Именем Российской Федерации
Решение
16 мая 2011г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Карелиной Е.Г.,
при секретаре Вершининой Ю.А.,
с участием истца Цымбал Н.Г.,
представителя ответчика Драчевой С.Б., выступающей на основании доверенности № 2 от 11.01.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цымбал Н.Г. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности по назначению досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении периодов работы в специальный стаж
установил:
Цымбал Н.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области, в котором просит обязать ответчика включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности <данные изъяты>, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № <адрес> по совместительству в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей и обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в отдел по назначению пенсий Управления ПФ РФ в <адрес> о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением № от 29.12.2010 г. ей было отказано в назначении пенсии в связи с не включением в педагогический стаж вышеуказанных периодов.
Как указывает истец, наименование «детский комбинат» применялось к детским дошкольным учреждениям комбинированного вида, сочетающим в себе и ясли(дети до 3 лет) и детский сад(дети старше 3 лет), однако функции и предмет деятельности детского комбината №, являющегося дошкольным образовательным учреждением в котором она работала, были аналогичны функциям и предмету деятельности ясли-сада.
В п. 1.8 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 указан тип образовательного учреждения – "дошкольные образовательные учреждения", к которым и относится учреждение, в котором работала истица в спорный период.
Отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в ее специальный стаж, поскольку на тот момент, когда она ушла в этот отпуск, действовало законодательство, которое позволяло включать такой период в специальный стаж.
По мнению истца, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов МОУ средняя общеобразовательная школа № г. Томска по совместительству подлежит включению в специальный стаж, поскольку она получала заработную исходя из нормы учебной нагрузки за ставку заработной платы, установленную для учителя начальных классов.
В судебном заседании Цымбал Н.Г. уточнила требования, просила обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в её специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью для досрочного назначения пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>; время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности <данные изъяты>. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске. Требование о включении в специальный трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поддержала.
Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Драчева С.Б. исковые требования не признала, указав, что период работы истца в детском комбинате № обоснованно не включен ответчиком в специальный стаж истца в связи с педагогической деятельностью, поскольку такое учреждение не поименовано в Списках, утвержденных Правительством РФ, а самостоятельно устанавливать тождественность указанного учреждения, учреждениям, указанным в Списках ответчик не вправе. Включение в специальный стаж истца периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ действующим законодательством не предусмотрено.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования с учетом их уточнения подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Статья 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2002 года, закрепляла, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
Аналогичная норма предусмотрена п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции Федерального закона № 139-ФЗ от 30.12.2008 г., согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу указанных выше норм закона право на получение пенсии за выслугу лет педагогических работников законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.
Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как следует из решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ Цымбал Н.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п.1ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ", в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный трудовой стаж истца в связи с педагогической деятельностью ответчиком засчитано <данные изъяты>. Из подсчета специального трудового стажа в связи с педагогической деятельностью исключены: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>, так как работа протекала в учреждении, не предусмотренном разделами «Наименование учреждений» Списков, продолжительностью <данные изъяты>; время нахождения в отпуске по уходу за ребенком -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности <данные изъяты>, так как время ухода за ребенком до 3-х лет подлежит включению в специальный стажа, если оно имело место до ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 1 год 3 дня(л.д. 15-18).
Суд не может согласиться с такими выводами ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области по следующим основаниям.
Из свидетельства о перемене фамилии № !-ОМ №, справки о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец имела добрачную фамилию- «В», которую переменила на «Ш», которая в связи с замужеством изменена на «Цымбал».
Из трудовой книжки Цымбал Н.Г.(Ш, В) от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истица с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода из <данные изъяты> в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в <данные изъяты>.
Осуществление истцом деятельности в должности <данные изъяты> в указанный спорный период в <данные изъяты> представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.
То обстоятельство, что в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ изменивший ведомственную принадлежность и перешедший в муниципальной собственность, относился к дошкольным образовательным учреждениям, именовался в спорный период <данные изъяты>, подтверждается представленными отчетами формы №-к государственной статистической отчетности за ДД.ММ.ГГГГ, которые свидетельствуют о том, что контингент детей – это дети дошкольного возраста, штаты предусматривали ставки воспитателей, медицинских сестер, музыкального руководителя, помощников воспитателей, учителя-логопеда, то есть должности, необходимые для реализации целей и задач детского дошкольного учреждения(л.д. 38-42).
Карточки-справки за ДД.ММ.ГГГГ обложки дела «Лицевые счета» за <данные изъяты> архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ, также подтверждают доводы истца о том, что <данные изъяты> именовался в спорный период <данные изъяты> (л.д. 43-48).
Указанные доказательства свидетельствуют о том, что деятельность истицы в спорные периоды была педагогической в дошкольном образовательном учреждении – <данные изъяты>, неправильно поименованном в трудовой книжке истца как «<данные изъяты>».
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463), действовавших до 22 сентября 1999 года, работа в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли) в должности учителя-логопеда давала право на льготную пенсию.
Таким образом, указанные Списки действительно не предусматривают в перечне наименований учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу в связи с педагогической деятельностью, детские комбинаты. Вместе с тем в судебном заседании нашло подтверждение, что истица работала в дошкольном образовательном учреждении, с функциями, тождественными яслям-саду.
Более того, в соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к данному гражданскому делу эти положения основного закона суд рассматривает как гарантию равенства пенсионных прав педагогических работников образовательных учреждений независимо от наименования последних.
Из конституционно-правового толкования норм о пенсионном обеспечении следует, что правовым основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся, к каковым относятся и педагогические работники, является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, обусловленной спецификой и характером труда. При этом, Правительство РФ не наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечения за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий, Правительство РФ обязано учитывать общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип всеобщности, а также предписания ч.1 ст.15 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Отсутствие в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункт 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781), учреждения "детский комбинат" не может служить основанием для отказа в принятии для исчисления выслуги лет периода работы истца также еще и потому, что в указанных Списках в разделе "Наименование учреждений" имеется указание на то, что к таковым относятся дошкольные образовательные учреждения и учреждения социального обслуживания, а расширительное толкование Правительством РФ делегированного ему законодателем права, то есть конкретизация указанных образовательных учреждений, противоречит вышеназванным требованиям Конституции РФ и пенсионного законодательства.
В связи с изложенными выводами период работы истицы в <данные изъяты> подлежит включению в ее специальный стаж.
Как указано выше, решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ.из подсчета специального трудового стажа истицы в связи с педагогической деятельностью исключен период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Из трудовой книжки истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята переводом в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в <данные изъяты>.
Из справки Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении серии III-ОМ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Цымбал Н.Г. работала <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по уходу за ребенком Цымбал А.В., ДД.ММ.ГГГГ до 1,5 лет.
В результате изменений, внесенных ФЗ № 3543-1 от 25.09.1992 г., вступившем в силу с 06.10.1992 г., в статью 167 Кодекса законов о труде РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. До введения в действия указанного закона период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж работы, учитываемый при назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно п.21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996г. №5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Как разъяснено в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 375/24-11 от 29.11.1989г. утверждены Разъяснения № 23/24-11"О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет". В соответствии с абз.2 п.7 указанных Разъяснений время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Также в абз.4 п.7 данных Разъяснений также указано, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком (до достижения ребенком возраста 1,5 лет) был предоставлен Цымбал Н.Г. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, весь период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
С учетом продолжительности периодов работы, засчитанных истице Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и периодов, подлежащих включению в её специальный стаж на основании настоящего решения (<данные изъяты>), суммарная продолжительность специального трудового стажа Цымбал Н.Г. в связи с педагогической деятельностью на день её обращения в УПФ РФ по г. Томск Томской области с заявлением о назначении пенсии ( ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты>. То есть, более предусмотренного п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», срока, предоставляющего право на досрочное пенсионное обеспечение.
В связи с чем, трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью должна быть назначена Цымбал Н.Г. досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, иск обоснован и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Цымбал Н.Г. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> назначить Цымбал Н.Г. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный трудовой стаж Цымбал Н.Г. в связи с педагогической деятельностью для досрочного назначения пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>; время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Судья
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.