о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии



№ 2-1315/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2011 г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Николаенко Е.С.

при секретаре Шишовой Е.П.

при участии

истца Волкова В.И.

представителя ответчтика Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова В.И. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

Установил:

Волков В.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Томске) о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указал, что 26.10.2009 г. он обратился в ГУ УПФ РФ г. Томске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 01.02.2010 г. решением комиссии ответчика № ему было отказано в льготном исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. В специальный стаж ответчиком не был зачтен период работы с 26.04.1990г. по 25.09.1995г. (продолжительность периода 5 лет 5 месяцев) в должности заместителя главного врача в Томском областном центре здоровья в календарном исчислении по двум причинам: не подтверждено, что работа протекала в учреждении, предусмотренном разделами «Наименование учреждений» списков, наименование организации, заверяющей записи при увольнении, не соответствуют наименованию организации, осуществляющий прием». Истец полагает, что указанный период подлежит включению в стаж, так как его работа протекала в лечебно-профилактическом учреждении, дающем право на досрочное назначение пенсии. Указанное обстоятельство, по мнению истца, подтверждается тем, что областной центр здоровья на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ переименован в областной Центр медицинской профилактики. Тождественность областного Центра здоровья и областного Центра медицинской профилактики устанавливается их целями, задачами, которые закреплены приказом Министерства здравоохранения СССР от 14.10.1988г. №770, приказом Министерства здравоохранения СССР от 21.12.1992г. №330 «о переименовании Центров здоровья» и приказе Управления здравоохранения исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 02.07.1993г. №211, приказом отдела здравоохранения исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 05.09.1990г. №565.

Истец просит суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Томске включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работ с 26.04.1990г. по 25.09.1995г. - работа в должности заместителя главного врача и врача нарколога в Томском областном центре здоровья (5 лет 5 месяцев) и назначить ему указанную выше пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 26.10.2009 г.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения исковых требований, возражения поддержал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В судебном заседании пояснил, что спорный период работы с 24.04.1990 г. по 25.09.1995 г. в Томском областном центре здоровья не включен по следующим основаниям: наименование учреждения не соответствует наименованию Списков, тождественность в отношении данных наименований учреждений в установленном законом порядке не имеется, кроме того, в трудовой книжке истца запись о данном периоде работы заверена печатью Областного центра медицинской профилактики, документов о переименовании в момент обращения истца за назначением пенсии представлено не было. Пенсионный фонд в своей деятельности руководствуется Списками учреждений и должностей от 1991 г., 1999 г., 2002 г. и территориальным органам Пенсионного фонда РФ не предоставлено право их расширительного толкования. Списки являются буквальными и применяются как самостоятельные правовые нормы, так и в совокупности с установленными в законном порядке тождествами.

Заслушав объяснения истца и ответчика, изучив материалы дела, суд полагает возможным исковые требования Волкова В.И. удовлетворить.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 17.12.2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства.

К периодам работы до 01.01.2002 г. могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги - далее Список и Правила 1991 г.; за периоды работы после 01.11.1999 г. - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В отношении медицинских работников конкретного перечня учреждений, работа в которых предоставляет право на назначение пенсии по выслуге лет, Список от 06.09.1991 года N 464 не содержит. В п. 1 Списка как имеющие право на пенсию по выслуге лет перечислены врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Определяя право на выслугу лет медицинских работников за период действия Списка от 06.09.1991 N 464 при определении должности как врача либо среднего медицинского персонала и учреждения как относящегося к лечебно-профилактическому учреждению, следует руководствоваться Номенклатурой учреждений, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395, а также ранее действующей номенклатурой, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 23.10.1978 № 1000. В перечне в разделе 1 «Лечебно-профилактические учреждения» в подразделе 1.4 «Амбулаторно-поликлинические учреждения» в пункте 1.4.6 «Центры» поименованы лишь 5 видов центров, в перечне нет ни Центра медицинской профилактики, ни Центра здоровья.

В Постановлении №1066 от 22.09.1999 г. в пункте 3 указано, что данные правила и Списки могут применяться и к правоотношениям, возникшим до 01.11.1999 г. В указанном Списке в разделе «Наименование учреждений» указаны в пункте 7 Центры, при этом Центра здоровья не имеется, но имеется Центр профилактики.

В постановлении №781 от 29.10.2002 г. в разделе «Наименование учреждений» в пункте 8 поименованы Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, при этом Центра здоровья не имеется, но имеется также Центр профилактики.

Согласно Правилам подсчета и подтверждения стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. при назначении трудовой пенсии по старости во внимание принимается трудовой стаж, в доказательство которого предоставляется трудовая книжка и другие документы, подтверждающие период работы – справки, приказы и др.

Заявленные истцом требования, по сути, связаны с установлением тождественности учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и которые предусмотрены Списками, и аналогичных учреждений (организаций), имевших иные наименования. Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" этому не препятствует, поскольку исключение соответствующей возможности, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно записям трудовой книжке о спорном периоде истца Волков В.И. 26.04.1990 г. был принят заместителем главного врача в Томский областной центр здоровья и 25.09.1995 г. уволен служебным переводом в <данные изъяты> диспансер.

Согласно номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.10.1978г. №1000 разделе 2 ч. 2 к учреждениям санитарного просвещения отнесли дома санитарного просвещения.

В соответствии с п. 2.1.1. приказа Министерства здравоохранения СССР от 14.10.1988г. №770 о совершенствовании гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни с 01.01.1989г. дома санитарного просвещения были реорганизованы в центры Здоровья. В связи с чем, приложением 1 к данному приказу внесены изменения в номенклатуры учреждений здравоохранения, вместо подраздела 2 «Учреждения санитарного просвещения» с наименованием «Дом санитарного просвещения» включены в подраздел 2 «Учреждения профилактической медицины» с наименованием «Центр здоровья». Из положений данного приказа следует, что центры здоровья включали в себя подразделения медико-оздоровительного и санитарно-просветительного характера, вопросы пропаганды медико-гигиенических знаний, формирования здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками и т.д.

В соответствии с приказом отдела здравоохранения исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 05.09.1990г. №565 «О совершенствовании работы по профилактики СПИД в Томской области» был утвержден список учреждений здравоохранения и других ведомств, входящих в структуру системы профилактики и борьбы Вич –инфекций, в качестве областного уровня учреждений в нем указан Областной центр «Здоровье», которое организует и контролирует проведение санпросвещения, использует СМИ и иные источники для пропаганды здорового образа жизни, и профилактики СПИД.

В 1992 г. приказ Министерства здравоохранения СССР от 21.12.1992г. №330 «О переименовании Центров здоровья» Центры здоровья были переименованы в Центры медицинской профилактики. В качестве причины переименования указано на наличие в России широкой сети коммерческих структур с аналогичным наименованием, оказывающим медицинские услуги.

В соответствии с приказом Управления здравоохранения исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 02.07.1993г. №211 Центр здоровья (бывший дом санитарного просвещения) переименован с 01.01.1993г. в центр медицинской профилактики. Вместе с тем из приказа следует преемственность целей и задач переименованного учреждения, а именно профилактическая направленность службы, пропаганды здорового образа жизни и цель переименования – приведение в соответствие с ее функциями.

Архивная справка Департамента образования Томской области от 13.04.2010 № 17 подтверждает все переименования областного центра здоровья, начиная с приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 21.12.1992 № 330 в областной центр медицинской профилактики и дальнейшее переименования на уровне нормативных правовых актов Томской области.

Установленное переименование областного центра здоровья в областной Центр медицинской профилактики приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 21.12.1992г. №330 подтверждает правомочность заверения записи при увольнении истца из областного Центра медицинской профилактики печатью данного учреждения.

Кроме того, в материалы дела истцом представлена копия трудовой книжки П., период работы которой совпадает со спорным периодом истца в Областном центре здоровья. Данная трудовая книжка содержит запись о том, что областной центр здоровья на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ переименован в областной Центр медицинской профилактики.

Таким образом, представленные истцом доказательства в совокупности являются документальным подтверждением тождественности областного центра здоровья и областного Центра
медицинской профилактики, их целей, задач, которые закреплены в приказе Министерства здравоохранения СССР от 14.10.1988г. №770, приказе Министерства здравоохранения СССР от 21.12.1992г. №330 «о переименовании Центров здоровья» и приказе Управления Здравоохранения исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 02.07.1993г. №211.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

За назначением пенсии истец обратился 26.10.2009, с учетом включения спорного периода в стаж истца указанное право у него возникло на момент обращения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Волкова В.И. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения Волкову В.И. период работы с 26.04.1990 по 25.09.1995 (5 лет 5 месяцев) в должности заместителя главного врача в Томском областном центре.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области назначить Волкову В.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 26.10.2009.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного теста решения суда.

Судья

На момент размещения на сайте решение не вступило в законную силу.