Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
11 апреля 2011 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Карелиной Е.Г.
с участием истца Гладышевой М.В.,
представителя ответчика Герасимова В.В., действующего на основании доверенности № 518 от 03.02.2011 г.,
при секретаре Аплиной А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Гладышевой М.В. к администрации г. Томска о признании нуждающейся жилим помещении, предоставлении жилого помещения,
установил:
Гладышева М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Томска о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить жилое помещение, расположенного на территории г. Томска, площадью не менее установленной учетной нормы.
В обоснование требований указала, что является супругой умершего участника Великой Отечественной Войны, ветераном ВОВ и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с законом. В настоящее время проживает в комнате 12 кв.м. вместе с внучкой и нуждается в улучшении жилищных условий.
В мае 2010 г. она обратилась с заявлением в администрацию Октябрьского района г. Томска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения. Заявление Гладышевой М.В. администрацией Октябрьского района г. Томска было передано на рассмотрение в администрацию г. Томска.
03.06.2010г. истцом получен ответ администрации г. Томска о том, что 27.05.2010 г её заявление было рассмотрено на заседании комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов ВОВ и членов семей погибших инвалидов и участников ВОВ администрация г. Томска и в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано. Отказ мотивирован тем, что она, являясь собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру расположенной по адресу <адрес> намеренно ухудшила жилищные условия( право собственности прекращено 17.03.2010 г.), в связи с чем не может быть поставлена на учет ранее чем через 5 лет.
Истец указывает, что продажа квартиры носила вынужденный характер, не была направлена на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, и отказ ответчика нарушает её права как ветерана Великой Отечественной войны, супруги умершего ветерана Великой Отечественной войны на меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».
В судебном заседании истец Гладышева М.В. настаивала на удовлетворении исковых требований к ответчику по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что ранее была собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес> <адрес>. Указанную долю она была вынуждена продать, поскольку это было необходимо её родственникам, являющимся сособственниками квартиры: жене сына- П. необходимо было погасить кредит, внучка- О создав свою семью, требовала от других сособственников выплаты ей денег за принадлежащую ей долю, обращалась с иском в суд. По этим причинам квартира была продана, обменяна на другую квартиру по адресу <адрес> Право собственности на новое жилое помещение было зарегистрировано на сына истца - С., поскольку он оформлял документы по продаже квартиры, и ее наследник. Как пояснила Гладышева М.В., в квартире <адрес>, она зарегистрирована до настоящего времени и проживала с сыном и его семьёй до марта 2011года, занимая вместе с внучкой Анастасией комнату 12 кв.м. Однако, в связи со стесненными жилищными условиями с середины марта 2011года она проживает в жилом помещении по <адрес>, которое арендует по договору.
Представитель администрации города Томска Герасимов В.В. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В отзыве указал, что в связи с принятием Указа президента №714 от 08.05.08 при администрации города Томска была создана комиссия с целью исключения случаев необоснованного отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилых условий. По результатам рассмотрения заявления Гладышевой М.В. комиссией было принято решение об отказе в постановке на её учет. Основаниями отказа явилось то, что из представленных документов следовало, что заявитель с сыном и внучкой проживает в квартире площадью 54,5 кв. м., собственником которой является сын заявителя, и Гладышева М.В. имеет право, как член семьи собственника, пользоваться жилым помещением наравне с собственником. Размер общей площади, приходящейся на каждого проживающего в квартире члена семьи Гладышева С.П. составляет более 10 кв. метров, тогда как учетная норма для определения уровня обеспеченности жильем по г. Томску составляет 10 кв.м на одного члена семьи. Кроме того, заявитель являлась собственником 1/4 доли четырех комнатной квартиры, ее доля составляла 17,83 кв.м. Данное право прекращено 17.03.10, таким образом, искусственно ухудшились жилищные условия. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ было отказано в постановке на учет. Эта статья распространяется на все категории граждан, также как и ст. 31 ЖК РФ. Согласно разъяснениям, отраженным в письме Министерства регионального развития от 19.03.10 №, намеренно ухудшая свои жилищные условия, ветераны не подпадают под категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и могут быть поставлены на учет не ранее чем через 5 лет после отчуждения имущества. Кроме того, истец не обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в квартире по <адрес>, и ответчик её прав не нарушал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечением жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения (ред. 06.05.2010г.).
Таким образом, законом установлено, что меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, независимо от их имущественного положения, состоявшим на их иждивении и вставшим на учет.
Как следует из ст.ст. 49, 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право иные, кроме малоимущих, определенные федеральным законом категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, с которыми должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
В силу ст. 2 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) С 1 января 2006 года учет граждан ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).
Согласно ст.38, 40 Устава г.Томска Администрация г.Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.
Согласно п. 3.1.3 Положения об администрации Октябрьского района города Томска, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 01.12.2009), она ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Аналогичные полномочия предоставлены администрациям Ленинского, Советского, Кировского районов в соответствии с Положениями, утвержденными указанным Решением Думы г.Томска.
Согласно п.2.ч.1. ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, законом установлен порядок, в котором граждане признаются нуждающимися в жилом помещении, определен орган, компетентный принимать решение о признании граждан нуждающимися и принятии на учет.
Статьёй 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как следует из содержания п.п.1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями, собственниками, членами семьи нанимателей, собственников жилых помещений, а также являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 Решения Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" предусмотрено, что учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Томска, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 10,0 квадратных метра общей площади на одного члена семьи.
Согласно справке № от 21.10.2008г выданной ОГЦ «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска» истец имеет право на меры социальной поддержки как супруга умершего участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах»(л.д. 12).
Удостоверением серии ВВ № от 13.02.201 г. выданным Объединенной администрацией Кировского и Советского округов г. Томска подтверждается право Гладышевой М.В. на получение мер социальной поддержки как ветерана ВОВ(л.д. 8).
26.04.2010 года истец обратилась с заявлением в администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи: С., А., ссылаясь на отсутствие у неё жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности и проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям(л.д.26). К заявлению истцом были приложены документы: справка с места жительства по адресу <адрес>, <адрес>, копия свидетельства о государственной регистрации права по адресу <адрес>, копия паспорта, свидетельства о браке, справка № от 21.10.08г., копия удостоверения ветерана ВОВ, копия удостоверения №.
Из справки с места жительства от 06.05.2010г., свидетельства о государственной регистрации права от 15.03.2010г. следует, что Гладышева М.В. проживает в квартире <адрес>, совместно с сыном С., который является собственником квартиры, и внучкой А. Общая площадь квартиры составляет 54,5 кв.м.(л.д. 42-43).
06.05.2010 г. заявление истца с документами были приняты администрацией Октябрьского района г. Томска на рассмотрение. Данное заявление со всеми приложенными документами было передано на разрешение в администрацию г. Томска.
27.05.2010г. заявление Гладышевой М.В. было рассмотрено на заседании комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, по заявлению принято решение об отказе в постановке на учет(л.д. 28-29), о чем истец была извещена ответом администрации г. Томска от 03.06.2010 за №(л.д. 30).
Заявителю отказано по двум основаниям: обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи более учетной нормы; не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, в течение которого истец не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Советского районного суда г. Томска от 21.02.2011г., оставленного без изменения кассационным определением судебной коллегии Томского областного суда от 20.03.2011года, отказано в удовлетворении требований Гладышевой М.В. к администрации г. Томска о признании незаконным решения администрации г. Томска от 03.06.2010г. об отказе в принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании поставить её на данный учет.
Как следует из решения, судом установлено, что Гладышева М.В. в силу ст. 31 ЖК РФ, является членом семьи собственника жилого помещения по адресу <адрес> С.(матерью), проживает постоянно совместно с ним в указанном жилом помещении, в квартире временно зарегистрирована А. Общая площадь жилого помещения 54,5 м.кв., жилой – 32,2 м.кв. ; на одного зарегистрированного человека (постоянно) в данной квартире приходится 27,25 кв.м. (54,5 /2), т.е. более установленной учетной нормы. Даже с учетом временного зарегистрированного человека на одного проживающего приходится 18,1 кв.м.
Также суд установил, что Гладышева М.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий не является, ухудшила свои жилищные условия, продав 17.03.2010г. принадлежащие ей ? доли в праве общей долевой собственности на четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу <адрес>, в связи с чем в силу ст.53 ЖК РФ не может быть принята на учет до истечения 5 лет со дня продажи доли, а решение администрации г. Томска об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий законно и обоснованно.
Указанные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 21.02.2011года, обязательны для суда, не доказываются вновь, а истец и ответчик, которые участвовали при рассмотрении гражданского дела, не могут их оспаривать.
В связи с чем, доводы Гладышевой М.В. о вынужденной продаже доли в праве собственности на квартиру по <адрес> незаконности решения ответчика от 03.06.2010г. об отказе в принятии её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о том, что, проживая в квартире по <адрес> собственником которого является её сын, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, судом не принимаются.
Как пояснила истец в судебном заседании, в настоящее время она зарегистрирована, но не проживает в квартире по <адрес> поскольку в марте 2011года в связи со стесненными жилищными условиями в этой квартире переехала проживать в квартиру <адрес>, арендуемую на основании договора.
Из договора аренды жилого помещения от 08.04.2011года, представленного истцом, следует, что собственник жилого помещения по <адрес> В. (арендодатель) предоставила Гладышевой М.В.(арендатору) за плату во временное пользование квартиру общей площадью 7, 06кв.м. Договор заключен сроком на 11 месяцев с продлением, началом срока аренды указан март. Из договора следует, что 15.03.2011года арендатором внесена арендная плата в размере 3000 рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать её нуждающейся в жилом помещении и обязать ответчика предоставить ей жилое помещение. Поясняла, что после переезда в квартиру по <адрес> ни в администрацию г. Томска, ни в районную администрацию с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий она не обращалась.
Суд законных оснований для удовлетворения требований Гладышевой М.В. не усматривает, поскольку как указано выше, ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах» предусматривает обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий нетрудоспособных членов семьи погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, вставших на учет. При этом, лица, вставшие на учет после 01.01.2005года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, Гладышева М.В. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. После переезда в марте 2011года в квартиру по <адрес> в связи с изменением жилищных условий Гладышева М.В. в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении к ответчику не обращалась, ответчик решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся не принимал, права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не нарушал.
При таких обстоятельствах, суд не вправе вторгаться в компетенцию ответчика и признавать истца нуждающейся в жилом помещении.
Учитывая, что в силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а истец на таком учете не состоит, оснований для удовлетворения её требований к ответчику о предоставлении жилого помещения суд также не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Гладышевой М.В. к администрации г. Томска о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.