№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Беспамятновой Е.А.,
с участием истца Бонопартовой Т.А.,
представителя ответчика Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Бонопартовой Т.А. к администрации Томской области, администрации г.Томска, о предоставлении жилого помещения,
установил:
Бонопартова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Томской области, администрации г.Томска о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления Главы администрации Кировского района г. Томска № от № года была помещена в специализированный детский дом, поскольку отец истца БАА находился в местах лишения свободы, а мать БСН была лишена в отношении Бонопартовой Т.А. родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ мать Бонопартовой Т.В. – БСН умерла, ДД.ММ.ГГГГ отец Бонопартновой Т.А. – БАА умер.
Воспитанником детского дома Бонопартова Т.А. является с ДД.ММ.ГГГГ. При помещении в детский дом за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> сгорел.
После выпуска из детского дома проживает на съемных квартирах, в собственности жилого помещения не имеет. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии Администрации Кировского района г. Томска принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещение с порядковым номером № и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В связи с чем, просит обязать ответчиком предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди общей площадью не ниже установленных социальных норм.
Представитель ответчика - Администрации г. Томска, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель Горовцова И.В. предоставила отзыв на исковое заявление, где просила рассмотреть дело в свое отсутствие. По существу исковых требований указала следующее. Администрация г.Томска раз в год предоставляет списочно администрации Томской области сведения о количестве лиц из числа детей сирот поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящий момент размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, т.к. в 2011 году на исполнение данных полномочий выделена субвенция в размере 918 тысяч рублей, в то время как на учете в районных администрациях состоит более 70 лиц из числа детей-сирот имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Считает, что они являются ненадлежащим ответчиком. Просит отказать в иске в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала доводы, указанные в отзыве на иск, согласно которым истцу не должно предоставляться жилое помещение как ребенку – сироте, поскольку за нею ранее закреплялось жилое помещение, которое в результате пожара было признано непригодным для проживания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Бонопартовой Т.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Бонопартова Т.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись №, родителями указаны: мать – БСН, отец – БАА.
Решением Кировского районного суда г. Томска № БСН была лишена родительских прав в отношении Бонопартовой Т.А.
Постановлением Главы администрации Кировского района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ Бонопартова Т.А. была передана на полное государственное обеспечение в <данные изъяты>.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Бонопартова Т.А.. находилась в данном учреждении на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Факт наличия права у истца на получение жилого помещения вне очереди подтверждается следующими доказательствами:
- согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ истец прошла обучение в <данные изъяты>.
- распоряжением Главы администрации Кировского района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ст. 51 ЖК РФ, а также поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В списках общей очереди номер истца – 2096.
- сведениями Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждается, что в собственности у Бонопартовой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не имеется недвижимого имущества.
- как следует из сведений о регистрации права собственности, выданной Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Бонопартовой Т.А. сведения о наличии прав на недвижимое имущество отсутствуют по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ т
- в настоящее время Бонопартова Т.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> вместе со своими детьми, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
- согласно свидетельствам о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ БАА, ДД.ММ.ГГГГ гр. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта смерти №.
согласно свидетельствам о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ БСН ДД.ММ.ГГГГ гр. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта смерти №.
- как следует из постановления Главы администрации Кировского и района г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ за Бонопартовой Т.А. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
- согласно справке выданной МЧС России Государственной пожарной службой по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого сгорели стены дома, крыша и личные вещи.
Таким образом, Бонапартова Т.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем, на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В силу ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика в опровержение указанных выше обстоятельств доказательств не представлено.
Довод администрации Томской области о том, что истца стоило поставить на учет граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания по ч.2. ст. 57 ЖК РФ суд не принимает исходя из следующего. Истец имеет право на предоставление внеочередного жилья как ребенок-сирота, и как гражданин, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодными для проживания. Основание предоставления истец вправе выбрать самостоятельно, что истцом и сделано. Пожар произошел до совершеннолетия истца, когда обязанности содержать данное жилое помещение у нее не было.
В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).
В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.
Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008 года № р344 (в ред. от 08.04.2010) «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).
Решением Думы города Томска от 13.12.2005года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Бонапартовой Т.А. жилое помещение. В связи с чем, администрация города Томска является надлежащим ответчиком, исковые требования к ней являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бонопартовой Т.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Томской области обеспечить передачу администрации города Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением площадью не менее 17,0 квадратных метров Бонопартовой Т.А..
Обязать администрацию города Томска за счет средств, предоставленных администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением Бонопартовой Т.А., приобрести и предоставить Бонопартовой Т.А. вне очереди на условиях договора социального найма на территории муниципального образования город Томск жилое помещение общей площадью не менее 17,0 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Л.А. Шукшина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>ь