о зачете периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии



№ 2-732/11

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

18 апреля 2011 года город Томск Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перминовой Н.П. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области» о зачете периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Перминова Н.П. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Томске Томской области об обязании зачесть периоды работы в льготный стаж, назначить пенсию.

В окончательной редакции заявила требования об обязании ответчика:

- включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) периоды:

1). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры <данные изъяты>;

2). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры <данные изъяты>

3). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

4). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

5). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;

6). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>,

- включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца) периоды:

1). нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период занятия <данные изъяты>

2). нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период занятия <данные изъяты>

3). нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период занятия <данные изъяты>

4). нахождения на специализации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

5). нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

6). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

- назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований истец указала, что спорные периоды работы в городе должны исчисляться в льготном порядке (один год работы за один год и шесть месяцев) в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в городе. Периоды такой деятельности в сельской местности подлежат включению в специальный стаж в размере один год работы за один год и три месяца. На специализацию и повышение квалификации она направлялась работодателем, поэтому этот период не должен исключаться из специального стажа. Период нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком должен быть засчитан в специальный стаж в льготном исчислении, т.к. это предусмотрено законодательством.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования. Пояснила, что всегда осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения. Указала, что в должности <данные изъяты> фактически выполняла работу медицинской сестры. <данные изъяты>, где она была единственным медицинским работником и оказывала жителям села всю необходимую медицинскую помощь.

Представитель ответчика Драчева С.Б. иск не признала и пояснила, что истцом не были представлены пенсионному органу доказательства ее работы в спорные периоды в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Отсутствуют основания для применения льготного порядка подсчета к периодам декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, т.е. эти периоды работой не являются. В отпуске по уходу за ребенком до трех лет истец не находилась, т.к. вышла на работу ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>. Периоды учебы на курсах повышения квалификации – специализация исключены из специального стажа, т.к. данный период не является работой в должности. Период работы <данные изъяты> не включен в специальный стаж, поскольку указанная должность не поименована в Списках 1999, 2002 годов.

Выслушав объяснения истца и ее представителя Шаталовой Р.Н., представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004. указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.

Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991. N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В пункте 2 указанного Постановления СМ РСФСР установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

В пункте 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066) установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Согласно Перечню структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, льготному исчислению подлежит стаж работы только в тех должностях и в тех структурных подразделениях, которые прямо предусмотрены данным Перечнем.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. В данном Перечне также содержится исчерпывающий список должностей и структурных подразделений, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не являются периодами работы, которые засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев за один год работы. В данные периоды истец не работала в должностях и структурных подразделениях, предусмотренных вышеприведенными Списками и Перечнями. Доказательств такой работы в суд не представлено. Доводы представителя истца о том, что работа в городе, сама по себе, дает право на зачет стажа в льготном исчислении являются ошибочными и не основаны на законе.

Периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период занятия должности <данные изъяты>; нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период занятия <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год три месяца за один год.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Указанные периоды имели место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 375/24-11 от 29.11.1989г. утверждены Разъяснения № 23/24-11"О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет". В соответствии с абз.2 п.7 указанных Разъяснений время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж.

Данная правовая позиция изложена в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», где отмечено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, из указанных нормативных актов следует, что отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет также подлежит включению в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период занятия должности <данные изъяты> не подлежит включению в стаж, дающий право на пенсию в льготных размерах, поскольку имел место после ДД.ММ.ГГГГ Данный период обоснованно зачтен ответчиком в специальный стаж в календарном порядке.

Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на основании сведений индивидуального лицевого счета.

В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполняла ту же самую работу, что и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее объяснениями и материалами дела.

Из <данные изъяты> от 20.04.2010 № 236 следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в <данные изъяты>. По административному делению <адрес> находится в сельской местности. <данные изъяты> является структурным подразделением <данные изъяты>, находится по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В п.п. 9-10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, основным критерием назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью является тождественность фактически выполняемой работы наименованию должности и структурного подразделения, указанного в Списке.

Из представленных доказательств следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец фактически работала по должности медицинской сестры и выполняла работу, предусмотренную Списками. В связи с этим данный период работы должен быть зачтен в льготный стаж: один год работы за один год и три месяца.

Из Справки МУЗ «<данные изъяты>» от 20.04.2010 № 236 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Перминова Н.П. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы.

Согласно Справке ОГУЗ «<данные изъяты>» от 12.08.2010 № 104/27-10, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была направлена на специализацию с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы.

Из пояснений истца следует, что специализация проходила по решению руководителя для повышения квалификации работника; отказаться от прохождения специализации она не могла.

В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Исходя из этого, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации.

Поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, то период нахождения на специализации должен включаться в специальный стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

При пересчете, с учетом включения указанных периодов, стаж работы истца на дату обращения за назначением пенсии составит менее 30 лет, что недостаточно для назначения досрочной пенсии.

С учетом изложенного, в удовлетворении требования о назначении досрочной пенсии должно быть отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Определяя размер оплаты услуг представителя, суд исходит из таких критериев как объем проделанной работы, сложность и характер спора, ценность права, подлежащего защите, а также из требований разумности и справедливости.

Факт несения истцом судебных расходов на оплату услуг представителя Шаталовой Р.Н. подтверждается квитанцией от 11.02.2011г. на 4000 рублей за представительство интересов в суде.

С учетом указанных критериев, суд считает разумной сумму расходов в размере 1000 рублей. При этом, суд учитывает, что исковые требования удовлетворены частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Перминовой Н.П. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области» удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области»:

- включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца) периоды:

1). нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период занятия должности <данные изъяты>

2). нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период занятия <данные изъяты>

3). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>,

- включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периоды:

1). нахождения на специализации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

2). нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отказать в удовлетворении исковых требований об обязании Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области»: - включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) периоды: 1). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; 2). работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; 3). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; 4). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ОКБ; 5). работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> 6) работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, - включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца) период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период занятия должности <данные изъяты>.

Отказать в удовлетворении исковых требований об обязании Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области» назначить Перминовой Н.П. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 12.08.2010г.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области в пользу Перминовой Н.П. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.