№
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
03 мая 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Ананьевой Е.И.,
представителя процессуального истца – помощника прокурора Советского района г. Томска Муковозова Р.А.,
представителя материального истца Попова С.Г. – Жигульской В.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком <данные изъяты>,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска в интересах Попова С.Г. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включения периода работы в общий трудовой стаж, произведении перерасчета пенсии
установил:
Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд с иском в интересах Попова С.Г. к ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО, с учетом изменения требований ДД.ММ.ГГГГ просит:
- признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из общего и страхового стажа Попова С.Г. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО включить Попову С.Г. в общий трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>;
- обязать ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО произвести Попову С.Г. перерасчет трудовой пенсии по старости в связи с включением в общий трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указал, что Попов С.Г. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № его период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> включен в общий трудовой и страховой стаж частично до ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что после постановки на индивидуальный (персонифицированный) учет сведения о таком периоде работы отсутствуют на индивидуальном лицевом счете истца.
По мнению прокурора, размер пенсии, назначенной с ДД.ММ.ГГГГ, должен быть установлен с учетом включения в общий трудовой и страховой стаж вышеуказанного периода работы, в связи с чем, обратился в суд.
В судебном заседании представитель прокурора и представитель истца требования поддержали, дали пояснения в объеме искового заявления. Считают, что главным документом, подтверждающим период работы, является трудовая книжка, которая была представлена в пенсионный орган. О том, что работодатель не представил в установленном порядке сведения о нем, истец не мог знать, поэтому не должен за это нести негативные последствия.
Представитель ответчика исковые требования не признала, поддержав отзыв на иск. В отзыве указано, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Попов С.Г. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в ПФР с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому с указанной даты сведения о его трудовом стаже учитываются на основании его индивидуального лицевого счета (ИЛС) по данным ПФР. Работодатель Попова С.Г. за спорный период не предоставил в ПФР сведения о стаже застрахованного лица, поэтому учесть стаж после даты регистрации в системе ПФР — а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Обязанность по перерасчету в связи с не включением спорного периода не возникает, так как на заявителе лежит обязанность предоставлять необходимые для назначения пенсии документы. Вины Управления не усматривается, поэтому производить перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ нет оснований.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Между истцом и ответчиком возникли пенсионные правоотношения, которые регулируются следующими нормативными правовыми актами.
Статьей 3 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ №173-ФЗ), согласно которой право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 7 ФЗ № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 7 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.
Истцу назначена трудовая пенсия по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно при неполном льготном стаже в 9 лет 1 месяц 5 дней, что подтверждается материалами дела и не спаривается сторонами.
В качестве основание для перерасчета пенсии с ДД.ММ.ГГГГ истец указывает на неправомерное исключение из общего трудового и страхового стажа спорного периода работы.
Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую, в том числе, включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, подтверждается следующими доказательствами:
- записями № трудовой книжки истца, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу в должности <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по собственному желанию.
- справкой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве <данные изъяты>.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности пояснений истца, представленных им доказательств, в подтверждении работы в спорный период, поскольку они соответствуют п.п. 40, 41 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555) содержат номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи. Согласно п. 40 данный правил, документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи. В соответствии с п. 41 указанный Правил записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Суд отвергает доводы ответчика о том, что периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица), подлежат учету в силу п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (утв. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, исключительно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Согласно п. 2 ст. 13 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст. 25 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными нормами, следует вывод о том, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Данные выводы суда не противоречат правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П признаны противоречащими Конституции РФ пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П" указывается на то, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года).
Поскольку в соответствии со ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер пенсии, истцу производится по принципу календарного исчисления фактического периода работы, включение (зачет) в общий трудовой стаж спорных периодов работы влечет право на увеличение стажевого коэффициента для перерасчета пенсии, в силу прямого указания закона.
Выпиской застрахованного лица Попова С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями стороны ответчика подтверждается, что при определении размера пенсии спорный период работы не учитывался.
Решением Пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истец обращался с требованием о перерасчете пенсии в связи с включением в общий трудовой страж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, во включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Согласно ст. 39 КЗоТ РСФСР, действовавшем в оспариваемый истцом период, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочего или служащего. Трудовые книжки велись в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 и Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС от 20.06.1974 №162, в редакции от 02.08.1985. В разделе трудовой книжки «Сведения о работе» записи о наименовании работы или должности, на которую принят работник производятся: для рабочих - в соответствии с наименованием профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.
Вины истца в том, что работодатель, внеся в его трудовую книжку запись о его работе, не осуществлял перечисления страховых взносов — нет.
Согласно п. 3 ст. 18 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-Ф3 орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. В соответствии с п. 3 ст. 19 данного ФЗ в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. В соответствии с пунктом 11 раздела третьего Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №17/19пб при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии...
В судебном заседании установлено, что Пенсионный орган обращался к <данные изъяты> с требованием предоставить сведения индивидуального (персонифицированного) учета за ДД.ММ.ГГГГ года, такие сведения в отношении Попова С.Г. представлены не были. Тем самым, при сборе необходимых документов оспариваемый период мог быть зачтен истцу в общий трудовой стаж.
Согласно п. 2 ст. 23 ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия (часть трудовой пенсии по старости). Не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
По смыслу данной нормы и закона в целом в случае назначения пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено пенсионным законодательством, право на получение пенсии также подлежит защите без ограничения каким-либо сроком, независимо от того, когда гражданином были обнаружены обстоятельства, повлекшие неполучение пенсии, то есть в данном случае с момента возникновения такого права у Попова С.Г. в силу возраста, с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района г. Томска к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включения периода работы в общий трудовой стаж, произведении перерасчета пенсии
и - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из общего и страхового стажа Попова С.Г. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области включить Попову С.Г. в общий трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
Обязать Государственное учреждение–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области произвести Попову С.Г. перерасчет трудовой пенсии по старости в связи с включением в общий трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в полном объеме путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска.
Судья: