о признании права собственности на занимаемое жилое помещение



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Черных О.Г.;

при секретаре Цыгановой Е.А.

рассмотрев 11 апреля 2011 года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Кирилкиной Т.Е., Кирилкиной О.Г., Кирилкина В.Г., Кирилкина Ю.Г. к Администрации г. Томска, ОАО «Манотомь» о признании права собственности на занимаемое жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Кирилкина Т.Е., Кирилкина О.Г., Кирилкин В.Г., Кирилкин Ю.Г. обратились в суд с иском к Администрации г. Томска, ОАО «Манотомь» о признании права собственности на занимаемое жилое помещении.

В обоснование своих требований указали, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кирилкина Т.Е. работала в Государственном предприятии «Томский манометровый завод». ДД.ММ.ГГГГ была обеспечена жилым помещением в комнате № в <адрес> в <адрес>, в которой проживает по настоящее время вместе с тремя детьми. ДД.ММ.ГГГГ ГП "ТМЗ" было преобразовано в ОАО «Манотомь». Администрация г. Томска отказала в заключение договора приватизации на указанное помещение, так как указанный дом в реестре муниципальной собственности не значится. Считают, что они проживают в указанном помещении на условиях социального найма и имеют право на приватизацию занимаемого жилого помещения, свое право на приватизацию они не использовали. Просили признать за ними право собственности на занимаемое жилое помещение –№ №, состоящую из двух комнат площадью ---- кв.м. и ---- кв.м., расположенное на № этаже в <адрес> в <адрес>, расположенную на поэтажном плане под номерами № и № соответственно. В последующем уточнили, что просят признать за ними право общей долевой собственности на указанной помещение в равных долях по ----.

Истцы, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика - администрации г. Томска, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Представитель ответчика ОАО «Манотомь» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд считает возможным, в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования истцов к ОАО «Манотомь» подлежат удовлетворению, в удовлетворении требований к администрации города Томска необходимо отказать.

Суд полагает, что требования о признании за истцами права на жилое помещение, заявленное в иске, подлежит рассмотрению по нормам Жилищного кодекса РСФСР.

Так, статьей 1 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года.

По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, в качестве оснований заявленного иска истец указывает на проживание в комнате с 1986 г. по настоящее время, суд полагает, что спор о признании за истцом права на спорное жилое помещение в период 1986 года по 01 марта 2005 года подлежит разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после 01 марта 2005 года по нормам Жилищного кодекса РФ.

Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью ---- кв.м. было предоставлено Кирилкиной Т.Е.в связи с ее работой (корешок ордера – л.д.18). В ордере указаны также члены ее семьи – муж и трое детей.

Согласно трудовой книжке Кирилкиной Т.Е., заполненной ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу в РСУ штукатуром – маляром 3 разряда; ДД.ММ.ГГГГ переведена в цех 2 учеником слесаря сборщика; ДД.ММ.ГГГГ переведена слесарем мех. сборочных работ 1 разряда во 2 цех; ДД.ММ.ГГГГ. переведена слесарем мех. сборочных работ 2 разряда во 2 цех; ДД.ММ.ГГГГ г. переведена слесарем мех. сборочных работ 3 разряда во 2 цех; ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией цехов перевести слесарем механосборочных работ 3 разряда в цех 5; ДД.ММ.ГГГГ уволена по инвалидности 2 группы.

Часть 1 ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР обязывает наймодателя в лице жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) на основании ордера на жилое помещение заключить в письменной форме договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда с нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно справки ЖЭУ от ДД.ММ.ГГГГ истцы зарегистрированы по адресу: <адрес> №

Согласно копии лицевого счета ЖЭУ ОАО «Манотомь» по адресу: <адрес> - № зарегистрирована Кирилкина Т.Е. с ДД.ММ.ГГГГ, Кирилкина О.Г. – с ДД.ММ.ГГГГ, Кирилкин Ю.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, Кирилкин В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ

Это соответствует и штампу в паспортах истцов, карточкам регистрации истцов.

Согласно указанной копии лицевого счета истцы оплачивают в т.ч и найм жилого помещения.

Тем самым, истцы приобрела право пользования спорным жилым помещением.

Согласно ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.

Аналогичное положение сохранено в Жилищном кодексе РФ, введенным в действие с 01.03.2005 г. (ст.94).

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.

Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Однако доказательств того, что данное здание является общежитием, представителем ответчика в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, предусматривающей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, не представлено.

Таким образом, у истцов с ОАО «Манотомь» сложились отношения социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> №, к которым необходимо применять нормы жилищного законодательства, регулирующие найм жилья.

Из плана второго этажа и экспликации к поэтажному плану жилого здания следует, что жилое помещение № в <адрес> в <адрес> состоит из двух комнат, которые имеют площадь ---- и ---- кв.м. – общая площадь ---- кв.м.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений по договору найма, вправе приобрести помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Факт обращения истцов с заявлением о приватизации спорного жилого помещения подтверждается копией заявления и ответом Администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № № невозможности принять решение о передачи в собственность комнаты, так как дом по <адрес> в г. Томске не состоит в реестре муниципальной собственности г. Томска.

Из регистрационного свидетельства о собственности на недвижимость за реестровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, ответа на судебный запрос ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание по <адрес> является жилым строением. Право на данный объект зарегистрировано за ОАО «Манотомь».

Суд делает вывод о незаконной приватизации АООТ «Манотомь» в части передачи в частную собственность жилого здания по адресу: <адрес> на основании плана приватизации, поскольку сделка приватизации жилищного фонда противоречит п.5 ст.2 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.1991г. №1531-1, ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991г. №1541-1, п.1 Указа Президента РФ «Об использовании объектов социально -культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий» от 10.01.1993г. №8, ст.ст. 4,7 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 1,9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992г. №4218-1

Согласно п. 5 ст. 2 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» данный закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда, действующее законодательство и ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусматривает приватизацию общежитий юридическими лицами и вообще приватизацию жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием.

Кроме того, п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально–культурного и коммунально–бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 г. № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

В соответствие со ст.ст. 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 1 Закона РФ «Об основах жилищной политики» общежития относятся к жилищному фонду, который должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемника либо в ведение органов местного самоуправления.

Согласно ст. 9 Закона РФ «Об основах жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их полном ведении, должен быть передан либо в полное хозяйственное ведение правопреемников, либо в ведение органов местного самоуправления.

Таким образом, законодательство о приватизации не предусматривало возможности передачи права собственности на жилые помещения приватизируемым предприятиям.

В соответствии с ст. 166 ГК РФ).

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая закону или иным правовым актам, ничтожна.

В соответствии с ч.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Исходя из ничтожности сделки по приватизации жилого здания по <адрес> в <адрес>, следует считать, что указанная сделка не имела никаких юридических последствий, в том числе и возникновения права собственности на данное здание у ОАО «Манотомь».

Однако включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного или муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

На основании ст. 19 Жилищного кодекса РФ в составе частного жилищного фонда ОАО «Манотомь» могут находиться лишь жилые помещения коммерческого использования, к числу которых общежития не относятся.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (вопрос 20) на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Истцы изначально с момента вселения занимали спорное жилое помещение на основании договора найма, в силу абзаца 1 ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право на его приватизацию.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

В силу п. 58 данного Постановления Пленума лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Из материалов дела следует, что спорное имущество передано во владение истца и до настоящего времени истец им владеет.

Согласно сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области истцы право приватизации не использовали, объекты недвижимого имущества им на праве собственности не принадлежат, сведения о собственниках и правах на спорное жилое помещение отсутствуют.

Следовательно, истец вправе приобрести занимаемое им жилое помещение по <адрес> в собственность в порядке, предусмотренном ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В силу п. 1 ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Поскольку спорное жилое помещение фактически не передано ни в государственную, ни в муниципальную собственность, а истцом по существу ставится вопрос о праве на указанное жилое помещение, следует признать право собственности на него за истцом.

При этом администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком, поскольку не владеет спорным жилым помещением и решение о признании права собственности за истцом не будет влиять на ее права и обязанности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кирилкиной Т.Е., Кирилкиной О.Г., Кирилкина В.Г., Кирилкина Ю.Г. к ОАО «Манотомь» о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности за Кирилкиной Т.Е., Кирилкиной О.Г., Кирилкиным В.Г., Кирилкиным Ю.Г. на занимаемое жилое помещение –№ №, состоящее из двух комнат площадью ---- кв.м. и ---- кв.м., общей площадью ---- кв.м., расположенное на № этаже в <адрес> в <адрес>, расположенные на поэтажном плане под номерами ---- и ---- соответственно в равных долях по ----

Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности Кирилкиной Т.Е., Кирилкиной О.Г., Кирилкина В.Г., Кирилкина Ю.Г. на указанное жилое помещение в равных долях по ----

В удовлетворении требований к администрации города Томска отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет «____» ________ 2011 г ОГ Черных