Решение об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство



Именем Российской Федерации

Решение

16 мая 2011 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шефер И.А.

при секретаре Панфиловой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Кириллова НП об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство административно-офисного здания по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью председателя комитета строительного и земельного контроля Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска,

установил:

Кириллов Н.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство административно-офисного здания по <адрес>, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № за подписью председателя комитета строительного и земельного контроля Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска и обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации города устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, выдать разрешение на строительство административно-офисного здания по адресу <адрес>

В обоснование своих доводов заявитель указал, что председателем комитета строительного и земельного контроля Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска было отказано в выдаче разрешения на строительство административного здания по адресу: <адрес>. Данный отказ выражен в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, основания отказа указано:

- непредоставление согласования стройгенплана производства строительных работ с другими смежными арендаторами земельного участка во дворе здания <адрес> (в том числе ООО «<данные изъяты>»);

- отсутствие согласования с владельцами гаражей, находящихся в опасной зоне работы манипулятора при погрузочно-разгрузочных работах.

Заявитель полагает, что отказ в выдаче разрешения на строительство, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью председателя комитета и земельного контроля незаконным и необоснованным, поскольку в закрытом перечне документов, указанных в норме ч. 7 ст. 51 ГрСК РФ такие документы не поименованы. Гаражи, указанные в письме в качестве недвижимости не числятся. Границы арендуемого им земельного участка с арендаторами смежного участка ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» были согласованы при межевании. Иных смежных арендаторов земельных участков по отношению к земельным участкам, арендуемым заявителем согласно плану территории, не выявлено.

Заявитель о месте и времени извещен надлежащим образом в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, с участием представителя Вихлянцевой М.В.

Его представитель Вихлянцева М.В., действующая на основании доверенности завяленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении, уточнив требование, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения в соответствии с действующим законодательством.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска Герасимов В.В. действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ суду пояснил, что действительно ответ департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска составлен некорректно, поскольку непонятно, что конкретно от заявителя требуется. Владельцы гаражей ему не известны, как объекты недвижимости гаражи не зарегистрированы. ООО «<данные изъяты>» и <данные изъяты> не являются арендаторами земельных участков, они являются арендаторами помещений в здании.

Суд, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной – письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина.

В судебном заседании установлено, что Кириллов Н.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска с заявлением о выдачи разрешения на строительство административно-офисного здания по адресу: <адрес>, что подтверждается указанным заявлением, с отметкой входящего №.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью председателя комитета строительного и земельного контроля Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство административно-офисного здания по адресу: <адрес> на основании:

- непредоставление согласования стройгенплана производства строительных работ с другими смежными арендаторами земельного участка во дворе здания № по <адрес> (в том числе ООО <данные изъяты> и <данные изъяты>);

- отсутствие согласования с владельцами гаражей, находящихся в опасной зоне работы манипулятора при погрузочно-разгрузочных работах.

В соответствии с п.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет документ, дающий застройщику право осуществлять строительство.

Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (п.16 ст.1 ГрК РФ).

Таким образом, застройщиком могут являться собственники, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Разрешение на строительство заявителем подано для строительства объекта недвижимости – административно-офисного здания по <адрес> в <адрес> на двух земельных участках, арендатором которых является он, сформированных для осуществления строительства:

- согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка (<данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., разрешенным использованием – назначением под <данные изъяты> (проектирование и строительство);

- согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка (<данные изъяты>), расположенному по адресу <адрес> (ранее сложившийся адрес: <адрес>), общей площадью <данные изъяты>., разрешенным использованием – назначением для строительства <данные изъяты>.

Согласно ч.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

В силу ч.5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Согласно п.1.1, п.1.3, п. 3.10 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Томска (далее положение о Департаменте), Департамент является органом Администрации города Томска, осуществляет, в том, числе, управленческие функции в сфере градостроительства, архитектуры и землепользования на территории муниципального образования «Город Томск», в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законодательством РФ и Томской области, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, правовыми актами Губернатора и Администрации Томской области, местными правовыми актами.

В силу п.2.1 Положения о Департаменте в предмет деятельности Департамента включено решение вопросов по выдаче разрешений на строительство.

Согласно п.п. 1.1 Положения о Комитете строительного и земельного контроля департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска Комитет является структурным подразделением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска.

Согласно п. 4.1 Положения о Комитете, Комитет, в том числе, рассматривает заявления физических лиц на выдачу разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и принимает решения о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно п. 6.1, 6.2, 7.1 Положения о Комитете, Комитет возлагает председатель, который руководит деятельностью Комитета и несет ответственность за его результаты, в пределах своей компетенции подписывает документы, несет ответственность за своевременность, качество выполнения задач, возложенных на комитет.

Таким образом, председатель Комитета вправе единолично принимать решения от отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку это относится к полномочиям Комитета, который он возглавляет, за деятельность которого несет ответственность.

Согласно ч.11 ст. 51 ГрК РФ Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ч.7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).

Согласно заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ №. от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № были представлены в департамент архитектуры и градостроительства г. Томска все необходимые для выдачи разрешения на строительство документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации (пояснительная записка); схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства.

Также заявителем было представлено проектная документация, согласованная с Департаментом культуры Томской области.

Решением <данные изъяты> суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу по заявлению Кириллова Н.П. о признании незаконным отказа председателя комитета строительства и земельного контроля Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска в выдаче разрешения на строительство, установлено, что Кирилловым Н.П. представлены все необходимые документы в соответствии с ч.7 ст. 51 ГрК РФ, кроме согласования с Департаментом по культуре Томской области, которое должно быть выражено в виде отдельного письма либо визы на проектную документацию на строительства объекта по указанному адресу. Указанные требования заявителем исполнено, проектная документация на строительство административно-офисного здания по <адрес> согласована с Департаментом культуры Томской области.

Вместе с тем, как указано выше, заявителю вновь отказано в выдаче разрешения на строительство административно-офисного здания по <адрес> с указанием о непредоставлении согласования стройгенплана производства строительных работ с другими смежными арендаторами земельного участка во дворе здания № по <адрес> (в том числе <данные изъяты> и <данные изъяты>) и отсутствие согласования с владельцами гаражей, находящихся в опасной зоне работы манипулятора при погрузочно-разгрузочных работах.

Согласно картам-планам земельных участков, по адресу: <адрес>, смежными по отношению к арендуемым заявителем земельным участкам являются: земельный участок, арендуемый ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты> и земли общего пользования.

С указанными арендаторами смежного участка заявителем при межевании были согласованы границы арендуемых заявителем земельных участков, а также раздел проекта «Организация строительства», что подтверждается актом согласования границ земельного участка, а также письмами от ДД.ММ.ГГГГ и проектом «Организация строительства».

Доказательств иных смежных арендаторов земельных участков по отношению к земельным участкам, арендуемым заявителем представителем департамента архитектуры и градостроительства не представлено. Кроме того, в судебном заседании представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска пояснил, что ООО <данные изъяты> и <данные изъяты> арендаторами земельных участков не являются, поскольку доказательств тому не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что имеются другие смежные арендаторы земельного участка.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска в судебном заседании пояснил то, что ответ департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска составлен некорректно, поскольку что требуется от Кириллова Н.П. непонятно, вместе с тем пояснил, что Кириллову Н.П. все разъяснялось устно. Представитель департамента указывает, что фактически главной причиной отказа послужило то, что крайне мало земли для строительства административно-офисного здания по <адрес>. Данные доводы суд во внимание не принимает, поскольку в официальном ответе такие доводы не указаны, равно как и не указано, что организация строительства выходит за границы земельного участка, арендованного Кирилловым Н.П., следовательно, доводы представителя департамента необоснованны.

Кто является собственниками гаражей представителю заинтересованного лица не известно, доказательств того, что гаражи являются объектами недвижимого имущества представителем также не представлено. Следовательно, доводы представителя необоснованны.

Кроме того, как указано выше, Кирилловым Н.П. для выдачи разрешения на строительство представлены все необходимые документы в соответствии с ч.7 ст. 51 ГрК РФ, что не оспаривалось представителем департамента архитектуры и градостроительства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ в выдаче разрешения на строительство административно-офисного здания по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью председателя комитета строительного и земельного контроля Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска на законе не основан.

Согласно ч. 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление Кириллова НП удовлетворить.

Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство административно-офисного здания по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью председателя комитета строительного и земельного контроля Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска и обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска устранить допущенные нарушения путем принятия решение в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение десяти дней.

Судья: И.А. Шефер

Решение не вступило в законную силу.