о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр) и получение удостоверения единого образца



2-1153/11

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Думлер Ю.Г.,

с участием истца Гончарова В.Р.,

представителя истца Олесова А.А., действующего на основании устного ходатайства,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Гончарова В.Р. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности включить в реестр и выдать удостоверение единого образца,

установил:

Гончаров В.Р. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ) о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внесении в реестр учета граждан, обязании выдать удостоверение.

В обоснование заявленных требований указал, что он в период с . по проживал на территории Казахской ССР в населенных пунктах <адрес>.

С по проходил военную службу в <адрес>. За время пребывания на указанных территориях истец получил суммарную эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) и в Республике Казахстан был отнесен к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, получил удостоверение. В настоящее время истец является гражданином РФ.

На основании изложенного просил признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр), внести в реестр учета граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, выдать удостоверение установленного образца.

Ответчики – МЧС России, Департамент социальной защиты населения Томской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Департамент социальной защиты населения Томской области просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Суд на основании ч.4,5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Гончаров В.Р., его представитель Олесов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр) гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Во исполнение ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Указанная норма права не связывает нахождение гражданина в определенных населенных пунктах с датами производства ядерных взрывов, а связывает их проживание в этих населенных пунктах с указанным в законе периодом времени с 1949 года по 1963 год.

Меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.

Согласно п.1 «Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 634 отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Правительством Российской Федерации на основании расчетов доз облучения утверждены перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 162-р и от 15 марта 1995 г. № 356-р (в редакции распоряжения Правительства от 8 февраля 2002 г. № 156-р). Перечни составлены с учетом времени радиационного воздействия на население (даты взрывов, которые оказали это воздействие) и величины возможной полученной дозы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 01.12.1997г. № 18-П, от 19.06.2002г. № 11-П, от 24.02.2007г. № 960-О-П основанием для выполнения государством конституционной обязанности по возмещения вреда перед конкретным лицом является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Вопрос о возможности признания гражданина пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в случае, если гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне может быть разрешен судом в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В ходе судебного заседания установлен факт рождения истца в <адрес> Казахстана (свидетельство о рождении №) Матерью Гончарова В.Р. являлась Г..

Как следует из пояснений истца, его мать, Г. статуса пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имела.

Как следует из справки МОУ «В» Томского района № от Гончаров В.Р. прибыл из Казахской ССР.

Архивной справкой № (Л-20) от подтверждается проживание истца в период с по в <адрес> Казахской ССР.

Согласно паспорту Гончаров В.Р. является гражданином Российской Федерации.

<адрес>, в которых проживал истец, не включены в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-Р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002г. № 156-р).

Кроме того, истец проживал в данных населенных пунктах за пределами радиационного воздействия: с . по ., то есть после года.

Учитывая, что населенный пункт и период проживания истца не соответствует предъявленным Федеральным законодательством условиям, для установления социальных гарантий, истцу необходимо доказать факт получения соответствующей суммарной дозы облучения и причинно – следственную связь между фактом получение соответствующей дозы облучения и проведением ядерных испытаний.

Суммарные (накопленные) эффективные дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определяются в соответствии с порядком, установленным Методическими указаниями МУ 2.6.12574-2010г. «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. №5. Указанные рекомендации введены в действие с 04.05.2010 и вынесение официальных заключений иного содержания, чем предусмотрено в указанном порядке, не допускается.

Истцом в материалы дела представлен хромосомный анализ № от СО РАМН г.Томск Клинико-диагностическая лаборатория согласно которому, расчет эквивалентной дозы показал, что значение цитогенетической индикации облучения составляет сЗв.

Результаты хромосомного анализа, проведенного в отношении Гончарова В.Р., не могут быть приняты судом в качестве допустимого доказательства получения дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, так как не содержат выводов о том, какая часть из рассчитанной дозы получена истцом именно вследствие ядерных испытаний и, вообще, имеется ли такая часть.

Представленный истцом анализ проведен учреждением, которое имеет лицензию на проведение доврачебной помощи в области генетики, однако не является органом, уполномоченным на выдачу заключений о полученной дозе радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Документы, подтверждающие фактическое проживание Гончарова В.Р. в Городе <адрес>, в том числе удостоверение № от , не могут являться сами по себе доказательствами причинно- следственной связи между наличием суммарной дозы радиации у истца и испытаниями на Семипалатинском полигоне.

Справки с работы за период с об отсутствии во время контакта с источниками радиации, медицинские документы, подтверждающие, что после года методы лучевой терапии, терапии противоопухолевыми препаратами, радиоизотопные исследования за период лечения в поликлинике к Гончарову В.Р. не применялись также не доказывают наличие прямой причинно-следственной связи между фактом получения соответствующей дозы и ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне.

Иных доказательств в обоснование исковых требований, отвечающих требованиям относимости и допустимости, истцом не представлено.

Истец считает, что раз он признан подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ему выдано удостоверение, то и на территории Российской Федерации он также должен быть признан подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и ему должно быть выдано удостоверение установленного образца.

Вместе с тем суд находит данный довод несостоятельным.

Действительно, Гончарову В.Р. в соответствии с законодательством Республики Казахстан выдано удостоверение серии № от , согласно которому истец проживала в период с марта . по май . в <адрес> в зоне повышенного радиационного риска.

Во-первых, представленными доказательствами не подтверждается проживание истца в <адрес>.

Во-вторых, суверенитет - неотъемлемый сущностный признак государства. Необходимым условием обеспечения суверенитета России является верховенство Конституции и законов РФ на всей ее территории (ч.2 ст.4 Конституции РФ). Следовательно, на территории Российской Федерации не может применяться законодательство другого государства.

Предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.

Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Международные договоры, заключенные между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отсутствуют, в связи с чем отсутствуют и основания для применения при рассмотрении настоящего гражданского дела норм права Республики Казахстан.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Гончарову В.Р. в удовлетворении требований к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внесении в реестр учета граждан, обязании выдать удостоверение отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: решение не вступило в законную силу