о признании незаконным решения, зачете периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии



№ 2-973/11

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

18 мая 2011 года город Томск Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домбровской Н.Т. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области» о признании незаконным решения, зачете периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Домбровская Н.Т. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Томске Томской области о признании незаконным решения ГУ УПФР в г. Томске Томской области от 31.12.2010 № в части исключения из специального трудового стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения 9 месяцев 7 дней и в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периоды:

- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № общей продолжительностью 3 месяца 14 дней;

- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);

- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);

- обучения с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календарной продолжительностью 2 месяца и 3 дня;

- специализации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммарной календарной продолжительностью 5 месяцев 20 дней;

- донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммарной продолжительностью 1 месяц 13 дней;

- командировку ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 день.

Просила также ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований указала, что периоды ее работы в качестве медицинской сестры должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку работа протекала в должности и структурном подразделении, дающим такое право. Периоды специализации и обучения с отрывом от производства должны включаться в стаж, поскольку в эти периоды за работником сохранялось место работы и средняя заработная плата. В донорские дни работник также освобождался от работы с сохранением средней заработной платы. Время нахождения в командировке должно включаться в общий трудовой стаж.

В судебное заседание истец не явилась, будучи извещена. Представитель истца Махров В.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что работа <данные изъяты> относилась к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Кроме того, исходя из Постановления Госкомтруда СССР. Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, работа <данные изъяты> является работой с вредными условиями труда. За время работы истца в должности <данные изъяты> №, наименование отделения реанимации и анестезиологии не менялось. Другого отделения, связанного с реанимацией, анестезиологией и интенсивной терапией, в больнице нет. В период работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, также имелось только одно отделение анестезиологии и реанимации с операционным блоком.

Представитель ответчика Драчева С.Б. иск не признала и пояснила, что истцом не были представлены пенсионному органу доказательства ее работы в спорные периоды в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев. Работа по должности <данные изъяты>, которая относится к младшему медицинском персоналу, не подлежит включению в специальный стаж, поскольку младший медицинский персонал не пользуется правом на досрочную пенсию. Периоды учебы на курсах повышения квалификации – специализация, донорские дни, командировка исключены из специального стажа, т.к. данный период не является работой в должности.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004. указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.

Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991. N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В пункте 2 указанного Постановления СМ РСФСР установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

В пункте 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066) установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Согласно Перечню структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, льготному исчислению подлежит стаж работы только в тех должностях и в тех структурных подразделениях, которые прямо предусмотрены данным Перечнем.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. В данном Перечне также содержится исчерпывающий список должностей и структурных подразделений, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа. Среди таких названы должности медицинских сестер-анестезисток, медицинских сестер, в том числе и старших в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.

Факт работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> подтверждаются записями в трудовой книжке.

В штатном расписании <данные изъяты> № на 01.08.1994 значится <данные изъяты>.

Согласно справке <данные изъяты> №» от 17.05.2011 №, в штатном расписании с 1994 по 2002 годы значится отделение реанимации и анестезиологии (с 2002 года по настоящее время – отделение анестезиологии-реанимации) С 1975 по 1994 годы наименование отделения не менялось, другого отделения, связанного с реанимацией, анестезиологией, интенсивной терапией в больнице не было. В период с 1977 по 1979 Черненко (Домбровская) Н.Т. осуществляла работу <данные изъяты>

В ответе <данные изъяты> от 17.05.2011 № указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> работала в должности <данные изъяты> В соответствии со штатным расписанием на 1979 год, группа реанимации, как и операционный блок, входила в состав отделения анестезиологии и реанимации. Указанные сведения подтверждаются штатным расписанием <данные изъяты> на 1979 год.

С учетом изложенного, суд считает, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец работала в должности и отделении, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Доказательства обратного ответчиком не представлены, в то время как согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № не подлежит включению в специальный стаж.

В указанный период действовало утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Исходя из указанного Положения, работа в должности санитарки (младший медицинский персонал) не давала права на пенсию за выслугу лет. В принятых впоследствии нормативных актах, регулирующих вопросы о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002 N 781), также не указаны должности младшего медицинского персонала, в том числе санитарки. В Постановлении Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» также не указана должность санитарки.

Периоды специализации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж, поскольку специализация проходила по решению руководителя для повышения квалификации работника. Данное обстоятельство подтверждается приказами работодателя о направлении истца на специализацию. По указанным периодам истцом представлены удостоверения и сертификаты о повышении квалификации. По тем же основаниям подлежит включению в специальный стаж период командировки ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, как следует из уточняющей справки <данные изъяты> от 19.11.2010 № как периоды специализации, так и период командировки предоставлялись с сохранением средней заработной платы и рабочего места.

В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Исходя из этого, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, то период нахождения на специализации должен включаться в специальный стаж.

Донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежат включению в специальный стаж.

Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ, в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Правомерность зачета донорских дней в специальный стаж подтверждается Письмом ПФ РФ от 07.12.1998 № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней».

По сведениям <данные изъяты> страховые взносы за указанные периоды донорства Домбровской Н.Т. полностью начислены и оплачены.

Период обучения с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж.

Зачет указанного периода не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.

Истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что на обучение она направлялась работодателем, не представлены доказательства, подтверждающие характер обучения и факт прохождения данного обучения в период с. 07.05.1989 по 09.07.1989.

Требование истца о признании незаконным решения пенсионного органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указано, что поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и, следовательно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ («Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"), дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Таким образом, назначение пенсии является прерогативой пенсионного органа. Суд не вправе в своей деятельности подменять данный орган. В то же время, любые решения участников гражданского оборота, в том числе и пенсионного органа, могут быть проверены судом на предмет соответствия их закону.

Из содержания решения ГУ УПФР в г. Томске Томской области от 31.12.2010 № следует, что оно является законным и обоснованным, поскольку принято в соответствии с полномочиями пенсионного органа и требованиями Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Различная оценка пенсионным органом и судом представленных документов не может свидетельствовать о незаконности решения пенсионного органа, который уполномочен самостоятельно оценивать представленные для назначения пенсии документы. К тому же, настоящее решение по всем спорным периодам вынесено с учетом тех доказательств, которые не были представлены пенсионному органу до вынесения решения от 31.12.2010г.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

При пересчете, с учетом включения указанных периодов, стаж работы истца на дату обращения за назначением пенсии составит более 30 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Домбровской Н.Т. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области» удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области»:

- включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) периоды:

работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> №;

работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>;

- включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения:

периоды специализации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

командировку ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 день.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области» назначить Домбровской Н.Т. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 19.11.2010г.

Отказать в удовлетворении исковых требований Домбровской Н.Т. об обязании Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области» включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периодов: работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> №; обучения с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решения ГУ УПФР в г. Томске Томской области от 31.12.2010 №.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области в пользу Домбровской Н.Т. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.