№ 2-1065/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Николаенко Е.С.
при секретаре Шишовой Е.П.
с участием
истца Гордиенко Г.С.
представителя ответчика Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Гордиенко Г.С. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости, обязании включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периоды отпуска без сохранения заработной платы и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, назначении досрочной пенсии по старости,
Установил:
Гордиенко Г.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Томске) о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости, обязании включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периоды отпуска без сохранения заработной платы и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что в октябре 2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения истцу были засчитаны 27 лет 5 месяцев 13 дней; исключено 2 года 10 месяцев 29 дней, а в назначении досрочной трудовой пенсии отказано. Из специального трудового стажа были исключены периоды отпусков без сохранения заработной платы общей продолжительностью 3 месяца 4 дня и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью 2 года 7 месяцев 25 дней, с чем истец не согласна. На момент вступления истца в трудовые отношения 03.04.1979 г. действующее законодательство не предусматривало исключения из специального трудового стажа периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, а, следовательно, указанные периоды должны быть включены в специальный трудовой стаж. Действующее пенсионное законодательство не может ущемлять ее права, а действие закона не должно распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Истец просит суд
- признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Томска Томской области от ДД.ММ.ГГГГ
- Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Томска Томской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы: с 04.01.1981 г. по 06.01.1981 г., с 25.05.1982 г. по 27.05.1982 г., 03.09.1982 г., с 10.09.1984 г. по 14.09.1984 г., с 31.08.1985 г. по 02.09.1985 г., с 22.05.1990 г. по 23.05.1990 г., с 01.10.1990 г. по 05.10.1990 г., с 21.04.1992 г. по 23.04.1992 г., с 31.03.1994 г. по 01.04.1994 г., с 16.03.1995 г. по 17.03.1995 г., с 19.06.1995 г. по 05.07.1995 г., с 04.03.1996 г. по 05.03.1996 г., с 30.07.2001 г. по 03.09.2001 г., с 29.04.2002 г. по 08.05.2002 г., 18.05.2002 г.. 18.04.2003 г., с 11.01.2005 г. по 12.01.2005 г. отпуска без сохранения заработной платы суммарной продолжительностью периодов - 3 месяца 4 дня; с 28.03.1997 г. по 22.11.1999 г. время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период работы в ФГУЗ <данные изъяты>, продолжительностью периода 2 года 7 месяцев 25 дней, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признала, письменные возражения на иск представила в виде письменного отзыва. В судебном заседании полагала, что заблуждение истца по поводу принадлежащих ей прав в отношении не включенных спорных периодов и не знание истцом законодательства, не может явиться основанием для назначения ей досрочной трудовой пенсии.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с Конституцией РФ основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Закон №173-Ф3 от 17.12.2001 г.). В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 17.12.2001 г. трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Таким образом, в случаях, предусмотренных настоящим законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
При этом, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. Правительство РФ вправе утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по указанному основанию и правила исчисления периодов работы для досрочного назначения пенсии.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
При исчислении продолжительности специального стажа за период до 01.01.2002 года, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, при определении права на трудовую пенсию, возможно руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства. К периодам работы до 01.01.2002 г. могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги - далее Список и Правила 1991 г.; за периоды работы после 01.11.1999 г. - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.
Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, относится к компетенции законодателя и Правительства Российской Федерации.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Томске от ДД.ММ.ГГГГ № Гордиенко Г.С. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы. По подсчетам ответчика стаж работы, дающей право Гордиенко Г.С. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по состоянию 10.01.2010, то есть на день обращения за назначением пенсии составил 27 лет 5 месяцев 13 дней, при необходимом стаже 30 лет.
В специальный трудовой стаж истца согласно п.п.4, 5 Правил от 11.07.2002 не включены периоды отпуска без сохранения заработной платы суммарной продолжительностью периодов - 3 месяца 4 дня: с 04.01.1981 г. по 06.01.1981 г., с 25.05.1982 г. по 27.05.1982 г., 03.09.1982 г., с 10.09.1984 г. по 14.09.1984 г., с 31.08.1985 г. по 02.09.1985 г., с 22.05.1990 г. по 23.05.1990 г., с 01.10.1990 г. по 05.10.1990 г., с 21.04.1992 г. по 23.04.1992 г., с 31.03.1994 г. по 01.04.1994 г., с 16.03.1995 г. по 17.03.1995 г., с 19.06.1995 г. по 05.07.1995 г., с 04.03.1996 г. по 05.03.1996 г., с 30.07.2001 г. по 03.09.2001 г., с 29.04.2002 г. по 08.05.2002 г., 18.05.2002 г.. 18.04.2003 г., с 11.01.2005 г. по 12.01.2005 г. и период с 28.03.1997 г. по 22.11.1999 г. - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период работы в ФГУЗ ДД.ММ.ГГГГ так как период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включается в специальный стаж только до 06.10.1992 года.
Нахождение в указанные периоды истца в отпусках без сохранения заработной платы, предоставленных истцу по ее инициативе (заявлению) и в отпуске по уходу за ребенком подтверждается справкой работодателя ФГУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Справка содержит конкретный перечень указанных отпусков со ссылкой на их основания предоставления – приказы и истцом данные периоды не оспариваются.
Согласно пунктов 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.1.2.2001 г. №173 - ФЗ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 (Правила от 11.07.2002 г. №516), в специальный стаж засчитывается только периоды работы в течение полного рабочего дня, а также периоды пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно Разъяснениям Госкомитета СССР по труду социальным вопросам от 29.11.1989 г. №23/24-11 льготы во включении периода отпуска по уходу в специальный стаж предусматривались только для отпуска по уходу за ребенком 1,5 лет и с учетом правовой нормы КЗОТ только до 06.10.1992 г.
Из справки работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец в период с 28.03.1997 г. по 22.11.1999 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", если отпуск по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости на основании ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" имел место до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗОТ РФ (6 октября 1992 года), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
С учетом приведенных правовых норм, пенсионное законодательство связывает право на льготное пенсионное обеспечение не только с фактом трудоустройства. Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в тот период действия Закона, когда он не предусматривал право на включение указанного периода в специальный стаж, что означает, что у истца такого права не имелось, что не может расцениваться как ущемление ее прав на льготное пенсионное обеспечение. Кроме того, на момент трудоустройства истца в 1979 году, льготы по включению периода отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж законодательство не предусматривало.
Таким образом, период отпуска по уходу за ребенком после 06.10.1992 г. в связи с изменением трудового законодательства не подлежит включению в специальный стаж, и требования истца по указанному периоду не подлежат удовлетворению.
Не подлежат включению в специальный стаж и периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы.
Согласно Правилам от 1991 г., 1999 г., 2002 г. и правовой норме пп. 20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в специальный стаж включается период работы, а периоды, когда работник не работает, по общему правилу не подлежат включению.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в специальный трудовой стаж включается работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня, ежегодные отпуска, а также периоды выплаты пособия по государственному и социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно ст. 76 КЗоТ РСФСР, ст. 128 Трудового кодекса РФ предусматривалась возможность предоставления отпуска без сохранения заработной платы. Периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы в указанные истцом периоды не могут быть учтены в общий трудовой стаж, т.к. не являются отпусками, предусмотренными трудовым законодательством, которые включаются в специальный трудовой стаж.
В указанные периоды не начисляется заработная плата и не производятся отчисления в ПФР.
Отпуска без сохранения заработной платы не подлежат зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, так как в эти периоды истец не выполняла работу (нагрузку), дающую ей право на льготное исчисление пенсии.
В судебном заседании установлено и истцом не оспаривалось, что дни без сохранения заработной платы предоставлялись ею работодателем в связи с личными, семейными обстоятельствами. Доказательств выполнения работы в указанные периоды, истцом в материалы дела не представлено.
Согласно решению УПФ РФ в г. Томске специальный трудовой стаж работы истца составил 27 лет 5 месяцев 13 дней, в связи с чем, в назначении досрочной пенсии с момента обращения истца за ее назначением отказано правомерно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Гордиенко Г.С. о возложении обязанности на Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости, обязании включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периоды отпуска без сохранения заработной платы и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, назначении досрочной пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
На момент размещения на сайте решение не вступило в законную силу.