Об оспаривании представления Прокурора



Дело № 2-651/2011

17 марта 2011 г. Советский районный суд города Томска в составе

председательствующего Мацкевич Р.Н.

при секретаре Оленёвой О.И.

с участием представителей заявителя: Хузеева АП, действующего на основании доверенности от 13.12.2010 г. № со сроком действия три года без права передоверия,

Вяловой ТА, действующей на основании доверенности от 02.04.2010 г. №

представителя прокуратуры Советского района города Томска – старшего помощника прокурора района Нигматулиной НГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по заявлению Томского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук об оспаривании представления прокурора Советского района города Томска от 29.12.2010 г. № «Об устранении нарушений земельного законодательства»,

установил:

Томский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук (далее ТНЦ СО РАН) обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора Советского района города Томска от 29.12.2010 г. № «Об устранении нарушений земельного законодательства», направленного в адрес заявителя с требованием безотлагательно рассмотреть данное представление и в месячный срок принять конкретные меры к устранению нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих; решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах в месячный срок сообщить прокурору Советского района г.Томска в письменной форме.

Заявитель просит данное представление признать незаконным, указывая на то обстоятельство, что предписанием установлен факт нарушения, заключающийся в том, что ТНЦ СО РАН в добровольном порядке не отказался от права пользования земельными участками, на которых расположены здания, находящиеся в оперативном управлении учреждений. Вместе с тем, заявитель лишен возможности самостоятельно распоряжаться земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации и переданный заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, заявитель не имеет права самостоятельно и добровольно отказаться от права постоянного бессрочного пользования земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации в силу Устава ТНЦ СО РАН. В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, предпосылкой возникновения права на земельный участок является не отказ правообладателя от своих прав, а сочетание волеизъявления будущего правообладателя и собственника, от имени которого в отношении указанных в представлении земельных участков выступает Территориальное управление Росимущества Новосибирской области в соответствии с Соглашением между Росимуществом и Российской академией наук от ДД.ММ.ГГГГ. В оспариваемом представлении не приведено доказательств ненадлежащего использования заявителем земельного участка, земельный участок используется ТНЦ СО РАН по назначению, для эксплуатации находящихся на нем коммуникаций, обслуживающих комплекс ТНЦ СО РАН. Законодательством запрещено отчуждение земельного участка без передачи прав на находящиеся на нем здания и сооружения, связанные с земельным участком неразрывно, требуется проведение комплекса землеустроительных работ. Согласие уполномоченного представителя собственника на отказ от землепользования со стороны ТНЦ СО РАН, оспариваемое представление направлено не надлежащему лицу.

Представитель Прокуратуры Советского района города Томска с доводами заявления не согласилась, указывая на то, что представление прокурора не подлежит оспариванию, поскольку само по себе не имеет абсолютный характер, силой принудительного исполнения не обладает, следовательно, не затрагивает права и законные интересы заявителя, преследуя цель понудить устранить выявленные в представлении нарушения добровольно, в связи с чем не указываются в представлении и способы устранения нарушений закона. Кроме того, все учреждения, по землепользованию которых была проведена проверка, послужившая основанием для вынесения оспариваемого представления, входят в состав ТНЦ СО РАН, который, в свою очередь, не имеет прав на здания учреждений, а занятые зданиями учреждений земельные участки по назначению не использует, следовательно, в них не нуждается. Учреждения, которым принадлежат на праве оперативного управления строения, находящиеся на земельном участке, переданном ТНЦ СО РАН, входят в структуру ТНЦ СО РАН, который должен привести в соответствие в законодательством пользование этими учреждениями земельными участками, путем надлежащего оформления прав этих учреждений.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд полагает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению и в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора.

Таким образом, представление прокурора об устранении нарушений закона является актом уполномоченного лица, возлагающим на орган или должностное лицо обязанность совершить определенные действия или воздержаться от совершения каких-либо действий, направленные на устранение нарушений закона.

Согласно ст.255 ГПК РФ не дает оснований считать, что должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством исключены из числа лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

Конституционным Судом РФ в определении от 24 марта 2005 г. N 110-О изложена позиция, согласно которой законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно Представления Прокурора Советского района города Томска от 29.12.2010 г. № «Об устранении нарушений земельного законодательства» ТНЦ СО РАН предъявлено требование путем формулировки итогов представления в слове «требую» безотлагательно рассмотреть данное представление и в месячный срок принять конкретные меры к устранению нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих; решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах в месячный срок сообщить прокурору Советского района г.Томска в письменной форме. Согласно данного представления при проведении проверки соблюдения земельного законодательства было установлено, что ТНЦ СО РАН нарушены требования ст.45 и ст.53 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что не было в добровольном порядке прекращено право пользования земельными участками, принадлежащими Российской Федерации, переданными ТНЦ СО РАН в постоянное (бессрочное) пользование с целью последующей передачи этих земельных участков в оперативное управление учреждениям, которым на праве оперативного управления принадлежат здания на указанных участках. Права на указанные земельные участки пользователями не оформлены.

Таким образом, представлением прокурора заявителя предъявлено требование совершить ряд действий, которые, по мнению прокурора, направлены на устранение нарушений норм земельного законодательства, при неисполнении которых возможно наступление правовых последствий для ТНЦ СО РАН или его должностных лиц.

Следовательно, представление прокурора подлежит оспариванию в судебном порядке.

Согласно актам проверки учреждениям: Институту физики прочности и материаловедения, Институту оптики атмосферы им.В.Е.Зуева, Институту химии нефти, Институту мониторинга климатических и экологических систем, Институту сильноточной электроники переданы в оперативное управление здания, расположенные по адресам в городе Томске: <адрес>, <адрес>

Принадлежность учреждениям на праве оперативного владения указанных зданий подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права <данные изъяты>.

Принадлежность зданий на праве собственности Российской Федерации подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <данные изъяты>, серии <данные изъяты> серии <данные изъяты> серии <данные изъяты> серии <данные изъяты>

Заявителем, представителем прокуратуры не оспаривается факт принадлежности ТНЦ СО РАН земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Данный факт подтверждается кадастровыми паспортами на земельные участки (выписками из государственного кадастра недвижимости).

Согласно п.362 Постановления Правительства РФ № 1938-Р от 14.12.2009 г. Томский научный центр является Сибирским региональным отделением Российской академии наук.

В соответствии со ст.6 ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" организации, подведомственные государственным академиям наук, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, передаваемым указанным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами. Реестры федерального имущества, передаваемого указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, утверждаются соответствующими академиями наук. Пунктом 79 Устава Российской Академии наук, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 785 от 19.11.2007 г., права пользования земельными участками, предоставленными Российской академии наук и подведомственным ей организациям, регулируются земельным законодательством Российской Федерации.

В силу ст.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственным академиям наук, созданным такими академиями наук и (или) подведомственным им учреждениям земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, на основании изложенного, в силу ст.20 Земельного кодекса РФ заявитель владеет земельным участком, переданным ТНЦ СО РАН в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии со ст.1 п.1 пп.5 Земельного кодекса РФ акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, система земельного законодательства определяет, что право на земельный участок является первичным по отношению к праву на находящийся на нем иной объект недвижимости.

Согласно ст.36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст.45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса РФ.

Отказ от землепользования – это намеренное несогласие лица в дальнейшем использовании земельного участка, то есть, отказ является волеизъявлением. Отказ от права пользования земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования влечет прекращение этого права. В силу ст.45 Земельного кодекса РФ существует два способа прекращения права пользования земельным участком: путем отказа и путем изъятия. Для юридического лица отказ является добровольным, поскольку в случае отсутствия добровольного выраженного отказа от дальнейшего землепользования законом установлены последствия при землепользовании с нарушением закона, в виде принудительного прекращения права.

Довод представителя прокуратуры Советского района города Томска о том, что ТНЦ СО РАН не нуждается в земельных участках, в отношении которых вынесено представление, поскольку эти земельные участки заявителем не используются, не нашел подтверждения.

Так, согласно Выписок из реестра федерального имущества №, №, №, №, № №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № от 13.05.2010 г., №, №, №, № №, №, №, №, № от 18.05.2010 г., № №, №, № от 01.11.2010 г. ТНЦ СО РАН является правообладателем объектов недвижимости федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ…» от 27.12.11991 г. № 3020-1 и находящиеся на земельных участках по адресам в городе Томске: <адрес>, <адрес> сетей водопровода и канализации, наружных сетей водопровода и канализации, автомобильных дорог, участка хозяйственной бытовой канализации, магистральных сетей водопровода к жилым домам, кабельных сетей 10 кВ ТП-101, трубопровода сборной воды, водовода, тепломагистрали, наружных сетей электроснабжения жилого микрорайона, наружного освещения, водовода технической воды. Из представленных планов следует, что указанные сети, дороги и магистрали проходят, в том числе, и по земельным участкам, на которых находятся здания и сооружения, принадлежащие учреждениям.

Таким образом, земельные участки, на необходимость добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования которыми указано в представлении прокурора, фактически используются ТНЦ СО РАН для эксплуатации и обслуживания сооружений, в связи с чем нет оснований полагать об отсутствии использования со стороны заявителя данных земельных участков и отсутствии нуждаемости в них.

В силу ст.53 Земельного кодекса РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

К заявлениям юридических лиц: государственных и муниципальных учреждений должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Таким образом, для отказа ТНЦ СО РАН от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками требуется получение согласия лица, действующего от имени учредителя. При этом, обязанность правообладателя на инициацию получения такого отказа не закреплена.

Согласно п.3.1 Соглашения о взаимодействии между Федеральным Агентством по управлению государственным имуществом и Российской академией наук в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за Российской академией наук и подведомственными ей организациями от 29.09.2009 г., Росимущество осуществляет полномочия собственника федерального имущества непосредственно и через свои территориальные управления по месту регистрации региональных отделений РАН в качестве юридического лица, а именно: Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области – для Сибирского отделения РАН.

В силу Устава ТНЦ СО РАН является учреждением, владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, вместе с тем, в соответствии со ст.269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом и иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

В представлении прокурора указано на нарушение закона со стороны ТНЦ СО РАН, которое выразилось в том, что в результате отсутствия добровольного отказа от пользования земельным участком нарушены права учреждений, входящих в структуру Российской академии наук. То есть, представление направлено на понуждение ТНЦ СО РАН отказаться от права пользования земельным участком с целью последующей передачи этих земельных участков в пользование иным учреждениям, ТНЦ СО РАН не наделен правом распоряжения земельным участком. В силу п.4.6.1 Соглашения о взаимодействии между Федеральным Агентством по управлению государственным имуществом и Российской академией наук в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за Российской академией наук и подведомственными ей организациями от 29.09.2009 г. предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков учреждениям РАН, прекращение права постоянного бессрочного пользования осуществляется Росимуществом (соответствующим территориальным управлением) при наличии соответствующего решения Российской академии наук. Следовательно, представление не может быть исполнено непосредственно ТНЦ СО РАН самостоятельно.

Письмо заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.10.2009 г. № данные выводы не опровергает.

Из п.4.2 Устава ТНЦ СО РАН следует, что научно-исследовательские институты, институты не являются структурными подразделениями ТНЦ СО РАН, прокурором не оспорен довод заявителя о том, что данные учреждения являются юридическими лицам.

Кроме того, в силу Распоряжения Правительства РФ от 14.12.2009 N 1938-р «Об утверждении перечня организаций, подведомственных Российской академии наук» <данные изъяты>, являются, также как и Томский научный центр, Сибирскими региональными отделениями Российской академии наук, расположенными на территории города Томска.

Соответственно, порядок предоставления им земельных участков определяется вышеприведенными нормами земельного законодательства, правом распоряжения на основании решения Российской академии наук в лице уполномоченных органов, к числу которых ТНЦ СО РАН не отнесен.

В оспариваемом представлении прокурора указано на использование учреждениями, которым принадлежат на праве оперативного управления строения, расположенные на земельном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование ТНЦ СО РАН, без оформления надлежащим образом прав на земельные участки, на которых эти строения находятся, ошибочно адресованы заявителю, который в соответствии с вышеуказанными обстоятельствами не наделен правами по оформлению прав на земельные участки.

Изложенное выше свидетельствует о том, что представление прокурора, направленное на устранение нарушений земельного законодательства, адресовано лицу, не уполномоченному данное нарушение устранить в силу ограничения полномочий, то есть, представлением на ТНЦ СО РАН возлагается обязанность по совершению определенных действий в сфере земельных отношений необоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-256 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление Томского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук об оспаривании представления прокурора Советского района города Томска от 29.12.2010 г. № «Об устранении нарушений земельного законодательства» удовлетворить.

Признать незаконным представление прокурора Советского района города Томска от 29.12.2010 г. № «Об устранении нарушений земельного законодательства», направленное Томскому научному центру Сибирского отделения Российской Академии наук.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

На дату публикации решение не вступило в законную силу

.

.

.