№
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
18 апреля 2011 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
с участием представителя ответчика Пермитина А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Ананьевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Большанина В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии досрочно,
у с т а н о в и л :
Большанин В.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии досрочно.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик своим решением № прекратил выплату назначенной Большанину В.А. трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с пп.13 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», исключив из специального стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инструктора авиапожарной группы Томского механизированного отряда и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инструктора АПК Томского механизированного отряда.
Указывая, что в указанные периоды работал в летном составе гражданской авиации в должности, предусмотренной Списком от 04.09.1991 № 459, просит назначить с ДД.ММ.ГГГГ трудовую пенсию по старости досрочно, включив в специальный стаж периоды работы в должности инструктора авиапожарной группы Томского механизированного отряда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности инструктора АПК Томского механизированного отряда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год за 1 год 6 месяцев льготного стажа,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год за 1 год 6 месяцев льготного стажа,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год за 1 год 6 месяцев льготного стажа,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год за 1 год 6 месяцев льготного стажа.
В судебное заседание истец и его представитель не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Пермитин А.В. с исковыми требованиями не согласился, в письменном отзыве указав, что правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком от 04.09.1991 № 459 пользуются только инструкторы авиапожарной службы. Другие инструкторы права на досрочное пенсионное обеспечение не имеют. Кроме того, индивидуальные сведения, отраженные на лицевом счете Большанина В.А. о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ (после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования) по ДД.ММ.ГГГГ, откорректированы с соответствии с решением Управления, код льготной работы отменен.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя, и, заслушав участвующих лиц, изучив письменные доказательства по делу, полагает, что заявленные Большаниным В.А. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Томском районе Томской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Томском районе Томской области за № от ДД.ММ.ГГГГ Большанину В.А. установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, проработавшему 25 лет в летном составе гражданской авиации.
Решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Томском районе Томской области за № от ДД.ММ.ГГГГ Большанину В.А. выплата назначенной пенсии прекращена, отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Основанием к прекращению выплаты трудовой пенсии по старости досрочно в связи с особыми условиями труда явился факт исключения из специального стажа периодов работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инструктора авиапожарной группы Томского механизированного отряда и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве инструктора АПК Томского механизированного отряда как учтенных неправомерно. Указано на то, что правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком от 04.09.1991 № 459 пользуются только инструкторы авиапожарной службы. Другие инструкторы права на досрочное пенсионное обеспечение не имеют. Индивидуальные сведения, отраженные на лицевом счете Большанина В.А. о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ (после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования) по ДД.ММ.ГГГГ откорректированы с соответствии с решением Управления, код льготной работы отменен.
С таким решением ответчика согласиться нельзя, так оно противоречит действующему законодательству и нарушает конституционные нормы и принципы.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан. Однако различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 № 11-П, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующую защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или схожих ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться из преследуемой при этом дифференциации в правовом регулировании, то есть критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Трудовые пенсии в Российской Федерации назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Пунктом 2 ст. 27 вышеуказанного Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 3 Правил от 18.07.2002 № 537 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком от 04.09.1991 № 459.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дано разъяснение, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п..
Пунктом 4 Списка от 04.09.1991 № 459 предусмотрены: парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров и прыжков с реактивных самолетов и вертолетов.
Согласно п.п. «д» п. 4 Правил исчисления периодов работы... 1 год работы в указанных должностях, исчисляется за 1,5 календарных года, при условии выполнения годовой нормы спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных устройствах с вертолетов находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за 2 календарных года.
В соответствии с приказом Председателя государственного комитета лесного хозяйства совета министров СССР № 80 от 27.03.1972 «О введении в действие инструкции по авиационной охране лесов» принято, что авиационная охрана лесов является составной частью общего комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
Основной задачей авиабаз по охране лесов от пожаров является обеспечение своевременного обнаружения и ликвидации возникающих лесных пожаров (гл. 1 п. 3).
В оперативных авиаотделениях, обслуживающих территорию, отнесенную к районам, где тушение пожаров должно производится авиационными силами и средствами, организуются подразделения авиапожарной службы: парашютно-пожарные или десантно-пожарные команды (группы) (гл. 2 п. 28).
Парашютно-пожарная (десантно-пожарная) команда имеет численность от 8 до 30 человек и возглавляется инструктором парашютно-пожарной (десантно-пожарной) команды. В помощь инструктору команды назначаются инструкторы парашютно-пожарной (десантно-пожарной) группы из расчета один инструктор на 6 парашютистов или десантников-пожарных.
При численности парашютистов или десантников-пожарных в месте их базирования меньше 8 человек, создается отдельная парашютно-пожарная (десантно-пожарная) группа, возглавляемая инструктором парашютно-пожарной (десантно-пожарной) группы (гл. 2 п.29).
Инструктор парашютно-пожарная (десантно-пожарная) команды (группа) несет ответственность за готовность личного состава к выполнению производственных заданий, обеспечение успешной ликвидации пожаров и выполнение других производственных задач... (гл. 2 п. 30).
Для борьбы с пожарами, охватившими значительные площади в районах авиационной охраны, в авиабазах могут создаваться механизированные команды... (гл. 2 п. 37).
Согласно п. 1.2 Инструкции по авиационной охране лесов (утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 года № 122), авиационная охрана лесов осуществляется специализированными организациями - базами авиационной охраны лесов (авиабазами). Управление работой авиабаз осуществляет Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» (Центральная база) Федеральной службы лесного хозяйства России.
Согласно п. 2.1.4 Для проведения борьбы с лесными пожарами в авиабазе может быть создана парашютная и десантно-пожарная служба (ПДПС), в состав которой входят парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды и группы, укомплектованные соответственно парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными.
Согласно п. 2.1.5 Команды возглавляются старшими инструктором парашютной и десантно-пожарной службы. В зависимости от численности парашютистов-пожарных и десантников-пожарных в помощь старшему инструктору ПДПС авиабазы могут назначаться инструкторы парашютной и десантно-пожарной службы.
В соответствии с п. 4.2.1 основной задачей парашютной и десантно-пожарной службы является тушение лестных пожаров в районах авиационной охраны лесов, когда пожар не успел распространиться на значительной площади.
Согласно п. 1 раздела 1, п.п. 2 и 12 раздела 2, п.п. 2 и 3 раздела 5 Положения об авиационных отделениях баз авиационной охраны лесов (Приложение № 1 к инструкции...), авиационные отделения (авиаотделения) являются постоянно действующими подразделениями баз авиационной охраны лесов (авиабаз), непосредственно выполняют работы по авиационной охране лесов.
В соответствии с разделом 5 п. 2 приложение 1 «Силы и средства авиаотделения», для борьбы с лесными пожарами авиаотделениями комплектуются парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными, механизаторами и другими категориями работников в соответствии с типовыми штатами авиаотделений (приложение 1.1 наименование должностей и профессий - работники парашютно-пожарных и десантно-пожарных команд (парашютисты-пожарные, десантники-пожарные, инструкторы всех наименований).
Десантники и Инструктора Томской базы авиационной охраны лесов авиапожарной команды (группы, службы) принимают участие и организовывают работу по тушению лестных пожаров, проведению профилактических противопожарных мероприятий и других производственных задач. Контролирует соблюдение правил техники безопасности при совершении спусков при тушении пожаров, а также самостоятельно выполняет все функции и задачи десантника-пожарного и инструкторов.
В связи с тем, что наименование должности или структурного подразделения не влияют на должностные обязанности инструктора при выполнении своих обязанностей по тушению пожара, то необходимо заметить, что условия труда инструктора относятся к работам во вредных и опасных условиях труда.
Как следует из записей в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ на имя Большанина В.А. последний ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность инструктора АПГ Томского мехотряда, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность инструктора АПК Томского мехотряда.
Согласно архивных справок ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в документах Томской базы авиационной охраны лесов – филиала федерального государственного учреждения «Авиалесохрана», ГУ «Томская база авиационной охраны лесов» ФГУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесохрана», Томской базы авиационной охраны лесов федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации, Томской базы авиационной охраны лесов Министерства сельского хозяйства РСФСР за 1980-2007 года содержатся сведения, подтверждающие, что Большанин В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности инструктора авиапожарной группы Томского механизированного отряда, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности инструктора АПК Томского механизированного отряда.
В силу ч.1 ст. 55, ч.2 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд полагает, что вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ.
По запросу ОГУ «Томская база авиационной охраны лесов» проведена экспертиза о соответствии условий труда на рабочем месте инструктора парашютно-пожарной (десантно-пожарной) команды (группы) авиационной базы охраны лесов государственным нормативным требованиям охраны труда.
Заключением по данной экспертизе № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что структура ОГУ «Томская база авиационной охраны лесов» определена в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актам; парашютно-пожарные (десантно-пожарные) команды (группы) являются официально выделенными частями авиабазы охраны лесов и выполняют официально установленный им круг работ, то есть являются структурными подразделениями в составе авиаотделения; инструкторы парашютно-пожарных (десантно-пожарных) команд (групп) являются непосредственными руководителями данных структурных подразделений; парашютно-пожарные (десантно-пожарные) команды (группы) являются составной частью авиапожарной службы (команды), то есть инструкторы парашютно-пожарных (десантно-пожарных) команд (групп) являются работниками (инструкторами) авиапожарной службы (команды); условия труда инструктора парашютно-пожарной (десантно-пожарной) команды (группы) относятся к работам во вредных и опасных условиях труда.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Большанин В.А., работая инструктором авиапожарной группы и инструктором АПК, выполнял функции инструктора авиапожарной службы.
С учетом вышеизложенного, а также характера выполняемой работы истца, что является основополагающим в данном случае для определения права на назначение досрочно пенсии по старости, суд приходит к выводу, что периоды работы Большанина В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности инструктора АПК Томского механизированного отряда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный трудовой стаж.
Подпунктом «д» п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации» предусмотрен порядок исчисления пенсии и установлено: 1 год работы в качестве парашютистов всех наименований, спасателей, а также десантников-пожарных всех наименований, инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, - за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за 2 календарных года. При невыполнении условий, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта, периоды работы исчисляются в календарном порядке.
Работникам летно-подъемочного состава гражданской авиации для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях по подпункту 13 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определена годовая норма прыжков: прыжки с поршневых АН-2-12 (льготный стаж 1 год 06 месяцев); прыжки с реактивных самолетов АН-26-12 (льготный стаж 2 года 00 месяцев); спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров – 15 (льготный стаж 1 год 06 месяцев).
Справкой ОГУ «Томская база авиационной охраны лесов» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что охраны лесов» подтверждается выполнение Большаниным В.А. годовой нормы спусков с вертолета на спусковых устройствах с высоты: минимальной 10 метров, максимальной 30 метров и прыжков с парашютом с поршневых самолетов «Ан-2», реактивных самолетов «Ан-26» в ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с указанными данными льготный стаж составил 25 лет.
Таким образом, у Большанина В.А. имеется специальный стаж, предусмотренный Законом как основание для досрочного назначения пенсии.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, право Большанина В.А. на досрочное назначение пенсии по старости за работу в летном составе гражданской авиации должно быть восстановлено путем назначения пенсии с момента возникновения права на нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Большанина В.А. удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы Большанина В.А.
- в должности инструктора авиапожарной группы Томского механизированного отряда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
- в должности инструктора АПК Томского механизированного отряда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Засчитать в специальный стаж Большанина В.А. в льготном исчислении периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год за 1 год 6 месяцев льготного стажа,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год за 1 год 6 месяцев льготного стажа,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год за 1 год 6 месяцев льготного стажа,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 год за 1 год 6 месяцев льготного стажа,
назначив пенсию со дня обращения за ней, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области в пользу Большанина В.А. в счет возмещения судебных расходов 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления полного текста решения путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Л.А. Шукшина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>