежащую ему на праве собственности 3 –комнатную квартиру в <адрес>.
Изложенные обстоятельства явились основанием для отказа Огнерубову И.С. ответчиком в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие истца Огнерубова И.С.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Президента РФ от 09.01.2010 N 30), признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.п. 4 п.1 ст.14 ФЗ "О ветеранах", инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п.п.2 п.3, п.3.1., п.11 ст.23.2 ФЗ "О ветеранах", объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе, инвалидов Великой Отечественной войны. По письменным заявлениям указанных граждан в граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (п.3.1). Определение порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11).
В силу вышеприведенных норм, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют инвалиды Великой Отечественной войны, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом порядок предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст.1,2,3 Закона Томской области от 06.06.2006г. № 116-ОЗ « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов» в редакции закона Томской области от 29.01.2010г. № 1-0З, закон определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии
со статьёй 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий(ст.1). Формой социальной поддержки является социальная выплата, предоставляемая им для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность. Социальная выплата в соответствии с настоящим Законом предоставляется гражданам после зачисления на счет областного бюджета средств федерального бюджета на указанные цели(ст.2). Порядок предоставления в соответствии с настоящим Законом социальной выплаты гражданам для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность определяется постановлением Администрации Томской области(ст.3 ).
Постановлением администрации Томской области от 10.07.2006г. №а «О порядке предоставления социальных выплат гражданам на приобретение(строительство) жилых помещений в собственность» в редакции Постановления Администрации Томской области от 09.02.2010г. №а определено, что исполнительным органом государственной власти Томской области, уполномоченным на предоставление социальных выплат гражданам является Департамент строительства и архитектуры Томской области(п.1). Органам местного самоуправления муниципальных образований предписано представлять в Департамент социальной защиты населения Томской области списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Томской области от 6 июня 2006 года N 116-ОЗ(п.4). Утвержденный единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанных в ст.1 Закона Томской области от 06.06.2006года № 116-ОЗ Департамент социальной защиты населения Томской области представляет в Департамент строительства и архитектуры Томской области ежегодно, в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным(п.5)
Согласно утвержденному указанным выше Постановлением Порядку предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность, право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения имеют граждане, указанные в статье 1 Закона Томской области от 6 июня 2006 года N 116-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов"(п.1).После поступления средств из федерального бюджета на основании сводного списка Департамент строительства и архитектуры Томской области письменно уведомляет орган местного самоуправления о планируемом выделении социальной выплаты очереднику, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий(п.4). Орган местного самоуправления вручает гражданину под роспись письменное уведомление о планируемом предоставлении социальной выплаты и дает разъяснения о порядке предоставления и реализации социальной выплаты(п.5). Гражданин после получения уведомления представляет в Департамент строительства и архитектуры Томской области заявление на предоставление социальной выплаты, к которому прилагает, в том числе, оригинал справки с места жительства или выписки из домовой книги о составе семьи (с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, степени родства), документов из органов технической инвентаризации и Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области о наличии (отсутствии) каких-либо прав на жилые помещения по месту жительства; справки органа местного самоуправления по месту жительства о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с указанием состава его семьи, принятой на учет (фамилия, имя, отчество членов семьи и степень родства), и основания признания нуждающимся в улучшении жилищных условий; копию документа на жилое помещение, занимаемое гражданином по месту жительства (регистрации по месту жительства) и документа органа технической инвентаризации, содержащего сведения об общей и жилой площади жилого помещения(п.6)
Департамент строительства и архитектуры Томской области осуществляет проверку представленных документов и направляет гражданину письменное уведомление о предоставлении социальной выплаты с указанием размера выделяемой социальной выплаты или об отказе в предоставлении социальной выплаты(п.7).
В силу пункта 8 Порядка предоставления социальных выплат гражданам на приобретение(строительство) жилых помещений в собственность, утвержденного Постановлением администрации Томской области от 10.07.2006г. № 90а, основаниями для отказа гражданину в предоставлении социальной выплаты являются, в том числе, несоответствие требованиям, указанным в пункте 1 настоящего Порядка(категория граждан; их нуждаемость в улучшении жилищных условий); недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; несоответствие основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, указанного в справке органа местного самоуправления по месту жительства, законодательству, действовавшему на момент признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, выявление оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьёй 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми являются, в том числе: выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из приведенных норм законодательства следует, что ответчик, уполномоченный на принятие решения о предоставлении социальной выплаты, обязан проверять достоверность сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий претендента на выплату, содержащихся в представленных документах, а также наличие законных оснований для постановки его на учет и осуществления социальной выплаты, и вправе отказать в предоставлении социальной выплаты, установив по представленным документам отсутствие у претендента права на предоставление социальной выплаты.
В судебном заседании установлено, подтверждается удостоверением серии I-А № от 13.02.201 г. выданным 26.09.1995 г., справкой серии МСЭ-2006 №, что Огнерубов И.С. является инвалидом Великой Отечественной войны (л.д. 8,9).
По данным Александровского отделения ОГУП «Т» по состоянию на 11.12.2009 г. Огнерубов И.С. не имеет жилья на праве собственности в Александровском районе (л.д. 20).
Постановлением главы поселения Александровского сельского поселения № 46 от 18.03.2010 г. Огнерубов И.С., являющийся ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом Великой Отечественой войны, проживающий по адресу: <адрес>, имеющий состав семьи 1 человек признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 43).
Из справки администрации Александровского сельского поселения Александровского района Томской области № от 03.08.2010 г., следует, что истец поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях 18.03.2010г. в соответствии с п.п.1 п.1 ст.51 ЖК РФ.
Уведомлением заместителя Губернатора Томской области от 27.07.2010 г. № ОК-5098 в адрес и.о. главы администрации Александровского района Томской области предложено представить документы на получение социальной выплаты инвалидом Великой Отечественной войны Огнерубовым И.С. в связи с предстоящим планируемым выделением социальной выплаты в сумме 1146600 рублей( письмо администрации Александровского сельского поселения Александровского района Томской области от 08.10.2010 г. №- л.д. 24).
После предоставления истцом документов и их проверки ответчиком, последний письменным уведомлением от 10.02.2011 г. отказал Огнерубову И.С. в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в собственность. По причине несоответствие основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусмотренным законом основаниям, а также выявления оснований для снятия с учета нуждающихся в соответствии со ст.56 ЖК РФ. Ответчик указал, что Огнерубов И.С. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по <адрес>2 в <адрес>, собственником которого является его дочь и зять, в связи с чем, является членом семьи собственника и постановка его на учет по п.1ч.1 ст.51 ЖК РФ, как не являющегося членом семьи собственника жилого помещения, не соответствует законодательству, действующему на момент постановки на учет(л.д. 27).
Истец, ссылаясь на неправомерность отказа ответчика и наличие у него права на социальную выплату, указывает, что он не является нанимателем, собственником, членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения и его проживание в квартире, принадлежащей на праве собственности его дочери- О и зятю- Л является вынужденным. В квартире, кроме семьи дочери и зятя, проживает их сын с женой и двумя детьми, и истец в силу отсутствия у него другого жилья.
Вместе с тем, суд законных оснований для признания за Огнерубовым И.С. права на социальную выплату для приобретения жилого помещения в собственность не находит исходя из следующего.
Согласно ст. 2 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) С 1 января 2006 года учет граждан ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).
Как следует из содержания п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
При этом в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами, что Огнерубов И.С. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> составом семьи из 6 человек: А – невестка (сноха), О – правнучка, Л – зять, О – дочь, И – внук. М - правнук (л.д. 21).
Собственниками данного жилого помещения являются дочь истца- О и зять истца- Л На указанные обстоятельства истец указал в иске, кроме того, они подтверждаются справкой о составе семьи (л.д.31), договором на передачу квартиры в собственность от 13.08.1998г. (л.д.68), регистрационным удостоверением от 13.08.1998г.(л.д.69), техническим паспортом помещения- квартиры 2 дома 19 по ул. Кирова в <адрес>(л.д.10-16).
Учитывая, что Огнерубов И.С. является отцом собственника жилого помещения О, с которой проживает совместно, он в силу положений ст. 31 ЖК РФ является членом семьи собственника, и, следовательно, независимо от проживании в квартире других семей, не являлся на момент постановки на учет нуждающимся в жилом помещении по п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а сведения, содержащиеся в справке администрации Александровского сельского поселения о принятии Огнерубова И.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий о том, что истец не является членом семьи собственника жилого помещения, являются недостоверными.
Доводы истца об обратном основаны на неверном толковании закона и судом не принимаются.
Проживание граждан, являющихся членами семьи собственника, в квартире, занятой несколькими семьями, в силу п.4ч.1 ст.52 ЖК РФ является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, только в случае, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 51ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Однако, на наличие указанных обстоятельств истец в обоснование иска не ссылался, доказательств, их подтверждающих, не представил.
Как следует из п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением совета Александровского сельского поселения Александровского района Томской области от 28.03.2007 г. № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9,0 кв.м. общей площади на одного члена семьи в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, постоянно проживающих на территории Александровского сельского поселения.
Огнерубов И.С., являясь членом семьи собственника, проживает в квартире, общая площадь которой составляет 94,9 кв.м. согласно техническому паспорту квартиры № 2 по адресу: <адрес>, с составом семьи в количестве 6 человек согласно справке администрации Александровского сельского поселения от 05.08.2010 г. (л.д.10-16).
Исходя из расчета, на одного проживающего человека в данной квартире приходится 13,55 кв.м., т.е. более установленной учетной нормы, что препятствует признанию истца нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, суд учитывает следующее.
Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 12.03.2010 г. №, выданной Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области, 31.07.2009 г. прекращено право собственности Огнерубова И.С. на 3-комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 18).
Указанные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности доводов представителя ответчика о сознательном ухудшении истцом жилищных условий путем продажи принадлежащей ему на праве собственности квартиры с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, что является препятствием для принятия Огнерубова И.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в течении 5 лет со дня продажи квартиры.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Огнерубов И.С., являющийся ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в силу чего не имеет права на предоставление социальной выплаты на строительство и приобретение жилья в собственность на основании ст.ст.14,23.2 Федерального Закона «О ветеранах».
Суд также принимает во внимание, что в силу п.11 Порядка предоставления социальных выплат гражданам на приобретение(строительство) жилых помещений в собственность, утвержденного Постановлением администрации Томской области от 10.07.2006г. № 90а 11, социальная выплата предоставляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств Департаментом строительства и архитектуры Томской области на основании договора купли-продажи (договора участия в долевом строительстве) по реквизитам, указанным продавцом (собственником) жилого помещения, в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления гражданином на оплату соответствующих документов в полном объеме.
Доказательств тому, что истец предоставил такие документы ответчику, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, законные основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют и в иске должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:В удовлетворении исковых требований Огнерубова И.С. к департаменту архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области о признании права на социальную выплату для приобретения жилья в собственность, возложении обязанности произвести социальную выплату на социальную выплату для приобретения жилья в собственность отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Томский областной суд в течение десяти дней через Советский районный суд г. Томска.
Председательствующий:
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.