РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Карелиной Е.Г.,
при секретаре Вершининой Ю.А.,
с участием представителя заявителя Макаровой Т.В.- адвоката Гавриловой Т.В., действующей на основании ордера № 000309 от 20.02.2011 г., представителя администрации Советского района г. Томска Ким А.В., действующей на основании доверенности 17.01.2011г.,
рассмотрев 25 мая 2011г. в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Макаровой Т.В. о признании незаконным решения администрации Советского района г. Томска об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении от 12.04.2011 года, обязании принять на учет,
установил:
Макарова Т.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Советского района г. Томска об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, обязании принять на учет,
В обоснование своих требований указала, что является супругой погибшего(умершего) участника Великой Отечественной Войны, и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального Закона РФ «О ветеранах». В настоящее время проживает с дочерью, внучкой и двумя правнуками в квартире <адрес> площадью <данные изъяты> В данное жилое помещение вынуждена была переехать из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе и не имеет возможности проживать самостоятельно. Кроме того, однокомнатная квартира в <адрес> не отвечала установленным для жилого помещения требованиям поскольку не было обеспечено водоснабжением, канализацией, вентиляцией, имело неудовлетворительное состояние крыльца и лестницы. При том, что <адрес> снабжен централизованной системой водоснабжения и водоотведения. В целях признания себя нуждающейся в улучшении жилищных условий она обратилась с заявлением в администрацию г. Томска, которая в удовлетворении заявления отказала по причине продажи в ДД.ММ.ГГГГ принадлежащей ей квартиры в <адрес>. Решением суда данный отказ был признан незаконным, суд указал, что администрация не проверила обстоятельства, связанные с продажей квартиры, намерений заявителя и обязал её рассмотреть заявление в соответствии с действующим законодательством.
По результатам повторного рассмотрения заявления письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Советского района г. Томска уведомила её о принятии решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст.53,п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Отказ является незаконным и необоснованным, поскольку продажу неблагоустроенной квартиры, не отвечающей требованиям, предъявляемых к жилому помещению, в связи с необходимостью по состоянию здоровья переезда в г. Томск нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий.
Заявитель Макарова Т.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении гражданского дела без её участия.
Представитель заявителя Гаврилова Т.В. настаивала на удовлетворении требований, по основаниям изложенным в заявлении. Пояснила, что проживая в <адрес> в квартире <адрес>, Макарова Т.В. имела основания для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Квартиру была вынуждена продать в связи с переездом в г. Томск к родственникам, которые в настоящем осуществляют за ней уход, в котором она нуждается в силу возраста и состояния здоровья. Переехав в г. Томск, она существенно улучшила свои жилищные условия, поскольку квартира <адрес>, в которой она сейчас проживает с дочерью, внучкой и правнуками, является благоустроенной и позволяет пользоваться теплым туалетом и душевой комнатой, дочь осуществляет за ней уход.
Представитель администрации Советского района г. Томска Ким А.В. считала заявление не подлежащим удовлетворению, отказ администрации Советского района г. Томска в принятии заявителя на учет законным. В судебном заседании пояснила, что основанием для отказа послужило то, что заявитель продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру в <адрес>, проживая в которой она нуждающейся не являлась. Тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия, что препятствует в силу ст. 53, п.3ч.1 ст.54 ЖК РФ признанию Макаровой Т.В. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принятии на учет ранее чем через 5 лет после продажи квартиры.
На основании ст.257 ГПК РФ, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Макарова Т.В. обратилась в администрацию Советского района г.Томска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав в качестве основания отсутствие жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, а также ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
Как следует из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, заявление Макаровой Т.В. рассматривалось на заседании комиссии, принято решение : администрации Советского района запросить документы из <адрес>.
Распоряжением администрации Советского района г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Макаровой Т.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся на основании ст.53 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № за подписью заместителя Мэра по безопасности и управлению делами администрации г.Томска М заявителю было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст.53 ЖК РФ.
Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ отказ администрации г.Томска в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Макаровой Т.В. признан незаконным, на администрацию <адрес> возложена обязанность рассмотреть её заявление ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством.
Суд принимая вышеуказанное решение пришел к выводу, что решение об отказе в постановке на учет вынесено без проверки всех обстоятельств, в том числе без выяснения вопроса, имела ли Макарова Т.В. до продажи жилого помещения в <адрес> стоять на учете в качестве нуждающейся, намеренность действий заявителя.
По результатам повторного рассмотрения заявления на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам ДД.ММ.ГГГГ(протокол заседания комиссии №), письмом № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы администрации Советского района г. Томска Макаровой Т.В. сообщено об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 53, п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведение учета граждан, осуществляются органом местного самоуправления, в порядке установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно ст.38, 40 Устава г.Томска Администрация г.Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.
Согласно п. 3.1.3 Положения об администрации Советского района города Томска, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 10.08.2010г №1560), она ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 2 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) с 1 января 2006 года учет граждан ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских). Статья 6 предусматривает, что органы местного самоуправления вправе создавать жилищные комиссии или привлекать представителей общественности в иной форме при решении вопроса о принятии граждан на учет и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Постановлением №4 от 16.01.2006г. администрацией Советского района города Томска создана общественная комиссия по жилищным вопросам и утверждено Положение о ней.
Согласно главы 2 данного Положения, общественная комиссия по жилищным вопросам рассматривает заявления и документы, представленные гражданами в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятие решения о возможности постановки граждан на учет либо отказа в принятии на учет.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято компетентным органом.
В силу ч.2 ст. 52, ч.3 ст. 49 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право, в том числе, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из возможных мер социальной поддержки членов семей погибших участников Великой Отечественной войны является их обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОГУ «Ц г. Томска» Макарова Т.В. является супругой погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы(п.2 ч.1); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям(п.3 ч.1).
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При этом,в соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
П.1. Решения Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Томска, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10,0 квадратных метра общей площади на одного члена семьи.
Анализируя документы на основании которых администрацией Советского района г. Томска принято оспариваемое решение, суд приходит к следующему.
Согласно справке паспортного стола от ДД.ММ.ГГГГ Макарова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> общей и жилой площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 9). В квартире также зарегистрированы и проживают дочь заявителя- Л, являющаяся собственником квартиры, внучка- Ю, правнуки – Д, В
Сведениями из Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.20), ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 21,22), ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.24,25) подтверждается, что указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доли)дочери заявителя- Л и внучке- Ю; других объектов недвижимого имущества в их собственности, а также в собственности Д, В не имеется.
Выпиской из ЕГРПНИ от ДД.ММ.ГГГГ № из Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области(л.д.19) подтверждается, что Макарова Т.В. не имеет в собственности объектов недвижимости.
Таким образом, из представленных документов, которые представлялись заявителем в администрацию Советского района г. Томска, следует, что Макарова Т.В. в силу действующего жилищного законодательства имеет основания для принятия ее на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку несмотря на то, что она является членом семьи собственника квартиры по <адрес>, уровень обеспеченности каждого проживающего в квартире члена семьи общей площадью составляет менее 4 кв.м.( 18,2 :5=3,64 кв.м.), то есть в 2,5 раза менее установленной учетной нормы (10 кв.м.). Следовательно, заявитель должна быть принята администрацией Советского района г. Томска на учет нуждающихся в жилом помещении по п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
В силу п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из материалов дела, пояснений представителя администрации Советского района г.Томска, решение об отказе Макаровой Т.В. в постановке на учет было принято в связи с тем, что Макарова Т.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, продав ДД.ММ.ГГГГ принадлежащую ей на праве собственности квартиру по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>.м., проживая в котором не состояла и не имела право состоять на учете в качестве нуждающейся в получении жилья в администрации <данные изъяты>.
Решение принято на основании документов, приложенных Макаровой Т.В. к заявлению о принятии на учет, а также на основании сообщений главы администрации <данные изъяты> о том, что проданное заявителем жилое помещение аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке не признавалось, на учете нуждающихся в жилом помещении Макарова Т.В. не состояла и права состоять на учете не имела.
В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, бремя по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Суд считает не доказанным администрацией Советского района г. Томска наличие обстоятельств, препятствующих на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ст.53 ЖК РФ в принятии заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и следовательно законности отказа в принятии на учет Макаровой Т.В. по следующим основаниям.
Действительно, материалами дела подтверждается, что Макаровой Т.В. на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: : <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., которая ДД.ММ.ГГГГ была продана заявителем за <данные изъяты> рублей( договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ).
Пунктами 11,12 Положения о признании помещения жилым, жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 предусмотрено, что жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно техническому паспорту квартира располагалась на 2 этаже дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки, который на момент обследования в 2001г. имел 53% физический износ всех конструктивных элементов, фундамент, крыльцо и лестница которого находились в неудовлетворительном состоянии. Дом являлся неблагоустроенным, с печным отоплением, в нем отсутствовал водопровод, холодное и горячее водоснабжение, канализация, вентиляция (л.д.15-18).
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что проданная заявителем квартира не отвечала установленным для жилых помещений требованиям, являются обоснованными.
Как следует из заявления, пояснений представителя заявителя, материалов дела, подтверждается врачебной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, Макарова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в силу состояния здоровья и преклонного возраста нуждается в постороннем уходе, не могла проживать отдельно, обслуживать себя и осуществлять уход за квартирой. Ей было тяжело топить печь, носить воду на 2 этаж, где располагалась квартира, пользуясь при этом лестницей и крыльцом, находящимися в неудовлетворительном состоянии, пользоваться находящимся на улице туалетом, поэтому в 2010 г. ею было принято решение о переезде в г. Томск, где проживает ее дочь Л по настоянию последней, поскольку родственников в <адрес> у Макаровой Т.В. не имеется.
В силу п.1 Указа Президента РФ от 26декабря2006года N1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», ст.17.1 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», граждане, достигшие 80 летнего возраста, отнесены к лицам, нуждающимся в постороннем уходе, за которыми признается право на компенсационные выплаты и надбавки к пенсии.
Принимая во внимание изложенное, возраст Макаровой Т.В.(более <данные изъяты> лет), состояние ее здоровья, учитывая, что квартира, в которой она проживала одна в <адрес> не отвечала установленным для жилых помещений требованиям, не была обеспечена водоснабжением, канализацией, цены недвижимого имущества, суд соглашается, что продажа принадлежащей Макаровой Т.В. квартиры в <адрес> в связи с переездом к дочери в г. Томск произведены вынужденно, а не в целях признания ее нуждающейся в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, в настоящее время Макарова Т.В. проживает с дочерью, и внучкой, способными осуществлять за ней уход, в квартире, обеспеченной холодным и горячим водоснабжением, канализацией и несмотря на обеспеченность общей площадью ниже учетной нормы, имеет лучшие жилищные условия, чем в проданной квартире.
Других жилых помещений в собственности, на условиях социального найма Макарова Т.В. не имеет, ранее право на меры социальной поддержки по ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде улучшения жилищных условий не использовала.
В силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что отсутствуют доказательства, опровергающие добросовестность действий Макаровой Т.В., суд приходит к выводу, что отказ администрации Советского района г. Томска в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении является незаконным, поскольку Макарова Т.В. имеет право в силу ч.2 ст.52, ч.3 ст.49, п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ состоять на таком учете.
Незаконное решение об отказе в принятии на учет нарушает право заявителя на предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, требования заявителя являются обоснованными.
Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Учитывая, что судом установлена незаконность отказа в принятии Макаровой Т.В. на учет нуждающихся в жилом помещении, администрация Советского района г. Томска обязана устранить нарушения прав заявителя, приняв её на такой учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Макаровой Т.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Советского района г. Томска в признании Макаровой Т.В. нуждающейся в жилом помещении, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать администрацию Советского района г. Томска устранить допущенное нарушение права Макаровой Т.В. и принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней.
Судья
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.