решение в включении периодов работы, не отраженных в индивидуальном персонифицированном учете, в стаж работы



Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

06 мая 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Ананьевой Е.И.,

с участием истца Щерба Т.В.,

представителя ответчика Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Щерба Т.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о возложении обязанности включения периода работы в общий трудовой стаж, произведении перерасчета пенсии,

установил:

Щерба Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО, с учетом изменения требований ДД.ММ.ГГГГ просит:

- обязать ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО включить в общий и страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>;

- обязать ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО произвести перерасчет пенсии по старости в связи с включением в общий и страховой стаж периодов работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований истец указала, что является получателем пенсии по старости на основании п.п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ». Как при назначении пенсии, так и в последующем её периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> не включен в общий и страховой стаж ссылкой на то, что после постановки на индивидуальный (персонифицированный) учет сведения о таких периодах работы отсутствуют на индивидуальном лицевом счете истца.

По мнению истца, размер пенсии, назначенной с ДД.ММ.ГГГГ, должен быть установлен с учетом включения в общий трудовой и страховой стаж вышеуказанных периодов работы, в связи с чем, обратился в суд.

В судебном заседании истец требования поддержала, дала пояснения в объеме искового заявления. Считала, что главным документом, подтверждающим период работы, является трудовая книжка, которая была представлена в пенсионный орган. О том, что работодатель не представил в установленном порядке сведения о нем, истец не мог знать, поэтому не должен за это нести негативные последствия.

Представитель ответчика исковые требования не признала, поддержав отзыв на иск. В отзыве указано, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Щерба Т.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в ПФР с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому с указанной даты сведения о её трудовом стаже учитываются на основании её индивидуального лицевого счета (ИЛС) по данным ПФР. Работодатели Щерба Т.В. за спорные периоды не предоставили в ПФР сведения о стаже застрахованного лица, поэтому учесть стаж после даты регистрации в системе ПФР — а именно с ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Обязанность по перерасчету в связи с не включением спорного периода не возникает, так как на заявителе лежит обязанность предоставлять необходимые для назначения пенсии документы. Вины Управления не усматривается, поэтому производить перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ нет оснований.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Между истцом и ответчиком возникли пенсионные правоотношения, которые регулируются следующими нормативными правовыми актами.

Статьей 3 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ №173-ФЗ), согласно которой право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 7 ФЗ № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с п.п. 6 ч. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 7 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Истцу назначена трудовая пенсия по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ при страховом стаже в 29 лет 4 месяца 12 дней и специальном стаже в 21 год 3 месяца 6 дней, что подтверждается материалами дела и не спаривается сторонами.

В качестве основание для перерасчета пенсии с ДД.ММ.ГГГГ истец указывает на неправомерное исключение из общего трудового и страхового стажа спорных периодов работы.

Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую, в том числе, включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности главного бухгалтера нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, подтверждается следующими доказательствами:

- записями № трудовой книжки истца, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в должности главного бухгалтера <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по собственному желанию;

- справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о заработке, учитываемом при начислении пенсии, согласно которой в спорный период Щерба Т.В. начислялась заработная плата.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности главного бухгалтера нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, подтверждается следующими доказательствами:

- записями № трудовой книжки истца, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в должности главного бухгалтера <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по собственному желанию;

- решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с <данные изъяты> в пользу Щерба Т.В. задолженности по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ года в период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

У суда нет оснований сомневаться в достоверности пояснений истца, представленных им доказательств, в подтверждении работы в спорный период, поскольку они соответствуют п.п. 40, 41 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555) содержат номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи. Согласно п. 40 данный правил, документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи. В соответствии с п. 41 указанный Правил записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Суд отвергает доводы ответчика о том, что периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица), подлежат учету в силу п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (утв. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, исключительно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Согласно п. 2 ст. 13 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу ст. 25 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Руководствуясь приведенными нормами, следует вывод о том, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Данные выводы суда не противоречат правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П признаны противоречащими Конституции РФ пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П" указывается на то, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года).

Поскольку в соответствии со ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер пенсии, истцу производится по принципу календарного исчисления фактического периода работы, включение (зачет) в общий трудовой стаж спорных периодов работы влечет право на увеличение стажевого коэффициента для перерасчета пенсии, в силу прямого указания закона.

Выпиской застрахованного лица Щерба Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями стороны ответчика подтверждается, что при определении размера пенсии спорные периоды работы не учитывались.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

Согласно ст. 39 КЗоТ РСФСР, действовавшем в оспариваемый истцом период, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочего или служащего. Трудовые книжки велись в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 и Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС от 20.06.1974 №162, в редакции от 02.08.1985. В разделе трудовой книжки «Сведения о работе» записи о наименовании работы или должности, на которую принят работник производятся: для рабочих - в соответствии с наименованием профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.

Вины истца в том, что работодатель, внеся в его трудовую книжку запись о его работе, не осуществлял перечисления страховых взносов — нет.

Согласно п. 3 ст. 18 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-Ф3 орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. В соответствии с п. 3 ст. 19 данного ФЗ в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. В соответствии с пунктом 11 раздела третьего Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №17/19пб при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии...

Согласно п. 2 ст. 23 ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия (часть трудовой пенсии по старости). Неполученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

По смыслу данной нормы и закона в целом в случае назначения пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено пенсионным законодательством, право на получение пенсии также подлежит защите без ограничения каким-либо сроком, независимо от того, когда гражданином были обнаружены обстоятельства, повлекшие неполучение пенсии, то есть в данном случае с момента возникновения такого права у Щерба Т.В. в силу возраста, с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Щерба Т.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о возложении обязанности включения периода работы в общий трудовой стаж, произведении перерасчета пенсии - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области включить Щерба Т.В. в общий трудовой и страховой стаж периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера в <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера в <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области произвести Щерба Т.В. перерасчет трудовой пенсии по старости в связи с включением в общий трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера в <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера в <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в полном объеме путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Л.А. Шукшина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>