Дело № 1478/11
Именем Российской Федерации
Решение
24 мая 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Николаенко Е.С.
при секретаре Агафонкиной Ю.А.
с участием
представителя заявителя Шайхетдиновой Н.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Смоляк А.С., действующей по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ
представителей заинтересованного лица Администрации г. Томска Герасимова В.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрации Ленинского района г. Томска Кучмасовой И.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Урюмцевой А.П. о признании незаконным решения Администрации г. Томска об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 17.03.2010, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении
Установил:
Урюмцева А.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Томска в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от 17.03.2010, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.21 Федерального Закона от 12.01.1995г №5-ФЗ «О ветеранах». В целях признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановки на учет, Урюмцева А.П. 10.03.2011 обратилась с заявлением в Администрацию г.Томска, которая отказала в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, об этом она была уведомлена письмом от 17.03.2011. Отказ мотивирован тем, что якобы она совершила намеренные действия, направленные на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Считает данный отказ необоснованным и незаконным в связи с тем, что переезд в г.Томск был вынужденным, так как, своего жилья у нее нет, она вынуждена была проживать с дочерью, зятем и внуком. В результате совместного проживания отношения с зятем стали напряженные, а с дочерью стали ухудшаться. Во избежании конфликтов она переехала в предложенную зятем квартиру, которая принадлежит ему на праве собственности. Впоследствии к ней переехала жена внука и правнучка, так как их брачные отношения с внуком фактически прекратились. Площадь квартиры, в которой они проживают втроем составляет 23, 4 кв.м, а обеспеченность на одного человека общей площадью соответственно 7,8 кв.м., что менее учетной нормы. Таким образом, никаких действий, специально направленных на ухудшение своих жилищных условий, преследующих цель быть признанной нуждающейся в жилом помещении, она не совершала. В контексте ст. 53 ЖК РФ указанные действия должны считаться допустимыми лишь в случае, если гражданами совершались умышленные (преднамеренные) действия. Ни каких фактических обстоятельств, доказательств, подтверждающих предположение Администрации о намеренном ухудшении ею жилищных условий не имеется, в связи с чем, Урюмцева А.П. была вынуждена обратиться в суд.
Заявитель просит суд признать незаконным решения Администрации г. Томска, обязать Администрацию г. Томска принять Урюмцеву А.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от 17.03.2010, обязать Администрацию г. Томска принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Определением Советского районного суда г. Томска от 18.05.2011 к участию в рассмотрении гражданского дела по заявлению Урюмцевой А.П. в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Ленинского района г. Томска.
Урюмцева А.П., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителей.
Суд на основании ч.5 ст.167, ч.2 ст.257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя.
Представитель Шайхетдинова Н.Г., дочь заявителя в судебном заседании пояснила, что свою маму Урюмцеву А.П. перевезла из <адрес>, где она проживала в старом деревянном доме, никокого жилья за все время ни отцу, как инвалиду ВОВ, не ей не выделяли. Заявитель сама является тружеником тыла, имеет орден, является вдовой инвалида войны. До переезда в г. Томск заявителя, квартира по адрес 1 была приватизирована в ее индивидуальную собственность, остальные члены ее семьи от приватизации отказались. На момент регистрации по месту жительства в <данные изъяты> квартире Урюмцевой А.П., в ней уже проживали 2 семьи в количестве 5 человек. Из-за разлада в семье, ее муж предложил переехать Урюмцевой А.П. в малосемейку на адрес 2, куда она была вселена не как член семьи, а по договору безвозмездного пользования. После того, как у внука Урюмцевой прекратились брачные отношения, сноха и правнук переехали к ней.
В судебном заседании представитель заявителя адвокат Смоляк А.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании пояснила, что площадь квартиры по адрес 1 не может быть взята в расчет совокупной площади на одного члена семьи для целей нуждаемости, так как заявитель с Шайхетдиновой Н.Г. совместно не проживают, она не является членом её семьи. В квартиру по адрес 2 Урюмцева А.П. также вселена не как член семьи собственника. Со стороны заявителя никаких преднамеренных действий не было. К указанным действиям не могут относиться увеличение числа членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения. Ни каких фактических обстоятельств, доказательств, подтверждающих предположение Администрации о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий, не имеется. Таким образом, Администрацией г. Томска безосновательно отказано заявителю в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, тем самым созданы препятствия к осуществлению прав заявителя на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в дальнейшем на его получение.
Представитель администрации г.Томска Герасимов В.В. заявленные требования не признал. Суду пояснил, что Урюмцевой А.П. было отказано в постановке на учет решением комиссии, созданной при Администрации г.Томска. 11.03.2011 года распоряжением мэра г. Томска полномочия комиссии прекращены, в связи с чем не может быть удовлетворено требование заявителя к Администрации г. Томска об обязании поставить на учет. В то же время, полагал, что решение об отказе в постановке на учет было принято правомерно, так как действие ст.53 ЖК РФ распространяется, в том числе, и на ветеранов ВОВ и членов их семей. Администрация Ленинского района г. Томска согласилась с данным решением, своего решения не принимала. Урюмцева А.П. была вселена в квартиру зятя и дочери как член семьи и проживала там, потом её переселили в квартиру на адрес 2, в квартиру меньшей площади, а после вынесения решения об отказе в постановке на учет в 2010 году, в квартиру на адрес 2 были прописаны жена внука и правнучка. Дочь привезла из деревни бабушку к себе, значит, она считала её членом своей семьи. Администрация полагает, что в данном случае нуждаемость создана искусственно.
Представитель Администрации Ленинского района г. Томска полагала заявление не подлежим удовлетворению, а решение Администрации г. Томска законным и обоснованным. Еще в 2010 году Урюмцевой А.П. было отказано в постановке на учет, и оно не обжаловалось, после чего в квартиру, где проживала Урюмцева А.П., были прописаны сноха и правнучка. Квартира на адрес 2 является общей совместной собственностью, как дочери заявителя, так и зятя, поэтому положение п. 2 ст. 51 ЖК РФ должно применяться. Родители являются членами семьи детей, а заявитель имеет регистрацию, в том числе и в квартире дочери. Договор безвозмездного пользования вызывает сомнение, а намеренность выражается в том, что в квартиру по адрес 2 вселили сноху и правнучку после того, как было отказано в постановке на учет в 2010 году.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные Урюмцевой А.П. требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОГУ <данные изъяты> Урюмцева А.П. является супругой умершего инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из возможных мер социальной поддержки членов семей погибших участников Великой Отечественной войны является их обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 21 указанного закона, лицам нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведение учета граждан, осуществляются органом местного самоуправления, в порядке установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Томской области данный вопрос регламентируется законом Томской области № 91-ОЗ от 08.06.2005г «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Согласно ст. 4 Закона № 91-ОЗ от 08.06.2005г орган местного самоуправления принимает решение об отказе в принятии на учет только по основаниям, предусмотренным статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае, предусмотренном ст. 53 ЖК РФ.
Статьей 2 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) предусмотрено, что с 1 января 2006 года учет граждан ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских). Статья 6 предусматривает, что органы местного самоуправления вправе создавать жилищные комиссии или привлекать представителей общественности в иной форме при решении вопроса о принятии граждан на учет и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном органом местного самоуправления.
В ходе судебного заседания установлено, что Урюмцева А.П. 10 марта 2011 года обратилась в администрацию Ленинского района г.Томска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав в качестве основания отсутствие жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, а также ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
Как установлено материалами дела заявление Урюмцевой А.П. было рассмотрено на комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны при Администрации г. Томска, созданной согласно распоряжению от 25.02.2010 № р154.
Указанная комиссия создана Распоряжением Администрации города Томска от 25.02.2010г. №р154 в целях неукоснительного соблюдения Указа Президента РФ от 08.05.2008г.№714, Федерального Закона «О «ветеранах» по вопросам обеспечения улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов великой отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) ветеранов и инвалидов великой Отечественной войны, исключения случаев необоснованного отказа постановки данных категорий граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден состав комиссии во главе с председателем – заместителем Мэра по безопасности и управлению делами администрации г.Томска Мельниковым А.А. (далее- городская комиссия).
Согласно протоколу заседания Городской комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов ВОВ № от 10.03.2011 Урюмцевой А.П. было отказано в постановке на учет. В качестве основания указана ст. 53 ЖК РФ.
17 марта 2011 Урюмцевой А.П. письмом № за подписью заместителя Мэра по социальным вопросам - заместителем председателя комиссии А.П. Балановским был дан ответ, в котором сообщалось об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, так как не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.
Как установлено материалами дела заявление о принятии на учет подавалось в Администрацию Ленинского района г. Томска, что входит в пределы ее полномочий, но какого-либо решения общественной комиссией по жилищным вопросам о возможности постановки Урюмцевой А.П. на учет либо отказа в принятии на учет не принималось.
Представители Администрации г. Томска и Администрации Ленинского района в судебном заседании пояснили, что принятое Администрацией Ленинского района заявление от Урюмцевой А.П. и документы были преданы для обсуждения и принятия соответствующего решения городской комиссии.
Проанализировав представленные документы, учитывая, что Администрацией г.Томска комиссия создана для решения вопросов, связанных с постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, что заявление Урюмцевой А.П. рассматривалось 10 марта 2011 года именно указанной комиссией, администрацией Ленинского района г.Томска лишь были принят необходимый пакет документов, никаких решений комиссий в адрес заявительницы не направлялось, суд приходит к выводу, что Урюмцева А.П. обоснованно обратилась в суд, обжалуя решение именно Администрации г.Томска.
С учетом того, что на момент принятия решения об отказе в постановке на учет городская комиссия действовала на законных основаниях, суд полагает, что решение об отказе Урюмцевой А.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято компетентным органом, решение которой может быть обжаловано в порядке гл. 25 ГПК РФ.
В соответствии с Распоряжением администрации Города Томска от 11.03.2011 N р181 "Об отмене распоряжения администрации города Томска от 25.02.2010 N р154 "О создании комиссии" распоряжение администрации города Томска от 25.02.2010 N р154 "О создании комиссии" отменено.
Однако, несмотря на прекращение полномочий городской комиссии, указанное решение является действующим, оно не отменено, что не лишает права Урюмцеву А.П. требовать признания его незаконным, так как оно, по ее мнению, создает препятствия к осуществлению прав заявителя на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а рассмотрение вопроса о его незаконности может устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению прав заявителя и свобод.
Оценивая правомерность отказа районной Администрации г. Томска в постановке Урюмцевой А.П. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, суд, руководствуется ст. 51 ЖК РФ, которой установлены основания нуждаемости граждан в жилых помещениях и которые должны проверяться жилищными комиссиями.
Основаниями для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в заявлении Урюмцевой от 10.03.2011 указаны подп. 2,3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ в соответствии с которыми гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Урюмцева А.П. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма и собственником жилых помещений, что подтверждается представленными в материалы дела Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37), сведениями о регистрации права собственности Томского филиала ФГУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45), справкой ОГУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ В доказательство обратному заинтересованным лицом не представлено.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о том, является ли Урюмцева А.П. нуждающейся в жилом помещении, в отказе в постановке на учет Администрация г. Томска указала, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет обеспеченность общей площадью жилого помещения по прежнему месту жительства (адрес 1) составляла 12, 5 кв.м. общей площади, что превышает учетную норму постановки на учет (без учета общей пощади квартиры, принадлежащей на праве собственности зятю Ш.Ю..). В решении Администрации г. Томска в качестве основания отказа указано на п. 2 ст. 51 ЖК РФ.
Данный вывод в решении Администрации г. Томска необоснован и не мотивирован.
В силу ч.1 ст. 31 ЖК РФ членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Следовательно, для признания Урюмцевой А.П. членом семьи собственника жилого помещения необходимо наличие двух юридических фактов: совместное проживание с собственником жилого помещения и вселение заявителя собственником жилья в качестве члена его семьи.
Из ответа Администрации г. Томска и документов представленных в материалы дела невозможно сделать вывод как указанные обстоятельства выяснялись и учитывались при решении вопроса о нуждаемости.
Материалами дела установлено, что Урюмцева А.П. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: адрес 2 с 12.03.2010, в котором также с 04.02.2011 зарегистрированы У.Л., У.И.., и которые фактически проживают совместно с ней. Данное обстоятельство представителем заинтересованного лица не оспаривалось. Иного в решении Администрации г. Томска не содержится.
Согласно справке общая площадь указанной квартиры составляет 23,6 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации право собственности на квартиру по данному адресу зарегистрировано за Ш.Ю. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании участниками процесса не оспаривалось, что квартира приобретена в период брака дочери заявителя и оформлена на ее мужа.
Согласно гл. 7 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом являются также приобретенные за счет общих доходов супругов недвижимые вещи независимо от того, на имя кого из супругов они приобретены.
Собственники жилого помещения, а именно зять Ш.Ю. и дочь Шайхетдинова Н.Г. с Урюмцевой А.П. в квартире не проживают, общее хозяйство с ней не ведут.
Заявителем в Администрацию Ленинского района г. Томска был предоставлен договор безвозмездного пользования жилым помещением от 12.03.2010 г., заключенный между Ш.Ю. и Урюмцевой А.П. в соответствии с которым квартира по адресу: адрес 2 предоставлена Урюмцевой А.П. в безвозмездное бессрочное пользование.
Указанный договор предоставлялся в Администрацию еще в 2010 году, как подтверждающий, по мнению, представителя заявителя, волеизъявление собственника на вселение Урюмцевой А.П. в данное жилое помещение не в качестве члена семьи.
Вместе с тем, как следует из решения Администрации г. Томска данному обстоятельству оценка не дана, в связи с чем, содержание волеизъявления собственника на ее вселение не выяснялось, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям.
Ранее Урюмцева А.П. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес 1.
Согласно свидетельству о государственной регистрации собственником указанной квартиры в порядке приватизации является дочь заявителя Шайхетдинова Н.Г., площадь квартиры составляет 50, 10 кв.м.
Согласно справке с места жительства на 25.02.2010 года в указанной квартире были зарегистрированы Урюмцева А.П., ее зять, дочь и внук.
Частью 4 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Вместе с тем, на момент принятия решения Администрацией г. Томска, Урюмцева А.П. в указанной квартире не проживала, снялась с регистрационного учета и была зарегистрирована в квартире по адрес 2
В нарушение ст. 31 ЖК РФ, ч.4 ст. 51 ЖК РФ в решении Администрация г. Томска, при установлении обстоятельств, предусмотренных ч.4 ст. 51 ЖК РФ не указано в связи с чем, общая площадь по адрес 1, подлежит включению при расчете уровня обеспеченности жильем Урюмцевой А.П. Как, следует из материалов дела Урюмцева также не проживает совместно с собственником жилого помещения Шайхетдиновой Н.Г., зарегистрирована и проживает по другому адресу.
Судом для целей определения нуждаемости не принимается доводы представителя заявителя о том, что квартира по адресу: адрес 1 находится в залоге у банка как не основанные на норме права. Несмотря на залог, квартира является собственностью залогодателя, право на нее не прекращено.
Таким образом, решением Администрации необоснованно - со ссылкой на ч.4 статьи 51 ЖК РФ указано об отсутствии законных оснований для принятия Урюмцевой А.П. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из пояснений представителя Администрации г.Томска, решение об отказе Урюмцевой А.П. в постановке на учет было принято на основании того, что она намерено ухудшила жилищные условия, когда в помещение в котором она проживает по адрес 2, были вселены другие члены семьи, а именно сноха и правнучка заявителя.
Ни само решение, ни протокол городской комиссии № не содержит выводов, на основании которых заявителю отказано в соответствии со ст. 53 ЖК РФ.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из указанной нормы следует, что сам гражданин, умышленно совершает действия с намерением состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как следует из документов, представленных в Администрацию г. Томска Урюмцева А.П. никогда не имела и не имеет на праве социального найма или праве собственности жилые помещения. Переезд ее из одной квартиры в другую намеренным ухудшением жилищных условий признать нельзя. Не являясь нанимателем жилого помещения или их собственником, она, не имела возможности прописывать в жилое помещение иных лиц.
Вместе с тем, по смыслу ст.53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. При этом к действиям, относящимся к умышленным относятся: действия, направленные на прекращение права собственности на жилое помещение; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми; приведение жилого помещения в состояние, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям; изменение порядка пользования жилыми помещениями; обмен жилого помещения; невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке; определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений.
Такие действия могут быть установлены органом, осуществляющим постановку гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ни каких фактических обстоятельств, доказательств, подтверждающих предположение Администрации о намеренном ухудшении Урюмцевой А.П. своих жилищных условий в решении Администрации г. Томска не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение об отказе в постановке на учет вынесено без проверки всех обстоятельств, без учета положений действующего жилищного законодательства РФ о признании членом семьи, намеренности действий заявителя в ухудшении жилищных условий.
Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно ст.25 Устава г. Томска (в ред. решения Думы г. Томска от 30.11.2010г №14) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.
Поскольку решение вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и переданы администрации района, учитывая, что на комиссии по жилищным вопросам Администрации Ленинского района заявление Урюмцевой А.П. не рассматривалось, полномочия городской комиссии на сегодняшний день прекращены, суд считает возможным возложить обязанность по восстановлению прав заявителя путем возложения обязанности на Администрацию города Томска, структурным подразделением которой является Администрация Ленинского района, рассмотреть заявление Урюмцевой А.П. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ администрации г.Томска в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Урюмцевой А.П., выраженный в ответе заместителя Мэра г. Томска № 1464 от 17.03.2011.
Обязать Администрацию г.Томска рассмотреть заявление Урюмцевой Анны Павловны от 10.03.2011 о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья:
На момент размещения на сайте решение не вступило в законную силу.