о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда



№ 2-1389/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Величко М.Б.,

при секретаре Аплиной АР,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Бажиной ЛО о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска по заявлению о признании жилого помещения непригодным для проживания,

у с т а н о в и л:

Бажина Л.О. обратилась в суд с требованием о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска (далее по тексту межведомственная комиссия) по заявлению о признании жилого помещения – <адрес>, непригодным для проживания.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

Бажина Л.О. является собственником помещения в названном жилом доме. 05.10.2010 в результате пожара дом, по мнению заявителя, стал непригодным для проживания. Межведомственная комиссия отказывает в рассмотрении вопроса о пригодности к проживанию дома, в котором у заявителя имеется на праве собственности жилое помещение, ссылаясь на отсутствие полномочий по принятию соответствующих решений в отношении частного жилого фонда.

В судебное заседание заявитель не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя, что судом удовлетворено, поскольку в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению заявления.Представитель заявителя Большанина Н.С., выступающая на основании доверенности от 07.04.2011 сроком на 3 года, пояснила, что фактически заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания не рассматривалось, поэтому оспаривается бездействие межведомственной комиссии, данное бездействие нарушает права заявителя, поскольку той без принятия данного решения как погорельцу не может быть предоставлено жилое помещение из маневренного жилищного фонда, также как она не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель заявителя в судебном заседании просила:

- признать указанное бездействие межведомственной комиссии по рассмотрению по существу вопроса о признании жилого дома <адрес> непригодным к проживанию незаконным;

- обязать межведомственную комиссию рассмотреть заявление о признании жилого дома <адрес> непригодным к проживанию по существу, принять одно из предусмотренных законодательством решений.

Представитель Администрации г. Томска Герасимов В.В., выступающий на основании доверенности № 518 от 03.02.2011 сроком на 1 год, заявление считал не подлежащим удовлетворению, в обоснование указав, что межведомственная комиссия не обязана рассматривать заявления собственников жилых помещений и принимать по ним решения о признании их непригодными для проживания.

Заслушав пояснения участников, исследовав письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Предметом настоящего рассмотрения является вопрос о соответствии действий должностных лиц органа местного самоуправления закону и иным нормативным актам, предусматривающим регулирование отношений по признанию жилых помещений непригодными для проживания, соблюдении прав граждан при рассмотрении данных обращений.

Отношения по признанию жилых помещений непригодными для проживания регламентируется Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту Положение), нормативными актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятым по данным вопросам.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 7 Положения признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п.п. 1.6 ч. 1 ст. 8, п.п. 1.11, 1.13. п.1 ст. 40 Устава Города Томска к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; администрация Города Томска осуществляет, в том числе, следующие полномочия: обеспечивает малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда; осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений действующим законодательством.

Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, непригодными для проживания граждан. Помимо этого закреплено, что указанный орган вправе передать полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений непригодными для проживания граждан межведомственной комиссии, создаваемой специально для принятия решения о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Учитывая, что данная норма порождает публичное правоотношение, сущностью которого (в отличие от гражданского правоотношения) является то, что закрепление в нормативно-правовом акте правомочия органа, является обязанностью органа по их осуществлению.

Таким образом, орган местного самоуправления обязан осуществлять правомочия по вопросу признанию частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, непригодными для проживания граждан самостоятельно либо передать данные полномочия межведомственной комиссии, создаваемой специально для принятия решения о признании помещения непригодным для проживания граждан.

Аналогичный вывод содержится и в определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2008 № 1014-О-О, в котором указано, что норма п. 8 Положения о признании помещения непригодным для проживания, устанавливающая право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, непригодными для проживания граждан, не предусматривает возможность произвольного принятия или непринятия решения.

Постановлением мэра г. Томска «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 28.02.2006г. № 95 создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда с целью признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, которой делегированы полномочия по оценке соответствия частных жилых помещений, находящихся на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных (муниципальных) нужд и расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Указанным постановлением межведомственной комиссии предписано при принятии решений руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям урегулирована пунктом 44 Положения и включает в себя следующие этапы:

- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

- определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

- определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Таким образом, основанием для работы межведомственной комиссии является заявление собственника помещения или заявление гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.

Согласно п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

П. 42 Положения предписывает комиссии на основании заявления собственника помещения проводить оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признавать жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

В силу положений п. 47 Положения (в редакции от 02.08.2007 года) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения;

- о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Из материалов дела следует, что Бажина Л.О. на основании договора дарения от 24.07.2001 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области 14.01.2010.

Согласно ответам администрации г. Томска № 3820 от 03.11.2010, № 7484 от 09.12.2010 и № Б-135 от 15.02.2011 от Бажиной Л.О. поступило заявление в межведомственную комиссию о рассмотрении вопроса о признании принадлежащего ей дома непригодным к проживанию в связи пожаром.

В соответствии с п. 45 Положения заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Согласно пояснениям представителя заявителя совместно с заявлением в межведомственную комиссию был представлен полный пакет документов, иные документы не требовались.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности действий или бездействия, возлагается на орган, совершивший оспариваемое действие (бездействие).

Представитель администрации г. Томска в обоснование законности бездействия межведомственной комиссии на отсутствие обращения заявителя, непредоставления последним необходимого пакета документов не ссылался, напротив, представил ответ Администрации г. Томска от 03.11.2010 № 3820, из которого следует, что Бажина Л.О. с заявлением обращалась 21.10.2010, которое зарегистрировано за вх. № 605.

Учитывая факт обращения Бажиной Л.О. с заявлением о признании жилого помещения, расположенного в доме <адрес>, непригодным для проживания, которое было зарегистрировано 21.10.2010, представителем администрации г. Томска не оспаривается, также не оспаривается, что по существу данное заявление не рассматривалось, а принималось решение об отказе в его рассмотрении, в связи с чем в судебном заседании установлено бездействие органа.

Данное бездействие нарушает право заявителя на оценку соответствия частных жилых помещений, находящихся на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных (муниципальных) нужд и расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», установленным требованиям и по признанию этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», нарушение прав заявителя подтверждается следующим:

- справкой от 21/122010 № 59/2010, актом о пожаре от 05/10/2010, согласно которым 05/10/2010 г. в жилом помещении <адрес> произошел пожар, в результате которого сгорела и обрушилась крыша жилого дома, сгорела пристройка входного тамбура;

- ответом администрации Ленинского района г. Томска от 17/02/2011 № 32, согласно которому отсутствие решения о признании дома непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, препятствует рассмотрению вопроса о предоставления жилого помещения маневренного фонда.

В судебном заседании установлено, что процедура проведения работы комиссии по рассмотрению заявления нарушена, межведомственной комиссией допущено бездействие по рассмотрению заявления в установленном порядке, а именно:

- не определен перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям;

- не определен состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано непригодным либо пригодным к проживанию;

- не проведена работа по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

- не составлено заключение о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания;

- не решен вопрос о необходимости проведения обследования органом местного самоуправления;

- не принято решение по итогам работы комиссии.

Суд считает указанное бездействие незаконным, поскольку согласно рассмотренным на заседании комиссии документам имелись данные, свидетельствующие о собственнике, о повреждении жилого помещения в результате пожара, дополнительные материалы от заявителя не истребовались.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое судом бездействие нарушает действующее законодательство, препятствует учету фактического состояния оцениваемого объекта, тем самым нарушает права заявителя на проживание в безопасном жилом помещении.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) (Извлечение)) принятие таких решений является исключительной компетенцией межведомственных комиссий и органов местного самоуправления, бездействие которых граждане могут обжаловать

В связи с этим суд считает, что устранение препятствий в реализации заявителем своего права должно быть возложено на межведомственную комиссию администрации г. Томска.

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2 исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст.12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, суд вправе проверить в соответствии с действующим законодательством бездействие указанного органа, но не имеет полномочий обязать орган местного самоуправления принять определенное решение.

Аналогичное положение содержится в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2, согласно которому, в случае признания бездействия незаконным, суду следует обязать соответствующий орган рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Бажиной ЛО удовлетворить.

Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска по рассмотрению заявления Бажиной ЛО о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного в доме <адрес>.

Обязать межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления Бажиной ЛО о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного в доме <адрес>, и принятия решения по результатам рассмотрения в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: