о предоставлении внеочереди жилого помещения



2-822/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Черных О.Г.;

с участием:

представителя истца Харафиди А.Ю., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.

представителя третьего лица Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 1 год,

при секретаре Цыгановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению Черкашина Е.А. к администрации г. Томска об обязании обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма,

установил:

Черкашин Е.А. обратился в суд с иском к администрации г. Томска об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17 квадратных метров, расположенное на территории города Томска.

В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. За ним не закреплено жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на основании договора социального найма, включен в списки детей – сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Жилое помещение в настоящее время ему не предоставлено в связи с чем, просит обязать администрацию г.Томска обеспечить его вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм- не менее 17,0 кв.м. на территории г. Томска

Истец в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного заседания.

Представитель истца Харафиди А.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации г. Томска, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ее представитель Горовцова И.В. предоставила отзыв на исковое заявление, где просила рассмотреть дело в свое отсутствие. По существу исковых требований указала следующее. Администрация г.Томска раз в год предоставляет списочно администрации Томской области сведения о количестве лиц из числа детей сирот поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящий момент размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, т.к. в 2011 году на исполнение данных полномочий выделена субвенция в размере --- тысяч рублей, в то время как на учете в районных администрациях состоит более 70 лиц из числа детей-сирот имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Считает, что они являются ненадлежащим ответчиком. Просит отказать в иске в полном объеме.

Представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований. Считает, что надлежащим ответчиком является Администрация г. Томска.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Черкашина Е.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Об этом же говорит ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно свидетельству о рождении серии II ОМ №, выданному в книге регистрации актов рождения ДД.ММ.ГГГГ произведена запись № о рождении ребенка Черкашина Е.А., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, мать - Ч ГН, отец записан со слов матери - Ч АВ.

Мать Ч ГН умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает свидетельство о смерти серии I ОМ № от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Территориального управления Октябрьского района мэрии г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном истца была назначена Ч НГ.

Факт наличия права у истца на получение жилого помещения вне очереди подтверждается следующими доказательствами:

- исходя из представленного аттестата Б №, Черкашин Е.А. в ДД.ММ.ГГГГ г окончил муниципальное общеобразовательное учреждение - среднюю общеобразовательную школу № г. Томска

- военный билет серии АН № подтверждает, что Черкашин Е.А. окончил службу в Вооруженных силах РФ.

- как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ Черкашин Е.А., проходит обучение в «Томском автомобильно-дорожном техникуме» по заочной форме обучения. Студентам сиротам, обучающимся на заочном отделении, жилое помещение для проживания не предоставляются, кроме времени сессии.

- решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденного постановлением главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ст. 51 ЖК РФ, а также поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В списках общей очереди номер истца- №, в льготном списке детей сирот №, согласно представленной справки № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Октябрьского района г. Томска.

- сведениями Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что в собственности у Черкашина Е.А., ДД.ММ.ГГГГг.р., не имеется недвижимого имущества.

- согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной «Томским областным центром технической инвентаризации» Молчановское отделение, за Черкашиным Е.А. не зарегистрировано право собственности на жилое помещение на территории Молчановского района Томской области.

- как следует из сведений о регистрации права собственности, выданной Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Черкашиной Г.И., ДД.ММ.ГГГГ гр., сведения о наличии прав на недвижимое имущество отсутствуют по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

- согласно сведениям о регистрации права собственности, выданной Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Черкашина Е.А.., ДД.ММ.ГГГГ гр. сведения о наличии прав на недвижимое имущество отсутствуют по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ т

- в настоящее время Черкашин Е.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, в квартире опекуна, принадлежащей на праве собственности гр. Ч ИИ, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права серии ТА № от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, Черкашин Е.А.. относится к категории детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, закончил обучение в образовательном учреждении общего образования, а так же прошел службу в Вооруженных силах РФ, в связи с чем, на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В силу ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика в опровержение указанных выше обстоятельств доказательств не представлено.

В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008 года № р344 (в ред. от 08.04.2010) «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Решением Думы города Томска от 13.12.2005года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Черкашину Е.А. А.В. жилое помещение. В связи с чем, администрация города Томска является надлежащим ответчиком, исковые требования к ней являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черкашина Е.А. к Администрации города Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Черкашину Е.А. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья: О.Г. Черных

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет «________» ___________ 2011 г. ОГ Черных