о признании подвергшимся радиационному воздействию



Дело № 2-1219/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 мая 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Величко М.Б.

при секретаре Аплиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Скрипникова АВ к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца,

у с т а н о в и л:

Скрипиников А.В. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту МЧС России), просит:

- признать подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах с получением суммарной дозы облучения 5 сЗв (бэр);

- обязать Департамент социальной защиты населения Томской области внести истца в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- обязать МЧС России выдать удостоверение единого образца.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

Скрипников А.В. проживал с апреля 1962 по июль 1962 года и с мая 1969 по июнь 1980 года в <адрес>, а с июля 1962 по май 1969 года в <адрес>, расположенных в зоне повышенного радиационного риска, в результате чего получил суммарную накопительную дозу облучения свыше 5сЗв (бэр). 16.08.1995 истцу в республике Казахстан выдано удостоверение как лицу, пострадавшему от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Ответчиками дан отказ в получении удостоверения установленного образца, что и послужило основанием для обращения в суд.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчики, буду извещенными о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, а потому суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

В представленном письменном отзыве Департамент социальной защиты населения Томской области указал, что г. Семипалатинск не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, посчитал возможным разрешить спор только при доказанности факта получения дозы облучения и связи полученной дозы с проводимыми испытаниями.

Суд, заслушав истца, изучив письменные доказательства по делу, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне регламентирован Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 названного федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Перечни), и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

При этом закон не ставит в зависимость возможность признания данного гражданина подвергшимся радиационному воздействию от момента проживания гражданина в зоне радиационного воздействия, поскольку указание в законе периода, а именно: с 1949 по 1963 годы, само по себе подтверждает факт признания государством своих социальных обязательств перед гражданами, которые в силу определенных обстоятельств, были вынуждены находится в указанный период на территории, которая подвергалась радиационному излучению.

Данная позиция нашла отражение в определении Конституционного суда РФ от 11.07.2006 № 404-О.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения данного иска, и требующими доказывания являются:

- установление факта проживание истца в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- получение в период проживания суммарной дозы облучения;

- объем полученной дозы облучения;

- наличие гражданства РФ.

Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден Правительством РФ.

Правительством РФ в распоряжении № 162-р от 10.02.1994 (в ред. от 08.02.2002 № 156-р), распоряжении от 15.03.1995 № 356-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.1995 № 1191, распоряжении Правительства РФ от 08.02.2002 № 156-р) утверждены перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

При этом тот факт, что <адрес>, <адрес> будучи территорией Республики Казахстан, не включены в число населенных пунктов, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв, самостоятельного правового значения не имеет и не может служить формальным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, что следует, в том числе, из позиции, изложенной в определении № 960-О-П от 04.12.2007 г. Конституционного Суда РФ.

Это противоречит в целом позиции Конституционного суда РФ, который неоднократно указывал: из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997 года № 18-П, от 19.06.2002 г. № 11-П).

Нахождение истца в зоне влияния радиационного облучения и проживавшем в <адрес> непосредственно в период ядерных испытаний, и более 5 лет после испытаний, а впоследствии в <адрес>, подтверждается удостоверением серии СП № 705529, выданным 16.08.1995 в Республике Казахстан, справкой № 27166 № 1255 от 04.09.2009, справкой № 20910 от 13.06.2000.

Согласно ч. 4 ст. 71 ГПК РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность и он легализован в определенном порядке. Без легализации в качестве письменных доказательств в суде в силу ч. 5 названной статьи признаются иностранные официальные документы в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Легализация документов не требуется в отношениях между странами - участницами Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в Гааге 5 октября 1961 г.). Казахстан (с 30 января 2001 г.) и Российская Федерация (с 31 мая 1992 г.) являются сторонами, подписавшими данный международный договор.

Проживание истца в указанный период времени в данном населенном пункте подтверждается следующими доказательствами:

- свидетельством о рождении серии №;

- справкой № 27166 от 04.09.2009.

Гражданство Российской Федерации истца подтверждается паспортом серии №, выданным 30.08.2007 Отделом УФМС России в Октябрьском районе г. Томска.

Наличие суммарной дозы радиации в размере 6,28-15,87 сЗв подтверждено хромосомным анализом № клинико-диагностической лаборатории НИИ медицинской генетики СО РАМН г. Томска.

Согласно п. 1.2 Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. № 5) "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

Вместе с тем, орган, уполномоченный выдавать официальные заключения относительно размера дозы облучения граждан в соответствии с названными методическими указаниями, до настоящего времени в установленном порядке не определен.

Суд принимает представленный истцом анализ-заключение в качестве доказательства, подтверждающего факт получения истцом суммарной дозы радиации свыше 5 с3в (бэр), поскольку орган, на который возложены обязанности по выдаче официальных заключений о дозах облучения, до настоящего времени в установленном порядке не определен.

Данное заключение, представленное истцом, в силу с. 71 ГПК РФ является письменным доказательством, не вызывает у суда сомнений, поскольку не опровергнуто стороной ответчика, дано медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию.

Записями трудовой книжки, заполненной 22.01.1981 на имя Скрипникова А.В., подтверждается, что трудовая деятельность истца не была связана с радиационным излучением.

Так, согласно последовательным записям в указанной трудовой книжке, истец работал техников промтелевидения, рабочего электрокотлов, плотником-бетонщиком, плотником.

Учитывая, что истец проживал в населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, непосредственно на момент испытаний с июля 1962 по май 1969 года, последующее проживание истца и род его деятельности не связаны с радиационным воздействием, суд полагает, что доказана причинная связь между наличием суммарной дозы радиации свыше 5 сЗв (бэр) с испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне.

Получение истцом дозы радиации при других обстоятельствах ответчиками не доказано.

Таким образом, суд приходит к выводу, что все обстоятельства, требующие доказывания по заявленным истцом требованиям, нашли свое подтверждение, при этом правовые последствия связаны с установлением дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Удовлетворение требования истца об установлением дозы облучения свыше 5 сЗв (б)эр повлечет правовые последствия: получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10.01.2002.

В соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 № 634 и Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Приказом МЧС России от 18.09.2009 № 540, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вносит сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а удостоверения единого образца выдает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Поскольку согласно письму от 16.11.2009 № 8-5996 Департамента социальной защиты населения Томской области сведения об истце не внесены в установленном порядке в Реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, удостоверение истцу не выдано до настоящего времени, суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о возложении обязанности на Департамент социальной защиты населения администрации Томской области внести сведения об истце в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) и возложении обязанности на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, однако с соблюдением установленной процедуры, предусмотренной Приказом МЧС России от 18.09.2009 № 540.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Скрипникова АВ к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) удовлетворить.

Признать Скрипникова АВ подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах с получением суммарной дозы облучения 5 сЗв (бэр).

Обязать Департамент социальной защиты населения администрации Томской области внести сведения о Скрипникове АВ в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выдать Скрипникову АВ удостоверение установленного образца для получения мер социальной поддержки в соответствии с процедурой, установленной Приказом МЧС России от 18.09.2009 № 540 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.10.2009 № 14969).

На решение может быть подана кассационная жалоба в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: