2-1078/11
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
21 апреля 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Кущ Н.Г.,
при секретаре Погребковой Л.С.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Томска Карташева Я.Ю.,
представителя ответчика Голубкова Д.А. действующего на основании доверенности № от сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: г.Томск, <адрес>, в 25-ти метрах от автомойки.
В обоснование заявленных требований указал, что по адресу: г.Томск, <адрес>, в 25-ти метрах от автомойки в овраге располагается свалка, а именно: бытовые отходы, строительные отходы, картон, площадь свалки- кв.м., объем свалки- куб.м. Обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора возложена на администрацию г. Томска. Непринятие органом муниципального образования мер по ликвидации свалки по указанному адресу является прямым нарушением действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что, в свою очередь, нарушает права жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Просил возложить на администрацию г. Томска обязанность принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) общим объемом куб.м., расположенного по адресу: г.Томск, <адрес>, расположенной в 25 метрах от автомойки по указанному адресу.
В судебном заседании помощник прокурора Карташев Я.Ю. на заявленных требованиях настаивал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснил, что свалка располагается рядом с дорогой, т.е. на земле общего пользования.
Представитель ответчика Голубков Д.А. исковые требования не признал. Пояснил, что действительно, в этом районе располагается несанкционированное размещение отходов, однако истцом неправильно указано место его нахождения. Указал, что истцом также не представлено доказательств того, что земельный участок, на котором расположена свалка, относится к муниципальным землям.
Выслушав участников процесса, свидетеля, изучив письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Актом № от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области установлено, что по адресу: г.Томск, <адрес>, свалка находится около дороги в овраге в метрах от автомойки по указанному адресу, площадью свалки кв.м., объемом куб.м. Состав: бытовые отходы, строительные отходы, картон. Причина- отсутствие уборки территории, сброс неустановленными лицами.
Согласно акту от свалка расположена в метрах слева от автомойки «А» по адресу : г.Томск, <адрес>, объем свалки – куб.м.
Как следует из показаний свидетеля К., старшего государственного инспектора , принимавшей участие в составлении обоих актов, речь идет об одной и той же свалке, расположенной около дороги, на неогороженном участке земли.
В акте от , подписанном только представителями администрации Октябрьского района г.Томска, указано, что свалка располагается по адресу: г.Томск, <адрес>.
Проанализировав содержание данного акта, суд приходит к выводу, что он не подтверждает отсутствие свалки по указанному в исковом заявлении адресу, из показаний свидетеля К. следует, что привязать место нахождения свалки, о ликвидации которой просит Прокурор Октябрьского района г.Томска, к дому № не представляется возможным в связи с тем, что свалка находится на большом расстоянии от дома №, ближе к строению №.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что несанкционированное размещение отходов находится по указанному в исковом заявлении адресу.
Свалка расположена в Октябрьском районе г.Томска, то есть в пределах границ муниципального образования «город Томск».
Ст. 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.
Как следует из ст. 25 Устава г. Томска, принятого решением Томской городской думы от 04.05.2010г. № 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр города Томска - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация города Томска - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
Несанкционированное размещение отходов (свалка) объемом куб.м. по адресу: г.Томск, <адрес>, около дороги в овраге в метрах слева от автомойки по указанному адресу, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Таким образом, Администрация г. Томска обязана принять меры по организации вывоза, утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), общим объемом куб. метров по адресу: г.Томск, <адрес>, около дороги в овраге в метрах от автомойки по указанному адресу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия по указанному адресу несанкционированного размещения отходов, а также доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок, на котором расположена свалка, не относится к муниципальным землям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района города Томска удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) объемом куб.м., расположенной по адресу: г.Томск, <адрес>, около дороги в овраге в метрах от автомойки по указанному адресу.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: решение не вступило в законную силу