решение о признании незаконным отказа в выделе земельного участка



Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

03 мая 2011 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.

при секретаре Ананьевой Е.И.,

с участием заявителя Ольштрем А.П., его представителя Воронкова А.В.,

представителей заявителя Макаренко Е.Н. - Макаренко А.В., Воронкова А.В.,

представителя Администрации г. Томска Осипова А.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Ольштрем А.П., Макаренко Е.Н. о признании незаконным решения Администрации г. Томска об отказе в издании постановления о предоставлении земельного участка в собственность, наложении обязанности в издании постановления,

установил:

Ольштрем А.П., Макаренко Е.М. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г.Томска об отказе в издании постановления о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для эксплуатации и обслуживания принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома. Кроме того, просят обязать издать постановление Администрации г.Томска о предоставлении им в общую долевую собственность указанного земельного участка для эксплуатации и обслуживания принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились на имя Мэра г.Томска с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка по адресу <адрес> для эксплуатации и обслуживания принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома.

Письмом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № им было отказано в предоставлении указанного земельного участка на праве собственности и предложено оформить его на праве аренды. В обоснование невозможности были приведены следующие доводы: "Согласно регламенту работы администрации г.Томска, указанный проект постановления был направлен на согласование в правовой комитет администрации г.Томска, которым было отказано в согласовании вышеуказанного постановления, поскольку участок частично расположен в границах утвержденных в установленном порядке красных линий."

Земельный участок, на котором расположен принадлежащий им на праве общей долевой собственности жилой дом, уже образован в соответствии с Постановлением Администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № "Об образовании земельного участка, местоположение которого: <адрес>, необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома", в котором указано: "выделить на земельном участке, местоположение которого: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (учетный номер №) часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (учетный номер №), установив на ней ограниченный режим использования в габаритах красных линий."

Пунктом 4 вышеуказанного Постановления заявители уполномочены на обращение в органы кадастрового учета для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Ссылаясь на пункты 3, 7, 8 ст. 36 ЗК РФ, п.4 ст.50 Устава г.Томска, считают, что в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должно было быть издано постановление Администрации г.Томска о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка. Отказ Администрации г.Томска в согласовании указанного постановления и есть незаконное решение.

Только получение ДД.ММ.ГГГГ письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ позволило им узнать о том, что имеется незаконное решение, нарушившее их право на получение земельного участка в собственность.

В судебном заседании заявитель Ольштрем А.П., представитель заявителя Макаренко Е.Н. – Макаренко А.В., представитель заявителей – Воронков А.В., поддержали заявленные требования.

Представитель заявителей Воронков А.В. пояснил, что в данном деле спор о праве отсутствует, Администрация г.Томска должна только издать постановление о передаче земельного участка в собственность. Срок обращения в суд полагал не пропущенным, поскольку заявителями об их нарушенном праве стало известно только ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Томска Осипов А.О. полагал требования удовлетворению не подлежащими, поскольку заявителями пропущен срок на обжалование решения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебное заседание не явились: заявитель Макаренко Е.Н., просившая о рассмотрении дела в свое отсутствие, представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска, который надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не известил.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно п.2 ст.11, ст.29, п.5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности граждане обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в орган местного самоуправления, уполномоченный решить вопрос о предоставлении данного земельного участка, с приложением к указанному заявлению кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п.п. 1.35, п.1 ст.40 Устава г.Томска, Администрация г.Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством.

Согласно п.п.1.1 п.1 ст.36 Устава г.Томска, Мэр г.Томска представляет Администрацию г.Томска в отношениях с органами местного самоуправления, органами государственной власти, физическими и юридическими лицами, без доверенности действует от имени Администрации г.Томска, а также обеспечивает исполнение Администрацией г.Томска полномочий исполнительного органа местного самоуправления (п.п. 1.3 п.1 ст.36 Устава).

В соответствии с п. 3.1.1, 4.7 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, утвержденного Решением Думы г.Томска от 24.05.2005 №916, является подготовка проектов решений (муниципальных правовых актов) в области управления и распоряжения земельными участками, обособленными водными объектами, расположенными в границах муниципального образования "Город Томск", предусмотренных земельным, водным и градостроительным законодательством (в том числе, об образовании, предоставлении, изъятии земельных участков, резервировании земель, установлении предусмотренных законодательством сервитутов и др.), а также рассмотрение в установленном порядке обращений физических и юридических лиц по предмету своей деятельности.

В ходе судебного заседания установлено, что Макаренко Е.М., Ольштрем А.П. принадлежит по 1\2 доле в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с Постановлением Администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №з "Об образовании земельного участка, местоположение которого: <адрес>, необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома", земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителям на праве общей долевой собственности жилой дом, образован площадью <данные изъяты> кв.м., с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом праве территории, в котором указано: "выделить на земельном участке, местоположение которого: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (учетный номер №) часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (учетный номер №), установив на ней ограниченный режим использования в габаритах красных линий."

В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились на имя Мэра г.Томска с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка по адресу <адрес> для эксплуатации и обслуживания принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома.

Из имеющегося в материалах дела ответа Департамента строительства и архитектуры администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ольштрем А.П. и Макаренко Е.Н. правовым комитетом Администрации г.Томска отказано в согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что участок частично расположен в границах утвержденных в установленном порядке красных линий. "

Данный ответ был получен заявителями ДД.ММ.ГГГГ, что ими не оспаривается и не отрицается представителем заинтересованного лица – администрации г. Томска.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования образуются из земель поселений и могут включаться в состав различных территориальных зон. К их числу отнесены по их назначению земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ, такие земельные участки не подлежат приватизации.

Как установлено ст. 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервирований земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст. 34 ГрК РФ, границы территориальных зон могут устанавливаться, наряду с прочим, по красным линиям.

Согласно п. 11 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Как было предусмотрено ст. 17 ранее действовавшего Федерального закона № 28-ФЗ от 02.01.2000 г. «О государственном земельном кадастре» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.06.2006 № 93-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ), сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий должны были вноситься в документы государственного земельного кадастра, а с момента введения в действие Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ, от 08.05.2009 № 93-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ, от 21.12.2009 № 334 – ФЗ, от 27.12.2009 № 343-ФЗ) - в государственный кадастр недвижимости на основании данных, полученных от органов государственной власти или местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны (ст. ст. 1, 4, 7,15).

Полагая, что в удовлетворении заявленных требований заявителям надлежит отказать, представитель заинтересованного лица указал, что наличие красных линий на спорном земельном участке усматривается из решения Томского горисполкома № 407р от 15.04.91 г. об утверждении проекта детальной планировки центральной части города Томска.

Вместе с тем, решение Исполкома Томского городского Совета народных депутатов от 15.04.1991 г. № 407р (л.д.22), на которое сослался представитель заинтересованного лица, сведений об установлении красных линий на конкретной территории не содержит. Каких-либо иных правоустанавливающих документов, подтверждающих правовой режим спорного земельного участка как относящегося к землям общего пользования и не подлежащего приватизации, которые предусмотрены приведенными выше нормами, в том числе и Выписки из государственного земельного кадастра, который велся ранее, или кадастра недвижимости, который ведется в настоящее время, содержащей сведения о государственной регистрации указанных красных линий, в судебное заседание администрацией г.Томска, в нарушение требований ст. ст. 56, 57, ч.1 ст.249 ГПК РФ, представлено не было.

Исходя из изложенного, а также из положений ст. 42 ГрК РФ, предусматривающей обязательное наличие проекта планирования территории, состоящего как из основной части, включающей в себя чертежи, отображающие, наряду с прочим, красные линии, так и из пояснительной записки, которая должна содержать описание и обоснование положений, касающихся, в числе прочего, определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, который в дело представлен не был, суд находит несостоятельным как не основанный на доказательствах то, что спорный земельный участок относится к земельным участкам общего пользования и находится в границах красных линий.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ в редакции от 05 апреля 2011 г.). При этом указанные в исключении из общего правила земельные участки не должны быть заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности физических и юридических лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Исходя из анализа приведенных норм, установив, что на спорном земельном участке расположено принадлежащее заявителям на праве собственности жилое помещение, и доказательств, которые бы свидетельствовали об отнесении данного участка к земельным участкам общего пользования, а также того, что данный земельный участок изъят, не представлено, суд находит неправомерным отказ администрации г.Томска как не имеющий законных оснований для отказа Ольштрем А.П. и Макаренко Е.М. в предоставлении спорного земельного участка в собственность.

При этом суд не принимает доводы представителя заинтересованного лица о пропуске заявителями срока на обжалование решения администрации. Так, судом установлено, что решение администрации получено ДД.ММ.ГГГГ, в суд же они обратились ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок.

Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно п.п. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска Администрация города Томска является органом местного самоуправления.

Согласно п.п. 1.25 п.1 ст. 39 Устава г.Томска (в ред. решения Думы г. Томска от 01.03.2011 N 78) Администрация города Томска в соответствии с законодательством управляет и распоряжается земельными участками, расположенными в границах муниципального образования, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки, взимает плату за аренду и выкуп земельных участков.

Поскольку решение данного вопроса относится к исключительной компетенции Администрации г.Томска, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на Администрацию г.Томска принять решение по заявлению Ольштрем А.П. и Макаренко Е.М. о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу Томск, <адрес> в соответствие с действующим законодательством в установленный ст. 36 ЗК РФ срок.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Ольштрем А.П., Макаренко Е.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу : г<адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер №, доведенный до Ольштрем А.П. и Макаренко Е.Н. письмом Департамента строительства и архитектуры Администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию г.Томска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлениям Ольштрем А.П., Макаренко Е.Н. о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного текста решения.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Л.А. Шукшина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>ь