2-1098/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Черных О.Г.,
с участием:
истца Лисовской М.В.
представителя третьего лица Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,
при секретаре Цыгановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Лисовской М.В. к администрации г.Томска, о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,
установил:
Лисовская М.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Томска о предоставлении жилого помещения вне очереди.
В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ г по ДД.ММ.ГГГГ г. обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в ОГОУ НПО «Профессиональное училище №», ДД.ММ.ГГГГ обучение было окончено. Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № была включена в общие списки очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и взята на учет как воспитанница детского дома. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. – общая очередь №, по спискам детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. На настоящий момент не имеет жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности жилого помещения и не является членом семьи собственника жилого помещения. Закрепленное на ней жилое помещение в доме по адресу: <адрес>, на основании распоряжения Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, было снесено ДД.ММ.ГГГГ в связи с пожаром.
Представитель ответчика - Администрации г. Томска, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель Горовцова И.В. предоставила отзыв на исковое заявление, где просила рассмотреть дело в свое отсутствие. По существу исковых требований указала следующее. Администрация г.Томска раз в год предоставляет списочно администрации Томской области сведения о количестве лиц из числа детей сирот поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящий момент размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, т.к. в ДД.ММ.ГГГГ году на исполнение данных полномочий выделена субвенция в размере --- тысяч рублей, в то время как на учете в районных администрациях состоит более 70 лиц из числа детей-сирот имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Считает, что они являются ненадлежащим ответчиком. Просит отказать в иске в полном объеме.
Представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Поддержала доводы, указанные в отзыве на иск, согласно которым истцу не должно предоставляться жилое помещение как ребенку – сироте, поскольку за нею ранее закреплялось жилое помещение, которое в результате пожара было признано непригодным для проживания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Лисовской М.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно свидетельству о рождении серии II-ОМ № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Лисовская М.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись №, родителями указаны: мать – Л ЛА, отец – Л ВН. Об этом же свидетельствует и справка о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Ленинского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Лисовская Л.А. была лишена родительских прав в отношении Лисовской М.В.
Постановлением Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска №-о от ДД.ММ.ГГГГ и путевки Департамента образования г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ Лисовская М.В. была передана на полное государственное обеспечение в Томское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Томского областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №» Лисовская М.В. находилась в данном учреждении на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ.
Факт наличия права у истца на получение жилого помещения вне очереди подтверждается следующими доказательствами:
- исходя из представленного свидетельства № серии <адрес>1 Лисовская М.В. окончила ОГОУ НПО «Профессиональное училище №».
- распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ст. 51 ЖК РФ, а также поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В списках общей очереди номер истца - ---, в льготном списке детей сирот №, согласно представленной справки № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ленинского района г. Томска.
- сведениями УФРСГРКиК по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что в собственности у Лисовской М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не имеется недвижимого имущества.
- как следует из сведений о регистрации права собственности, выданной Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Лисовской М.В. сведения о наличии прав на недвижимое имущество отсутствуют по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ т
- в настоящее время Лисовская М.В. зарегистрирована по адресу: г.Томск, <адрес>, №.
- из справки Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником домовладения № по <адрес> в г. Томске являлась Лисовская Л.П.
- согласно свидетельству о смерти I-ОМ № от ДД.ММ.ГГГГ ЛЛП, ДД.ММ.ГГГГ гр. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта смерти №.
- как следует из постановления Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ за Лисовской М.В. закреплено жилое помещение по адресу: г. Томск, ул. <адрес>
- согласно справке выданной МЧС России Государственной пожарной службой по Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: г. Томск, <адрес> произошел пожар, указано, что дом не пригоден для проживания.
- актом № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <адрес> в г. Томске снесен. Запись о правах на указанный дом отсутствует в едином реестре объектов капитального строительства, что подтверждается справкой №В-1 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Томской области.
Таким образом, Лисовская М.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем, на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В силу ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика в опровержение указанных выше обстоятельств доказательств не представлено.
Довод администрации Томской области о том, что истца стоило поставить на учет граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания по ч.2. ст. 57 ЖК РФ суд не принимает исходя из следующего. Истец имеет право на предоставление внеочередного жилья как ребенок-сирота, и как гражданин, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодными для проживания. Основание предоставления истец вправе выбрать самостоятельно, что истцом и сделано. Пожар произошел до совершеннолетия истца, когда обязанности содержать данное жилое помещение у нее не было.
В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).
В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.
Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008 года № р344 (в ред. от 08.04.2010) «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).
Решением Думы города Томска от 13.12.2005года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Лисовской М.В. жилое помещение. В связи с чем, администрация города Томска является надлежащим ответчиком, исковые требования к ней являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лисовской М.В. к Администрации города Томска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Томска предоставить Лисовской М.В. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее --- квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Судья:
Решение не вступило в законную силу
Опубликовать в сети Интернет «____»___________________2011 г.
Судья: ОГ Черных